МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей естественных наук, технологии,
физкультуры
Зам. директора по УВР
И.о.директора МБОУ СОШ № 11
____________ /Кузнецова Е.А/
______________ Баженова Н.А./
26.08.2025 г.
приказ № 02-01-269 от 27.08.2025 г.
протокол № 86 от 26.08.2025 г.
_______________/Ягофарова Е.А../
Рабочая программа по географии
6 класс
Учитель: Несмащнева Тамара Михайловна
Чайковский, 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части образовательной программы основного общего образования. Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний
о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Данная программа предусматривает изучение курса на базовом
уровне (1ч/н, 34 часа за учебный год).
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения
знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности,
о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов
Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их
использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления
сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки
(специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с
опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей
среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных
традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран
мира,
объектам
Всемирного
культурного
наследия
человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических
науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество):
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты. К концу обучения в 6 классе:
описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических
объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
различать питание и режим рек;
сравнивать реки по заданным признакам;
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
называть причины образования цунами, приливов и отливов;
описывать состав, строение атмосферы;
определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов
природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и
распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его
относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого
земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
различать виды атмосферных осадков;
различать понятия «бризы» и «муссоны»;
различать понятия «погода» и «климат»;
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или)
цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической
форме;
называть границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в
природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности,
путей решения существующих экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Раздел 1. Оболочки Земли
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые
и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана
на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом
океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники:
горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия
образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры
воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над
горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения
солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных
осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог.
Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в
атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог.
Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между
данными элементами погоды.
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли.
Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в
Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Заключение
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и
локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав.
Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
Тематическое планирование:
№
Раздел
Раздел 1. Оболочки Земли.
1
Тема 1. Гидросфера
– водная оболочка
Земли.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Урок 1. Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение
гидросферы.
Урок 2. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод.
Океанические течения.
Урок 3. Мировой океан и его части.
Урок 4. Движения вод Мирового океана. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и
наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Урок 5. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки. Практическая работа №1
"Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам".
Урок 6. Озёра. Профессия гидролог. Практическая работа №2 "Характеристика одного из крупнейших озёр
России по плану в форме презентации".
Урок 7. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использования. Минеральные источники.
Урок 8. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота.
Урок 9. Человек и гидросфера. Практическая работа №3 "Составление перечня поверхностных водных
объектов своего края и их систематизация в форме таблицы".
Урок 10. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Гидросфера — водная оболочка Земли".
Тема 2. Атмосфера Урок 1. Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
–
воздушная Урок 2. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха.
оболочка Земли.
Урок 3. Годовой ход температуры воздуха.
Урок 4. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Урок 5. Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и их виды. Туман.
Урок 6. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Урок 7. Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа №4 "Представление
результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров".
Урок 8. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты
местности над уровнем моря.
Урок 9. Человек и атмосфера. Адаптация человека к климатическим условиям. Стихийные явления в
атмосфере.
Урок 10. Профессия метеоролог. Практическая работа №5 «Анализ графиков суточного хода температуры
воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды».
Урок 11. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом.
Профессия климатолог.
22
Урок 12. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Атмосфера — воздушная оболочка".
23
Тема 3. Биосфера – Урок 1. Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог.
оболочка жизни.
24
Урок 2. Растительный и животный мир Земли. Его разнообразие. Практическая работа №6 "Характеристика
растительности участка местности своего края".
25
Урок 3. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.
26
Урок 4. Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической
широтой.
27
Урок 5. Всероссийская проверочная работа.
28
Урок 6. Контрольная работа по теме «Биосфера – оболочка жизни»/ Всероссийская проверочная работа.
29
Урок 7. Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические
проблемы.
Заключение. Природно-территориальные комплексы.
30
Урок 1. Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс.
31
Урок 2. Природные комплексы своей местности. Практическая работа №7 "Характеристика локального
природного комплекса".
32
Урок 3. Круговороты веществ на Земле.
33
Урок 4. Почва, её строение и состав. Охрана почв.
34
Урок 5. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие
ЮНЕСКО.
21
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код
проверяемого
результата
1
1.1
1.1.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
По разделу «Оболочки Земли»
Тема «Гидросфера»:
описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных объектов
гидросферы для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Код
проверяемого
результата
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
называть причины образования цунами, приливов и отливов
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
1.1.6
1.1.7
1.1.8
1.1.9
различать понятия «питание» и «режим» реки
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам
устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна
сравнивать реки по заданным признакам
1.1.10
1.1.11
1.2
1.2.1
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты
приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;
Тема «Атмосфера»:
описывать состав, строение атмосферы
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого
земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей
1.2.2
1.2.3
1.2.4
1.2.5
1.2.6
1.2.7
1.2.8
1.2.9
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; погода» и «климат»; «бризы» и »муссоны»
различать свойства воздуха; виды атмосферных осадков; климатообразующие факторы; климаты Земли
определять тенденции изменения температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и
взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
объяснять образование осадков, направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение
атмосферных осадков для отдельных территорий
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его
относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения
Код
проверяемого
результата
1.3
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
учебных и (или) практико-ориентированных задач
Тема «Биосфера»:
1.3.1
1.3.2
1.3.3
называть границы биосферы
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах
различать растительный и животный мир разных территорий Земли
1.3.4
1.3.5
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах
1.3.6
1.4
применять понятия «почва», «плодородие почв» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Тема «Природно-территориальные комплексы»:
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности,
путей решения существующих экологических проблем
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе
1.4.1
1.4.2
1.4.3
применять понятия «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Проверяемый элемент содержания
Гидросфера ‒ водная оболочка Земли
Части гидросферы. Мировой круговорот воды
Мировой океан и его части. Моря внутренние и окраинные. Движение воды в Мировом океане: волны, приливы и отливы, океанические течения.
