РАССМОТРЕНО
на Совете родителей
Протокол №5
от 09.10.2025
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 19
от 13.10.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-391
от 13.10.2025
Положение
об использовании информационно-коммуникационной образовательной
платформы «Сферум» при реализации образовательных программ и
программ внеурочной деятельности Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №11»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
содержащим нормы, регулирующие порядок использования информационнокоммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее – ИКОП
«Сферум») всеми участниками образовательных отношений в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 11» (далее – Школа).
1.2. Положение об использовании ИКОП «Сферум в Школе разработано на
основании:
– Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 4 августа 2023 г.);
– Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
– Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации»»;
– Распоряжения Минпросвещения России от 01.09.2021г. N Р-210 «Об
утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в сфере образования»;
– Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 «О
федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и
внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре,
обеспечивающей
информационно-технологическое
взаимодействие
информационных
систем,
используемых
для
предоставления
государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и
муниципальных функций в электронной форме»;
– Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. №1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного оборудования, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 11.10.2023 г. № 738 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
– Приказ Минцифры России от 15.07.2022г. № 542/1 «О мероприятиях по
созданию элементов федеральной государственной информационной системы
«Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и мероприятиях по
созданию федеральной государственной информационной системы «Моя
школа»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН
1.2.3685-21);
– «МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
при реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические
рекомендации», утвержденные главным государственным санитарным врачом
РФ 29.08.2023 (далее – МР 2.4.0330-23);
– Письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»);
– Письмо Минпросвещения России № 04-127 от 22.02.2022г. «О направлении
методических рекомендаций»;
– Письмо Минпросвещения России № 04-643 от 26.08.2022 «О направлении
информации»;
– Письмо Минпросвещения России № 04-423 от 31.07.2023. «Об исполнении
протокола»;
– Устава Школы.
1.3. Положение рассматривается на Совете родителей, принимается
педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и
дополнения, и утверждается приказом директора.
1.4. Положение устанавливает единые требования по работе с ИКОП
«Сферум» в Школе.
1.5. Понятия, используемые в настоящем положении:
– информационные технологии реализации образовательных программ с
использованием дистанционных образовательных технологий – технологии
создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и
сопровождения учебного процесса дистанционного обучения;
– информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум»
(ИКОП
«Сферум»)
–
российский
коммуникационный
сервис,
предназначенный для образовательных целей и общения учителей,
школьников и родителей в едином и защищенном образовательном
пространстве;
– пользователи – участники образовательных отношений (учащиеся,
педагогические работники Школы, родители (законные представители)
учащихся).
1.6. Реализация образовательных программ с использованием ИКОП
«Сферум» осуществляется по всем предметам учебного плана, в том числе
плана внеурочной деятельности.
1.7. Использование ИКОП «Сферум» является частью информационной
системы Школы.
2. Цели и задачи внедрения и использования информационной
коммуникационной образовательной платформы «Сферум».
2.1. Целями внедрения и использования ИКОП «Сферум» являются
обеспечение:
– равных прав, учащихся на получение качественного образования вне
зависимости от места пребывания, погодных и иных условий организации
образовательного процесса;
– возможности реализации образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, в том числе внеурочной
деятельности.
2.2. Задачами внедрения и использования ИКОП «Сферум» являются:
– изучение функциональных возможностей ИКОП «Сферум»;
– обеспечение функционирования ИКОП «Сферум»;
– организация видео-конференц-связи в Школе с использованием трансляции
изображения и звука Школы.
3. Организация работы участников образовательных отношений в
информационной коммуникативной образовательной платформе
«Сферум».
