МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей естественных наук, технологии,
физкультуры
Зам. директора по УВР
И.о.директора МБОУ СОШ № 11
____________ /Кузнецова Е.А/
_______________ /Баженова Н.А./
26.08.2025 г.
приказ № 02-01-269 от 27.08.2025 г
протокол № 86 от 26.08.2025 г.
_______________/Ягофарова Е.А../
Рабочая программа по географии
7 класс
Учитель: Несмащнева Тамара Михайловна
Чайковский, 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части образовательной программы основного общего образования. Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний
о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Данная программа предусматривает изучение курса на базовом
уровне (2ч/н, 68 часов за учебный год).
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения
знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности,
о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов
Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их
использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления
сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки
(специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с
опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей
среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных
традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран
мира,
объектам
Всемирного
культурного
наследия
человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических
науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество):
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты. К концу обучения в 7 классе:
описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и(или
)практико-ориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки,
как зональность, ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их
природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников
географической информации;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с
использованием разных источников географической информации;
различать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с
глубиной на основе анализа различных источников географической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников
географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира, плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения, основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях
приводить примеры крупнейших городов мира, мировых и национальных религий;
проводить языковую классификацию народов, определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран,
продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры
международного сотрудничества по их преодолению.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность — и их географические
следствия. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших
биотопов Земли. Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли.
Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте.
2. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм
рельефа
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного
давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических
широт, западные ветры. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения,
особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа
территории. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их
причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как
графическая форма отражения климатических особенностей территории.
Практические работы.
1. Описание
климата
территории
по
климатической
карте
и
климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения
его как самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние
тёплых и холодных океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности
поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения солёности — зависимость от соотношения количества
атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения
ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения.
Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. Практические работы:
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных
течений у западных и восточных побережий материков.
2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической информации.
Раздел
2.
Человечество
на
Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы
определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность
населения. Практические работы:
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные
религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера
услуг. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира.
Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. Практическая работа:
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
Раздел
3.
Материки
и
страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое положение. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая
карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в
XX—XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы: 1. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие
по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы:
1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного
климатического пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких
источников информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания
положительного образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы
на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и
др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты. Практическая работа:
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека.
Тематическое планирование:
№
Раздел
Тема урока
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли.
1
Тема
1. Урок 1. Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность
Географическая
— и их географические следствия.
оболочка.
2
Урок 2. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. ПР№1. "Выявление проявления
широтной зональности по картам природных зон".
3
Тема 2. Литосфера Урок 1. История Земли как планеты.
и рельеф Земли.
4
Урок 2. Литосферные плиты и их движение.
5
Урок 3.Материки, океаны и части света.
6
Урок 4. Сейсмические пояса Земли. ПР№2"Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте".
7
Урок 5. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования.
ПР№3 « Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей
распространения крупных форм рельефа».
8
Урок 6. Полезные ископаемые.
9
Урок 7. Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф Земли".
10
Тема 3. Атмосфера Урок 1.Закономерности распределения температуры воздуха.
и климаты Земли.
11
Урок 2. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле.
12
Урок 3. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры.
13
Урок 4. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов
Земли.
14
Урок 5. Влияние климатических условий на жизнь людей. Глобальные изменения климата и различные точки
зрения на их причины.
15
Урок 6. Карты климатических поясов. Климатограмма. ПР№4 "Описание климата территории по
климатической карте и климатограмме".
16
Урок 7. Обобщающее повторение по теме "Атмосфера и климаты Земли".
17
Тема
4.Мировой Урок 1.Мировой океан и его части.
океан
—
основная Урок 2. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат.
18
часть гидросферы.
19
Урок 3. Солёность и карта
солёности поверхностных вод Мирового океана. ПР№5"Выявление
закономерностей изменения солености".
20
Урок 4. Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины
и следствия.
21
Урок 5. Жизнь в Океане. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. ПР№6
"Сравнение двух океанов по предложенному плану".
