РП Биология 6 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей естественных наук, технологии,
физкультуры

Зам. директора по УВР

И.о.директора МБОУ СОШ № 11

____________ /Кузнецова Е.А/

___________________/Баженова Н.А./

26.08.2025 г.

приказ № 02-01-269 от 27.08.2025 г.

протокол № 86 от 26.08.2025 г.
_______________/Ягофарова Е.А../

Рабочая программа по биологии
6 класс

Учитель: Несмащнева Тамара Михайловна

Чайковский, 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые
результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных
знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Данная программа предусматривает изучение курса на базовом уровне (1ч/н, 34 часа за учебный год).
Изучение биологии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
2) формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его
здоровья;
3) формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма
человека;

4) формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и
явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
5) формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
6) формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;

6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией;
7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании
научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся
условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение
следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:







выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) базовые исследовательские действия:









использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3) работа с информацией:







применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:









воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) совместная деятельность:









понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;



овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:






выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:











владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других






осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).

Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 6 классе:













характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;
приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин) и зарубежных учёных (в
том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, органы
растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный
организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение
воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие, связь строения
вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам,
моделям, муляжам, рельефным таблицам;
характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы,
системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с
постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост,
развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения, семенное размножение (на примере
покрытосеменных, или цветковых);











выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и
жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека, биологическое и
хозяйственное значение видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в
соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, географии, труду (технологии),
предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации
из двух источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Тема 1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды,
митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.
2. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
3. Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).
4. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка,
редька дикая, лютик едкий и другие растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
1. Ознакомление в природе с цветковыми растениями.

Тема 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Строение семян. Состав и строение семян.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и
корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост
корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней.
Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище,
клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика.
Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его
функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания.
Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы.
1. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
2. Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение
микропрепарата клеток корня.
3. Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений).
4. Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате).
5. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).
6. Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
7. Изучение строения цветков.
8. Ознакомление с различными типами соцветий.
Тема 3. Жизнедеятельность растительного организма.
Обмен веществ у растений. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное питание растений. Удобрения.
Питание растения. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Почва,
её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных
растений. Гидропоника. Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения. Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней.
Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие
для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь
дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение
стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения:
кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных

веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения
воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) –
нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Выделение у растений. Листопад.
Рост и развитие растения. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину,
камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений.
Развитие побега из почки. Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия.
Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих
растений. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение
признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы.
1. Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями.
2. Изучение роли рыхления для дыхания корней.
3. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
4. Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт. Определение условий прорастания семян.
5. Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха).
6. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных
растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения).

Тематическое планирование:
№
Раздел
Тема урока
Тема 1. Растительный организм.
1
Урок 1. Ботаника- наука о растениях.
2
Урок 2. Общие признаки и уровни организации растительного организма.
3
Урок 3. Споровые и семенные растения.
4
Урок 4. Растительная клетка, ее изучение. Лабораторная работа №1«Изучение микроскопического строения
листа водного растения элодеи».
5
Урок 5. Химический состав клетки. Лабораторная работа №2 «Обнаружение неорганических и органических
веществ в растении».
6
Урок 6. Жизнедеятельность клетки.
7
Урок 7. Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительных тканей
(использование микропрепаратов)».

8

Урок 8. Органы растения. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения травянистого цветкового
растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и
другие растения».

Тема 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
9
Урок 1. Строение семян. Лабораторная работа №5 «Изучение строения семян однодольных и двудольных
растений».
10
Урок 2. Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №6 «Изучение строения корневых систем
(стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата
клеток корня».
11
12

Урок 3. Видоизменение корней.
Урок 4. Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа №7 «Изучение строения вегетативных и
генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)».

13

Урок 5. Строение стебля. Лабораторная работа №8 «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева
(на готовом микропрепарате)».
Урок 6. Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа №9 «Ознакомление с внешним строением
листьев и листорасположением (на комнатных растениях)».
Урок 7. Видоизменения побегов. Лабораторная работа №10 «6. Исследование строения корневища, клубня,
луковицы».

14
15

16

Урок 8. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №11 «7. Изучение строения цветков».

17
Урок 9. Соцветия. Лабораторная работа №12 «Ознакомление с различными типами соцветий».
18
Урок 10. Плоды.
19
Урок 11. Распространение плодов и семян в природе.
Тема 3. Жизнедеятельность растительного организма.
20
Урок 1. Обмен веществ у растений.
21
Урок 2. Минеральное питание растений. Удобрения.
22
Урок 3. Фотосинтез. Практическая работа №1 «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету
аквариумными растениями».
23
Урок 4. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека.

