МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ №11 Святковская Л.Г. № 02-01-373 от «30» августа 2024 г. № 79 от «29» августа 2024г «30» августа 2024 г. Ягофарова Е.А. Рабочая программа по химии 11 класс Чайковский, 2024-2025 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе ФГОС СОО, основной образовательной программы основного среднего образования. Рабочая программа разработана на основании программы: Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. «Программа курса химии 11 класс Базовый уровень», Дрофа, 2011 г. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в 11 классе. Изучение химии направлено на достижение следующих целей: формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; формирование умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; формирование целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира. Задачи: сформировать у учащихся умения безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности; научить применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; выработать у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также сформировать у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего общего образования. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять уравнения химических реакций; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; называть соединения изученных классов неорганических веществ; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Содержание учебного предмет Вещество. Атомно-молекулярное учение. Химическая связь, ее разновидности и способы образования. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Агрегатные состояния. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток. Простые и сложные вещества. Важнейшие классы неорганических веществ. Явления, происходящие при растворении веществ. Индивидуальные вещества и смеси. Растворы как примеры гомогенных смесей. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Коллоидные растворы. Электролитическая диссоциация. Химические реакции. Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Классификация химических реакций. Реакции ионного обмена. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ. Качественные реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. Неорганическая химия. Неметаллы. Галогены как типичные представители неметаллов. Окислительные свойства концентрированной серной и азотной кислот. Металлы. Общая характеристика, методы их получения и свойства. Важнейшие металлы и сплавы. Научные основы химического производства. Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов. Химическое равновесие и способы его смещения. Тепловой эффект химической реакции. Химическая технология. Научные принципы организации химического производства. Природный газ. Нефть и ее переработка. Виды нефтепродуктов. Детонационная стойкость бензинов. Химия в жизни и обществе. Химия пищи. Лекарства. Косметические и парфюмерные средства. Бытовая химия. Химия в строительстве. Химия в сельском хозяйстве. Топливо. Полимеры. Проблемы загрязнения окружающей среды. Тематическое планирование Номер урока Номер урока в теме Тема урока Введение. Атом (8 ч) 1 2 Вводный инструктаж по Т.Б. Атомы, молекулы, вещества Тема 1. Вещество (8ч.) Строение атома 1 2 3 Химическая связь. 3 4 Агрегатные состояния вещества 4 5 Периодический закон Д.И. Менделеева 5 6 Растворы 6 7 Коллоидные растворы 7 8 Электролитическая диссоциация. Кислотность среды. Индикаторы 8 Химические реакции (4ч) 9 Уравнения химических реакций и расчеты по ним 1 10 Реакции ионного обмена. Качественные реакции 2 11 Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролиз 3 12 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» ИНСТРУКТАЖ ПО Т.Б. 4 Неорганическая химия (6ч) 13 Классификация неорганических веществ. Простые вещества - неметаллы 1 14 Простые вещества - металлы. Физические свойства металлов. Сплавы 2 15 Химические свойства металлов 3 16 Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Металлургия 4 17 Систематизация и обобщение знаний по темам «Вещество. Химические реакции. Неорганическая химия» 5 18 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 «ВЕЩЕСТВО. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» 6 Химические реакции (5 ч) 19 20 Анализ контрольной работы № 1. Время в химии. Скорость химических реакций Тема 4. Научные основы химического производства (5) Химическое равновесие и факторы, на него влияющие. 1 2 21 Научные принципы организации химического производства. 3 22 Нефть. 4 23 Природный газ и энергетика 5 Применение химии (11 ч) 24 25 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Получение медного купороса» ИНСТРУКТАЖ ПО Т.Б. Тема 5. Химия в жизни и обществе. (11) Химия пищи. 1 2 26 Лекарственные средства 3 27 Косметические и парфюмерные средства 4 28 Бытовая химия. Неорганические материалы. Краски, красители и пигменты. 5 29 Химия в строительстве 6 30 7 31 Химия в сельском хозяйстве Топливо 32 Промежуточная аттестация 9 33 Решение задач. 10 34 Итоговый урок. 11 11 8 Организация и оснащение учебного процесса Технические средства обучения: - компьютер; - мультимедиа проектор; - экран; - интерактивная доска; - микролаборатория; - оборудование для практических работ; - химические реактивы. УМК: Химия. 11 класс. Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Теренин В.И. Дрофа, 2021. Интернет-ресурсы: Chemical (химия для школьников) ctege.info edu.ru - Федеральный образовательный портал "Российское образование" elementy.ru fipi.ru him.1september nkj.ru – журнал наука и жизнь orgchem.ru rosuchebnik.ru scienceforyou.com vsegei.ru Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского Химуля.ком Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)