3.1. Действия администратора ИКОП «Сферум», который назначается
директором Школы в соответствии с приказом:
– координирует процессы по использованию ИКОП «Сферум» в Школе, а
именно:
- направляет посредством электронной почты на адрес info@sferum.ru заявку
на регистрацию образовательной организации на ИКОП «Сферум» с
приложением приказа о назначении администратора с указанием контактных
данных (ФИО, адрес электронной почты, номер личного мобильного
телефона);
- проходит регистрацию на ИКОП «Сферум» посредством ввода указанного в
заявке номера мобильного телефона;
- вносит, редактирует информацию о Школе;
- создает структурный компонент – класс «Учительская» - с целью
присоединения всех педагогических работников Школы на ИКОП «Сферум»;
- при необходимости создает структуру Школы, компонентом которой
является класс, в соответствии с утвержденной номенклатурой;
- создает и направляет педагогическим работникам и учащимся (при
необходимости) ссылки-приглашения для присоединения в соответствующий
класс в соответствующей пользовательской роли на ИКОП «Сферум»;
- назначает дополнительных администраторов из числа присоединившихся на
платформу педагогических работников Школы;
- при необходимости прикрепляет педагогических работников, выполняющих
должностные обязанности классных руководителей, по учебным классам в
соответствии с утвержденным директором Школы распределением классного
руководства;
- рассматривает и принимает заявки на вступление в сообщество Школы от
педагогических работников и учащихся (при необходимости);
- завершает процесс подтверждения статуса «учитель» педагогических
работников (при необходимости);
- редактирует информацию, связанную с движением учащихся и
педагогических работников Школы;
- аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к
Школе с целью обеспечения информационной безопасности участников
образовательных отношений;
- ведет, размещает информацию, развивает системные каналы Школы;
- планирует, организовывает трансляции, проводимые образовательной
организацией;
- осуществляет взаимодействие со службой технической поддержки
разработчика платформы по вопросам использования функционала цифрового
сервиса;
- доводит до сведения директора Школы статистические данные по
использованию платформы в Школе.
3.2. Администрация Школы способствует выполнению образовательных
программ посредством применения функциональных возможностей
платформы, а именно:
- издает локальный нормативный документ (приказ, распоряжение) «Об
использовании
информационно-коммуникационной
образовательной
платформы «Сферум»;
- назначает администратора ИКОП «Сферум» из числа педагогических
работников Школы;
- присоединяется к Школе по ссылке-приглашению в созданный класс
«Учительская» в пользовательской роли «учитель»;
- подтверждает статус «учитель» (при необходимости);
- обеспечивает информационным материалом администратора ИКОП
«Сферум» для опубликования в системных каналах Школы;
- обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате посредством
создания видео-конференц-связи) с участниками образовательных отношений
для решения управленческих задач;
–осуществляет контроль по использованию участниками образовательных
отношений, в том числе для проведения дистанционных мероприятий и
учебных занятий.
3.3. Классный руководитель координирует процессы по использованию
функциональных возможностей для решения учебных и внеучебных задач в
классе, для этого:
– присоединяется к Школе по ссылке-приглашению, полученной от
администратора сообщества, в пользовательской роли «учитель»;
– проходит процесс верификации статуса «учитель» (при необходимости);
– создает чаты с участниками образовательных отношений для
коммуникационного взаимодействия с целью решения определенных
образовательных задач;
– поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала, включая
возможности организации и проведения мероприятий в дистанционном
формате.
3.4. Педагогический работник (учитель-предметник, педагог дополнительного
образования), ведущий учебные дисциплины, занятия, координирует
процессы по использованию функциональных возможностей для решения
образовательных задач:
– присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению,
полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли
«учитель»;
– проходит процесс верификации статуса «учитель» (при необходимости);
– создает учебные чаты с участниками образовательных отношений для
коммуникационного взаимодействия с целью решения определенных
образовательных задач;
– поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала цифрового
сервиса, включая возможности организации и проведения уроков, занятий с
применением дистанционных образовательных технологий.