Урок 5. Дыхание корня. Лабораторная работа №13 «Изучение роли рыхления для дыхания корней».
Урок 6. Лист и стебель как органы дыхания.
Урок 7. Транспорт веществ в растении. Практическая работа №2 «Выявление передвижения воды и
минеральных веществ по древесине».
Урок 8. Всероссийская проверочная работа.
Урок 9. Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности растительного организма /Всероссийская
проверочная работа
Урок 10. Прорастание семян. Практическая работа №3 «Определение всхожести семян культурных растений и
посев их в грунт. Определение условий прорастания семян».
Урок 11. Рост и развитие растения. Практическая работа №4 «Наблюдение за ростом и развитием цветкового
растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)».

24
25
26
27
28
29
30

Урок 12. Размножение растений и его значение.
Урок 13. Опыление. Двойное оплодотворение.
Урок 14. Образование плодов и семян.
Урок 15. Вегетативное размножение растений. Практическая работа №5 «Овладение приёмами вегетативного
размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных
растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)».

31
32
33
34

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код
проверяемого
результата
1
1.1
1.2
1.3

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Систематика растений
Характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые)
Приводить примеры вклада российских (в том числе: Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин) и зарубежных (в том числе: К. Линней, Л. Пастер)
учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях
Применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика, царство,
отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие

Код
проверяемого
результата

1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные,
бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
Различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным
таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии по изображениям
Выявлять признаки классов покрытосеменных, или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений
Определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью
определительной карточки
Выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом
с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников
Проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе
сравнения
Описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле
Выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений
Характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный
покров) природных зон Земли
Приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека; понимать причины и знать меры охраны растительного мира
Земли
Раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни
Демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике, географии, технологии, литературе,
технологии, предметам гуманитарного цикла, с различными видами искусства
Использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их; ставить
простейшие биологические опыты и эксперименты
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности

Код
проверяемого
результата

1.18
1.19

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из
нескольких (2 – 3) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую
Создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код
раздела

Код
проверяемого
элемента

Проверяемые элементы содержания

Растительный организм
1.1
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений
1

2

1.2

Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения

1.3

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма
(пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей

1.4

Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой

Строение и жизнедеятельность растительного организма
Питание растения. Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы
корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые
2.1
волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос).
Видоизменение корней
2.2

Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для
жизни культурных растений. Гидропоника

2.3

Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения
листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа,

Код
раздела

Код
проверяемого
элемента

Проверяемые элементы содержания

проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека

2.4

Дыхание растения. Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию
корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость
воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности
дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом

2.5

Транспорт веществ в растении. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, витамины и другие) растения. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину.
Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное
строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину

2.6

Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток.
Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на
испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение
и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и
хозяйственное значение

2.7

Рост растения. Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост
корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост
растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения.
Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов

2.8

Размножение растения. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных
растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными,
водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Образование плодов и семян. Типы
плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к
посеву. Развитие проростков

2.9

Развитие растения. Развитие цветкового растения. Основные периоды развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние
факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1

2

3

4

5
6
7
8
9
10
11

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития
органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции
Владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и
закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
Понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии в целях изучения живых объектов,
биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе
с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов
Умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы,
животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека
Умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных,
характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам
Умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений,
животных и человека
Сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием
в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков
Сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов;
представлений об антропогенном факторе
Сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед
человечеством, и способах их преодоления
Умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты,
делать выводы на основании полученных результатов

Код
проверяемого
требования
12
13
14

15
16
17

18
19

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой
природы
Понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук
Владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности
Умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с
учётом
намеченной
цели
формулировать
проблему,
гипотезу,
ставить
задачи,
выбирать
адекватные
методы
для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты
Умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов
Сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий, направленных на сохранение
биоразнообразия и охрану природных экосистем, сохранение и укрепление здоровья человека; умение выбирать целевые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих
Умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья
Овладение приёмами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
Код

Проверяемый элемент содержания

1

Биология – наука о живой природе. Методы научного познания
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение. Живая и неживая природа – единое целое
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Зоология – наука о животных.
Разделы зоологии. Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Связь биологии с
другими науками. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека
Научные методы изучения живой природы. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты
измерения). Метод классификации организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Методы изучения организма человека.