22
Урок 6. Обобщающее повторение ""Мировой океан- основная часть гидросферы".
Раздел 2. Человечество на Земле.
23
Тема
1. Урок 1. Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности
Численность
населения во времени.
населения.
24
Урок 2. Методы определения численности населения, переписи населения. ПР№7 " Определение и сравнение
темпов изменения численности населения".
25
Урок 3. Размещение и плотность населения. ПР№8. "Определение и сравнение различий в численности и
плотности населения".
26
Тема 2. Страны и Урок 1. Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира
народы мира.
27
Урок 2. Мировые и национальные религии. География мировых религий.
28
Урок 3. Хозяйственная деятельность людей. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы
мира.
29
Урок 4. Комплексные карты. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма,
экскурсовод. ПР№9 "Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам".
Раздел 3. Материки и страны.
30
Тема 1. Южные Урок 1. Африка. История открытия. Географическое положение.
материки.
31
Урок 2. Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. ПР№10
"Объяснение годового хода температур и режима осадков в экваториальном поясе".
32
Урок 3. Африка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека.
33
Урок 4. Африка. Крупнейшие по территории и численности населения страны.
34
Урок 5. Южная Америка. История открытия. Географическое положение.
35
Урок 6. Южная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные
природные комплексы.
36
Урок 7. Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека.
37
Урок 8. Южная Америка. Крупнейшие по территории и численности населения страны.
38
Урок 9. Австралия и Океания. История открытия. Географическое положение.
39
Урок 10. Австралия и Океания. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. ПР№11 "Сравнение
особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану"
40
Урок 11. Австралия и Океания. Население. Политическая карта .Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека.
41
Урок 12. ПР№12 "Сравнение географического положения двух (любых) южных материков"
42
Урок 13. ПР№13 "Объяснение особенностей размещения населения одного из южных материков"
43
Урок 14. ПР№14 "Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим
44
45
46
47
48
Тема 2.
Северные
материки.
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Тема
картам".
Урок 15. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком .Роль России в открытиях и
исследованиях ледового континента.
Урок 16. Обобщающее повторение "Южные материки".
Урок 1. Северная Америка. История открытия и освоения.
Урок 2. Северная Америка. Географическое положение.
Урок 3. Северная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и а зональные
природные комплексы.
Урок 4. Северная Америка. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности
населения страны.
Урок 5. Северная Америка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Урок 6. Обобщающее повторение "Северная Америка".
Урок 7. Евразия. История открытия и освоения.
Урок 8. Евразия. История открытия и освоения.
Урок 9. Евразия. Основные черты рельефа и определяющие его факторы.
Урок 10. Евразия. Основные черты климата. ПР№15"Объяснение климатических различий территорий на
примере умеренного пояса".
Урок 11. Евразия. Основные черты внутренних вод и определяющие его факторы.
Урок 12. Всероссийская проверочная работа
Урок 13. Всероссийская проверочная работа
Урок 14. Евразия. Зональные и азональные природные комплексы. ПР№16 "Представление в виде таблицы
информации о компонентах природы одной из природных зон ".
Урок 15. Евразия. Население.
Урок 16. Евразия. Политическая карта.
Урок 17. Евразия. Крупнейшие по территории и численности населения страны.
Урок 18. Евразия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Урок 19. ПР№17 "Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории
Северной Америки и Евразии".
Урок 20. ПР№18 "Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью
привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.)".
Урок 21. Контрольная работа по теме «Северные материки».
Урок 1. Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. ПР№19
3. "Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира ".