Солёность и температура океанических вод
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра. Происхождение
озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование
Подземные воды их виды, происхождение и использование. Гейзеры. Горные и покровные ледники. Многолетняя мерзлота
Код
Проверяемый элемент содержания
1.5
2
2.1
Человек и гидросфера. Современные исследования в гидросфере. Стихийные явления в гидросфере
Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли
Газовый состав, строение и значение атмосферы
Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Суточный ход и годовой ход температуры воздуха,
графическое отображение
Вода в атмосфере, влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6.
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и
высоты местности над уровнем моря
Человек и атмосфера. Современные изменения климата. Стихийные явления в атмосфере
Биосфера ‒ оболочка жизни
Биосфера ‒ оболочка жизни Границы биосферы. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде
обитания. Жизнь в Океане
Человек – часть биосферы. Распространение людей на Земле
Природно-территориальные комплексы
Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности
Круговороты веществ на Земле. Круговороты воды, газов, горных пород, биогенного вещества
Почва: её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв
Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
1
Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития, понимание роли и места
географической науки в системе научных дисциплин
2
Освоение и применение системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества
с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах
3
Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и
практических задач
4
5
Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков
Умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств
6
Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами
7
Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной
жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве
8
Умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды
9
Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических
задач в повседневной жизни
10
Умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных, практико-ориентированных задач
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
11
Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития
12
Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей
её сохранения и улучшения; задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ
Код
1
1.1
1.2
2
Проверяемый элемент содержания
Раздел 1. Географическое изучение Земли
География – наука о планете Земля
История географических открытий
Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1
Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут. Географические карты. Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения
3
3.1
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
Земля ‒ планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия
4
4.1
Раздел 4. Оболочки Земли
Литосфера
4.1.1
Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса
4.1.2
4.2
Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые
Гидросфера
Код
Проверяемый элемент содержания
4.2.1
Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод.
Географические закономерности изменения солёности поверхностных вод Мирового океана. Ледовитость Мирового океана
4.2.2
4.3
Воды суши. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
Атмосфера
4.3.2
Газовый состав, строение атмосферы. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Атмосферное давление.
Ветер и причины его возникновения. Вода в атмосфере. Погода и её показатели. Закономерности распределения температуры воздуха,
атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры
Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле
4.4
4.4.1
4.4.2
4.5
Биосфера
Разнообразие животного и растительного мира
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв
Географическая оболочка
4.5.1
4.5.2
4.5.3
5
Особенности строения, свойства географической оболочки, их географические следствия. Круговороты веществ на Земле
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность
Природно-территориальные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению
Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны
Распространение людей на Земле. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения. Города и сельские поселения
4.3.1
5.1
5.2
Народы и религии мира
5.3
Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы
5.4
Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида ‒ уникальный материк на Земле. История открытия.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население и политическая карта Африки, Австралии и Океании, Южной Америки. Крупнейшие по территории и
численности населения страны
5.5
Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата
и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие
по территории и численности населения страны
Код
Проверяемый элемент содержания
6
Раздел 6. Взаимодействие природы и общества
Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное
наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты
Природно-ресурсный капитал. Классификации природных ресурсов
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
7
7.1
7.1.1
7.1.2
7.1.3
7.1.4
7.2
7.2.1
Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и
связанные с ней экологические проблемы. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли
Принципы рационального природопользования и методы их реализации
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей
Стихийные явления в литосфере, атмосфере и гидросфере
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная. Глобальные
изменения климата. Экологические проблемы Мирового океана
Раздел 7. География России
Географическое пространство России
История формирования и освоения территории России
Географическое положение и границы России. Виды географического положения. Моря, омывающие территорию России
Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России
Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию
7.2.2
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа
7.2.3
Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы
климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
7.2.4
7.2.5
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные следствия. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления
Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории
России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
Код
Проверяемый элемент содержания
7.2.6
Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв
Богатство растительного и животного мира России. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России
Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и
их использование, экологические проблемы
7.3
7.3.1
7.3.2
Население России
Численность населения России. Геодемографическое положение России. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России
Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения
7.3.3
Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские
агломерации
7.2.7
7.2.8
7.3.4
7.3.5
7.3.6
Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение
Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие
7.4.2
Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их
определяющие
Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия
Хозяйство России
Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их
формирования и развития. Факторы производства. Условия и факторы развития и размещения хозяйства. ВВП и ВРП
как показатели уровня развития страны и регионов
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
7.4.3
7.4.4
7.4.5
Металлургический комплекс
Машиностроительный комплекс
Химико-лесной комплекс
7.4.6
7.4.7
7.5
Агропромышленный комплекс (АПК)
Инфраструктурный комплекс
Регионы России
7.5.1
Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические особенности географических районов: Европейский Север России, СевероЗапад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал
7.3.7
7.3.8
7.4
7.4.1
Код
Проверяемый элемент содержания
7.5.2
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток
7.6
7.6.1
Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда
7.6.2
Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на территории России
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиа проектор;
экран;
интерактивные и настенные карты.
Список литературы:
1. Алексеев А. И., Николина В.В., Липкина Е.К. География. 5-6-е классы. М., «Просвещение», 2025
2. Алексеев А. И. География. 5-6 классы. Методическое пособие. М., «Просвещение», 2025
3. Атлас по географии 5-6 класса.