1.1

1.2

1.3

Код

2
2.1
2.2

2.3

2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

2.9
3
3.1

3.2

Проверяемый элемент содержания
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа
Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда
Среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред обитания организмов
Природное сообщество. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания.
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и
другие)
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Популяции животных, их характеристики. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Животный мир природных зон Земли
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух.
Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания.
Растительные сообщества. Растительность (растительный покров) природных зон Земли
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль
искусственных сообществ в жизни человека
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города
Воздействие человека на животных в природе. Промысловые животные. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция,
породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Методы борьбы с животнымивредителями
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного и животного мира. Восстановление численности редких видов растений и
животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного и животного мира
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Экологические факторы и их действие на организм человека Факторы,
нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание
Эволюционное развитие растений, животных и человека
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные
растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития
животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. «Живые ископаемые» животного мира. Основные этапы эволюции
беспозвоночных и позвоночных животных. Вымершие животные

Код

3.3
4
4.1

4.2
5
5.1

5.2

5.3

5.4.
5.5

5.6

5.7

Проверяемый элемент содержания
Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Человек разумный.
Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе
органического мира
Организмы бактерий, грибов и лишайников
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных
грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники – комплексные
организмы
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и жизни
человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями
Растительный организм. Систематические группы растений
Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды,
митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Органы и системы органов растений
Строение и жизнедеятельность растительного организма. Корни и корневые системы. Побег и почки. Строение и функции листа. Фотосинтез.
Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Транспорт воды и минеральных веществ в растении – восходящий ток. Транспорт
органических веществ в растении – нисходящий ток. Видоизменённые побеги. Развитие побега из почки
Размножение растений. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Семенное
(генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы плодов.
Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян
Развитие цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные
формы цветковых растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие
семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Размножение мхов на примере зелёного мха кукушкин лён.
Плауновидные
(Плауны).
Хвощевидные
(Хвощи),
Папоротниковидные
(Папоротники). Общая
характеристика.
Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных.
Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека

Код

5.8
6
6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8
7
7.1

Проверяемый элемент содержания
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее
высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения
Животный организм. Систематические группы животных
Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы и системы органов животных. Организм –
единое целое
Строение и жизнедеятельность животного организма. Опора и движение животных. Питание и пищеварение у животных. Дыхание животных.
Транспорт веществ у животных. Выделение у животных. Покровы тела у животных. Координация и регуляция жизнедеятельности у животных.
Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Органы чувств, их значение. Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы.
Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое.
Метаморфоз (развитие с превращением): полный и неполный
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира
Одноклеточные животные – простейшие. Строение и жизнедеятельность простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.
Кишечнополостные (общая характеристика; особенности строения и жизнедеятельности). Плоские, круглые, кольчатые черви (общая
характеристика). Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Паразитические плоские и круглые черви
Членистоногие (общая характеристика). Ракообразные (особенности строения и жизнедеятельности). Паукообразные (особенности строения и
жизнедеятельности в связи с жизнью на суше). Насекомые (особенности строения и жизнедеятельности). Размножение насекомых и типы развития.
Значение насекомых в природе и жизни человека. Моллюски (общая характеристика)
Хордовые (общая характеристика). Рыбы (общая характеристика). Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и
процессов жизнедеятельности. Земноводные (общая характеристика). Местообитание земноводных. Особенности внешнего и внутреннего
строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу. Пресмыкающиеся (общая характеристика).
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше
Птицы (общая характеристика). Особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Приспособленность птиц к
различным условиям среды. Млекопитающие (общая характеристика). Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и
мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности
Человек и его здоровье
Животная клетка. Строение животной клетки. Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Митоз, мейоз.

Код

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

7.9

7.10

Проверяемый элемент содержания
Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и
систем как основа гомеостаза
Нервная система человека, её организация и значение. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Спинной мозг, его строение и функции. Головной
мозг, его строение и функции. Большие полушария. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная
система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма, роста и развития. Нарушения в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Особенности скелета человека, связанные
с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц. Утомление мышц. Роль
двигательной активности в сохранении здоровья. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови. Постоянство внутренней среды
(гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Донорство. Иммунитет и его виды. Вакцины и лечебные
сыворотки
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги кровообращения.
Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой
системы. Первая помощь при кровотечениях
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная
ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их
роль в пищеварении. Всасывание питательных веществ и воды. Пищеварительные железы, их роль в пищеварении. Регуляция пищеварения.
Гигиена питания
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен
белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии. Витамины и их роль для организма. Нормы и режим
питания. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Строение и функции кожи. Закаливание и его роль. Профилактика и первая помощь при
тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях
Выделение. Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Регуляция мочеобразования и
мочеиспускания. Органы репродукции, строение и функции. Внутриутробное развитие. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены

Код

7.11

7.12

Проверяемый элемент содержания
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительное восприятие. Ухо и
слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и
вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека.
Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Первая и вторая сигнальные
системы. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер,
одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда. Сон
и его значение

Технические средства обучения:

 компьютер;

 мультимедиа проектор;
 экран.
Список литературы:
1.
2.
3.
4.

Пасечник В.В. Биология. 6 класс. М., «Просвещение», 2024.
Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Методическое пособие. М., «Просвещение», 2022.
Пасечник В. В. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2024.
Пасечник В. В. Биология. 6 класс. Диагностические работы. М., «Просвещение», 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».