68
Взаимодействие
природы
общества
Урок 2. Международное сотрудничество в охране природы. Глобальные проблемы человечества. Программа
и ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого
результата
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
По разделу « Главные закономерности природы Земли»
Тема «Географическая оболочка»:
описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
называть строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира
определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их
природы
1.2
1.2.1
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека
распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки,
как зональность (азональность), ритмичность и целостность
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников
географической информации
Тема «Литосфера и рельеф Земли»:
описывать по физической карте размещение крупных форм рельефа для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
1.2.2
1.2.3
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры
приводить примеры изменений в литосфере (рельефа) в результате деятельности человека
1.3
1.3.1
1.3.2
Тема «Атмосфера и климаты Земли»:
описывать закономерности изменений климата в пространстве
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям
1.1.5
1.1.6
1.1.7
1.1.8
Код проверяемого
результата
1.3.3
1.3.4
1.3.5
1.3.6
1.3.7
1.3.8
1.4
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.4.4
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач
описывать
климат
и климатограмме
объяснять
влияние
на климатические особенности территории
территории
по
климатообразующих
карте
факторов
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач
приводить примеры изменений в атмосфере в результате деятельности человека
Тема «Мировой океан – основная часть гидросферы»:
описывать по физической карте мира, карте океанов, глобусу географическое положение океанов, их частей для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
различать океанические течения
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с
глубиной на основе анализа различных источников географической информации
1.4.5
1.4.6
описывать закономерности изменения в пространстве внутренних вод
описывать закономерности изменения в пространстве органического мира
1.4.7
2
2.1
2.1.1
2.1.2
приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека
По разделу «Человечество на Земле»
Тема «Численность населения»:
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира
2.1.3
сравнивать плотность населения различных территорий
применять
понятие
«плотность
и (или) практико-ориентированных задач
2.1.4
климатической
населения»
для
решения
учебных
Код проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
2.1.5
2.1.6
2.1.7
различать городские и сельские поселения
приводить примеры крупнейших городов мира
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
2.2
2.2.1
Тема «Страны и народы мира»:
приводить примеры мировых и национальных религий
2.2.2
проводить языковую классификацию народов мира
различать
основные
виды
хозяйственной
на различных территориях
описывать по карте положение и взаиморасположение отдельных стран
сравнивать особенности природы, населения и хозяйственной деятельности отдельных стран
определять страны по их существенным признакам
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8
2.2.9
3
3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.1.6
деятельности
людей
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности разных стран,
представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
По разделу «Материки и страны»
Тема «Южные материки»:
описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников
географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям регионов
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
Код проверяемого
результата
3.1.7
3.1.8
3.2
3.2.1
3.2.2
3.2.3
3.2.4
3.2.5
3.2.6
3.2.7
3.2.8
3.3
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.3.4
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Тема «Северные материки»:
описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической
информации для решения учебных и практико-ориентированных задач
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям регионов
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Тема «Взаимодействие природы и общества»:
приводить примеры влияния закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоление отсталости стран,
продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием
разных источников географической информации
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Проверяемый элемент содержания
Код
1
Географическая оболочка Земли
1.1
Географическая оболочка: особенности строения и свойства: целостность, зональность, ритмичность, их географические следствия
1.2
Географическая зональность: широтная зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению
важнейших биотопов Земли
2
2.1
Главные закономерности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. История формирования рельефа Земли.
Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные
ископаемые
Атмосфера и климаты Земли. Закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы.
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Преобладающие ветры ‒ тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Климатообразующие факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры),
характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Климатические пояса Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их
причины
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части
Мирового океана. Океанические течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Образование льдов в Мировом океане.
Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана
Человечество на Земле
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии
Хозяйственная деятельность населения, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные
комплексы. Города и сельские поселения
Многообразие стран, их основные типы. Культурно-исторические регионы мира
Проверяемый элемент содержания
Код
4
4.1
4.2
Материки и страны
Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия, географическое положение, основные черты
рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы
Население южных материков. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека
4.3
Антарктида – уникальный материк на Земле Освоение человеком Антарктиды. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в
открытиях и исследованиях ледового континента
4.4
Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение Основные черты рельефа, климата,
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы
4.5.