3.5. Учащийся для осуществления образовательной коммуникации и решения
образовательных задач использует функциональные возможности, а именно:
–присоединяется по ссылке-приглашению, полученной от учителя, классного
руководителя, в чат;
–участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате класса и
чатах по дисциплинам, с использованием функционала цифрового сервиса;
–участвует в учебных занятиях или мероприятиях, осуществляемых в онлайн
или гибридном формате, с применением дистанционных образовательных
технологий;
–обеспечивает безопасность своего учебного профиля на платформе.
3.6. Родитель (законный представитель) с целью участия в образовательной
коммуникации использует функциональные возможности, а именно:
–присоединяется к чату по ссылке-приглашению, полученной от
педагогического работника (классного руководителя, представителя
администрации Школы);
–участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате, с
использованием функционала цифрового сервиса.
4. Организация уроков с применением дистанционных образовательных
технологий
4.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса в
соответствие с приказом директора может быть организовано дистанционное
обучение по образовательным программам в следующих случаях:
 неблагоприятные погодные условия;
 неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
 решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
образования.
4.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного
процесса по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум».
Осуществляется информирование о возможности реализации образовательной
программы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, а также об организационных и технических
требованиях для проведения дистанционных занятий на родительских
собраниях, классных часах, в ходе личных встреч и звонков с родителями и
обучающимися, а также посредством размещения сведений на официальном
сайте образовательной организации, в чатах с родителями (законными
представителями) и обучающимися, в общешкольном канале образовательной
платформы.
4.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае соблюдения
организационных и технических требований для проведения дистанционного
урока:
 созданы учебные чаты на образовательной платформе;
 присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и
обучающиеся (привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля
ИКОП «Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке);
 наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер, ноутбук, планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки,
микрофон, камера, Интернет-соединение);
 успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к
видеозвонку в созданных чатах по предмету образовательной
платформы, проведена проверка работоспособности планируемого к
использованию оборудования.
4.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
продолжительность уроков в соответствие с нормативами, утвержденными
СанПиН 1.2.3685-21, график проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей) и обучающихся.
4.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических работников
в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика для глаз,
упражнения для снятия напряжения с мышц тела и повышения активности
центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
МР 2.4.0330-23, а также может увеличиваться продолжительность времени
отдыха обучающегося между занятиями.
4.6. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий образовательная
организация вносит соответствующие корректировки в рабочие программы и
(или) учебные планы в части форм обучения (онлайн-лекция, онлайнконсультация и др.), технических средств обучения.
4.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) и
обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий
посредством использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия
возможности обеспечить обучающегося техническими средствами обучения
для проведения дистанционного урока с использованием образовательной
платформы администрацией образовательной организации может быть
предложено:
 просмотр записей уроков для самостоятельного изучения тем занятий, в
случае если педагогами-предметниками производилась запись, сдача
выполненных заданий по итогам изучения темы посредством
прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не позднее 2-х дней со дня
проведения занятия;
 самостоятельное изучение обучающимся тем урока с использованием
иных государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа»,
АИС «ЭПОС») и электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию согласно Приказу Минпросвещения России № 738;
 самостоятельное обучение учащегося без применения электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
с
использованием традиционных форм обучения.
5. Права участников образовательных отношений.
5.1. Участники образовательных отношений, использующие функциональные
возможности, имеют доступ к ИКОП «Сферум» на безвозмездной основе
круглосуточно.
5.2. Участники образовательных отношений, являющиеся пользователями,
имеют право на обращение в службу технической поддержки по адресу
электронной почты info@sferum.ru.
5.3. Участники образовательных отношений, являющиеся пользователями,
имеют право на доступ к информационным ресурсам и инструкциям,
размещенным на сайте prof-sferum.ru.
5.4. Педагогические работники Школы имеют право посещать семинары и
вебинары, в рамках которых освещаются методические вопросы по
применению функционала цифрового сервиса.
6. Заключительные положения.
6.1 Настоящее Положение вводится в действие с момента его подписания и
утверждения.
6.2 Настоящее Положение действительно до принятия нового Положения.
6.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом Школы и иными локальными нормативными актами.