Оглавление Паспорт Программы развития Введение РАЗДЕЛ I. Информационная справка о школе 1.1. Общая характеристика школы 1.2. Учебно-материальная база 1.3. Кадровый потенциал школы 1.4. Система управления организацией 1.5. Анализ результатов деятельности и достижений школы РАЗДЕЛ II. Концептуальные основы Программы развития РАЗДЕЛ III. Механизм реализации Программы развития РАЗДЕЛ IV. Мониторинг эффективности Программы развития РАЗДЕЛ V. Дорожная карта реализации Программы развития стр. 2 5 6 6 6 8 13 16 27 31 31 33 Приложение 1. Трек №1. Повышение качества образования. 35 Приложение 2. Трек № 2. Проектирование инклюзивного образовательного пространства. Приложение 3. Трек № 3. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога. Приложение 4. Трек № 4. Профессиональное самоопределение обучающихся. Приложение 5. Трек № 5. Профильное обучение. 40 1 44 48 54 Паспорт Программы развития Наименование Программы Программа развития «К УСПЕХУ – ВМЕСТЕ!» 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ). 2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). 3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (с изменениями и дополнениями). 4. Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030г.» (с изменениями и дополнениями от 21июля 2020г. №474). 5. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, Основания для утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № разработки 1726-р. Программы 6. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства от 29.11.2014 №2403р. 7. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 (с изменениями от 12.09.2022 г.). 11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598. 12. Государственная программа Пермского края «Развитие образования и науки», утверждена постановлением Правительства 2 Цель Программы Задачи Программы Разработчики Исполнители Ожидаемые результаты 3 Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1318-п. (с изменениями от 18 октября 2017 года N 863-п.) Совершенствование единого образовательного пространства, направленного на повышение конкурентоспособности образовательной организации и участников образовательных отношений в современных социально-экономических условиях. 1. Обеспечить уровень качества образования, соответствующий требованиям ФГОС общего образования. 2. Совершенствовать модель социально-экономического развития школы с учётом компетенций 21 века. 3. Организовать предпрофильную подготовку и деятельность социально-педагогических классов. 4. Активизировать применение интерактивных технологий в образовательном процессе школы. 5. Создать условия для внедрения различных форм наставничества в педагогическом коллективе. 6. Разработать и внедрить в педагогическую практику индивидуальные профориентационные маршруты для детей с ОВЗ. 7. Активизировать взаимодействие с социальными партнёрами по вопросам реализации модели социально-экономического образования в Учреждении. 8. Обобщить и транслировать передовой опыт по организации социально-экономического, инклюзивного образования в школе. Администрация и педагогический коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» Участники образовательных отношений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» 1. Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования для 100% учащихся. 2. Увеличение количества учащихся с индивидуальными образовательными траекториями до 25%. 3. Формирование у учащихся навыков 21 века: критическое мышление, коммуникативность, креативность, сотрудничество. 4. Организация работы профильных социально-педагогических классов. 5. Увеличение доли педагогов с индивидуальными образовательными маршрутами, до 30%. 6. Увеличение доли педагогов, охваченных различными формами наставничества до 25% 7. Проектирование индивидуальными профориентационных маршрутов для учащихся с ОВЗ. 8. Увеличение доли учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях и т.д. различной направленности на муниципальном, региональном, федеральном уровне до 35%. 9. Увеличение доли родителей (законных представителей), включенных в формы активного взаимодействия со школой до 50%. 10. Увеличение доли программ (договоров сетевого взаимодействия) до 15%. 11. Презентация передового опыта на федеральном, региональном уровне. 2022 – 2027 годы. I этап: 2022 г. – проектирование системы мероприятий, обеспечивающих реализацию Программы развития. Сроки и этапы II этап: 2022 – 2025 гг. – реализация системы мероприятий в рамках реализации Программы развития, отслеживание и корректировка результатов Программы реализации Программы развития. III этап: 2026 - 2027 гг. – анализ результатов деятельности по реализации Программы развития, подведение итогов, обобщение и распространение положительного опыта. Источники Финансирование Программы развития осуществляется за счет финансирования муниципального бюджета и внебюджетных средств. Текущее управление реализацией Программы развития осуществляется директором ОО, заместителями директора по УВР, Порядок ВР, методистом школы. Корректировка Программы развития управления осуществляется Педагогическим советом школы. реализацией Результаты контроля и реализации Программы представляются Программы ежегодно на заседании педагогического совета школы, включаются в Публичный доклад, отчёт по самообследованию и публикуются на сайте школы. 