5
5.1
5.2
Население северных материков. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека
Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных
материках. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная ‒ и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
1
Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития, понимание роли и места
географической науки в системе научных дисциплин
2
Освоение и применение системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества
с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах
3
Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и
практических задач
4
5
Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков
Умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств
6
Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами
7
Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной
жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве
8
Умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды
9
Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических
задач в повседневной жизни
10
Умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных, практико-ориентированных задач
Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
11
Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития
12
Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей
её сохранения и улучшения; задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ
Код
1
1.1
1.2
2
Проверяемый элемент содержания
Раздел 1. Географическое изучение Земли
География – наука о планете Земля
История географических открытий
Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1
Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут. Географические карты. Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения
3
3.1
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
Земля ‒ планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия
4
4.1
Раздел 4. Оболочки Земли
Литосфера
4.1.1
Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса
4.1.2
4.2
4.2.1
Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые
Гидросфера
Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод.
Код
Проверяемый элемент содержания
4.3.2
Географические закономерности изменения солёности поверхностных вод Мирового океана. Ледовитость Мирового океана
Воды суши. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
Атмосфера
Газовый состав, строение атмосферы. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Атмосферное давление.
Ветер и причины его возникновения. Вода в атмосфере. Погода и её показатели. Закономерности распределения температуры воздуха,
атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры
Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле
4.4
4.4.1
4.4.2
Биосфера
Разнообразие животного и растительного мира
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв
4.5
4.5.1
Географическая оболочка
Особенности строения, свойства географической оболочки, их географические следствия. Круговороты веществ на Земле
4.5.2
4.5.3
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность
Природно-территориальные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению
4.2.2
4.3
4.3.1
5
5.1
Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны
Распространение людей на Земле. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения. Города и сельские поселения
5.2
Народы и религии мира
5.3
Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы
5.4
5.5
6
Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида ‒ уникальный материк на Земле. История открытия.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население и политическая карта Африки, Австралии и Океании, Южной Америки. Крупнейшие по территории и
численности населения страны
Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата
и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие
по территории и численности населения страны
Раздел 6. Взаимодействие природы и общества
Код
Проверяемый элемент содержания
6.1
Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное
наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты
6.2
6.3
Природно-ресурсный капитал. Классификации природных ресурсов
Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и
связанные с ней экологические проблемы. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли
6.4
6.5
Принципы рационального природопользования и методы их реализации
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей
6.6
Стихийные явления в литосфере, атмосфере и гидросфере
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная. Глобальные
изменения климата. Экологические проблемы Мирового океана
Раздел 7. География России
Географическое пространство России
6.7
7
7.1
7.1.1
7.1.2
7.1.3
7.1.4
7.2
7.2.1
7.2.2
История формирования и освоения территории России
Географическое положение и границы России. Виды географического положения. Моря, омывающие территорию России
Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России
Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа
7.2.3
Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы
климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
7.2.4
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные следствия. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления
7.2.5
7.2.6
Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории
России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв
Код
Проверяемый элемент содержания
7.3
Богатство растительного и животного мира России. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России
Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и
их использование, экологические проблемы
Население России
7.2.7
7.2.8
7.3.1
7.3.2
7.3.3
7.3.4
7.3.5
7.3.6
7.3.7
7.3.8
7.4
7.4.1
Численность населения России. Геодемографическое положение России. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России
Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения
Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские
агломерации
Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение
Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие
Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их
определяющие
Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия
Хозяйство России
Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их
формирования и развития. Факторы производства. Условия и факторы развития и размещения хозяйства. ВВП и ВРП
как показатели уровня развития страны и регионов
7.4.2
7.4.3
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Металлургический комплекс
7.4.4
7.4.5
7.4.6
Машиностроительный комплекс
Химико-лесной комплекс
Агропромышленный комплекс (АПК)
7.4.7
7.5
Инфраструктурный комплекс
Регионы России
7.5.1
Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические особенности географических районов: Европейский Север России, СевероЗапад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал
Код
Проверяемый элемент содержания
7.5.2
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток
7.6
7.6.1
Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда
7.6.2
Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на территории России
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиа проектор;
экран;
интерактивные и настенные карты.
Список литературы:
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География 7 класс. М., Просвещение, 2025
2. Алексеев А.И., Николина В.В. География 7 класс. Методическое пособие. М., Просвещение, 2025
3. Атлас по географии 7 класса.