4 ВВЕДЕНИЕ Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Чайковский Пермского края (далее – Учреждение) на 2022-2027 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития Учреждения на среднесрочную перспективу. Программа определяет образовательные приоритеты и меры стратегических задач текущего времени - модернизации образования, а также обеспечивает переход Учреждения в качественно иное состояние, обеспечивающее повышение его конкурентоспособности путем совершенствования единого образовательного пространства. Предполагаемые изменения должны повлиять на повышение компетенций непосредственных участников образовательного процесса, обеспечивая тем самым повышение конкурентоспособности как образовательного Учреждения, так и всех участников образовательных отношений. Одним из идеологических документов, определяющих направление совершенствования процесса обучения и воспитания современных детей, в настоящее время является проект «Школа Министерства Просвещения России». В нем заложен фундамент Идеальной Российской школы, сочетающей накопленные веками традиции российского образования и тенденции развития современного общества. Обозначенные в проекте Идеальной Российской школы ключевые направления развития: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация, инфраструктура – в полной мере нашли свое отражение в Программе развития Учреждения. При этом Программа «К успеху – вместе!» является перспективным продолжением предыдущей Программы развития Учреждения, базирующейся на количественных и качественных изменениях, произошедших за предыдущий период реализации Программы. Основной тезис Программы «К успеху – вместе!»: залог успешного будущего учащихся состоит в умении моделировать и находить оптимальные решения в социально-экономических ситуациях современного общества. В связи с этим ученик должен обладать компетенциями 21 века: критическое мышление, коммуникативность, креативность, сотрудничество. Помочь ребёнку найти себя в современном мире, стать конкурентоспособным как в 5 школе, так и за её пределами обязаны взрослые люди: педагоги, родители, социальные партнёры образовательных организаций. «Совершенствуемся, чтобы быть успешными» - такая идея объединит участников образовательных отношений в ходе реализации Программы развития. РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ 1.1. Общая характеристика школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» построена и введена в эксплуатацию в 1975 году. Проектная мощность рассчитана на 1173 учащихся. Школа расположена в микрорайоне «Текстильщик» города Чайковского. Микрорайон не имеет промышленных предприятий, основная отрасль специализации – сфера услуг. Учредителем школы является муниципальное образование «Чайковский городской круг». Функции и полномочия Учредителя осуществляются Управлением образования администрации Чайковского городского округа. Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение. Тип учреждения: общеобразовательная организация. Юридический и фактический адрес: 617760, Россия, Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, дом 51А. Телефон/факс: 8(34142) 2-30-05. Сайт школы http://sh11-chaik.my1.ru/ E-mail: sh11.chaik@bk.ru В соответствии с лицензией (серия 59Л01 №0004300 от 14.03.2019г.) и свидетельством об аккредитации (серия 59А01 №0001437 от 15.04.2019г.) школа осуществляет обучение по следующим программам: - общеобразовательные (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). 1.2. Учебно-материальная база Школа функционирует в типовом здании, введённом в эксплуатацию в 1975 году. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, составляет 2300 кв. м. 6 Территория школы ограждена забором. Въезды на территорию школы имеют твердое покрытие. Здание подключено к городским инженерным сетям – холодному и горячему водоснабжению, канализации, отоплению. Состояние материально-технической базы и содержание здания школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и нормам пожарной безопасности. Для обеспечения образовательной деятельности в школе имеется 40 учебных кабинетов. Помещения находятся в удовлетворительном состоянии, в которых своевременно осуществляется текущий ремонт. Помещения оснащены необходимым оборудованием, мебелью, инвентарем, техникой. Согласно нормам СанПиН выполняются требования к воздушнотепловому режиму, освещению, водоснабжению. Ежегодно проводятся замеры искусственного освещения, замеры сопротивления изоляции электропроводки. Соблюдаются нормы внешнего вида учебных кабинетов, требования к размещению школьной мебели. Учебные кабинеты располагаются на 1,2,3 этажах здания. В них установлены двухместные ученические столы, стулья. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение, что соответствует требованиям п.7.1.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Окна оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (шторы, жалюзи). Искусственное освещение представлено люминесцентными лампами. Система освещения общая. Все лампы оборудованы защитной арматурой. Над классными досками имеются дополнительные источники искусственного освещения. Система искусственного освещения предусматривает раздельное включение линий светильников. Все учебные кабинеты оборудованы компьютерными рабочими местами. Все компьютеры оснащены лицензионным или свободно распространяемым общесистемным и прикладным программным обеспечением (операционная система, офисные программы, программа управления компьютерным классом). В школе имеется два оборудованных спортивных зала (большой и малый спортивный зал), которые используются для проведения уроков физической культуры, курсов внеурочной деятельности, занятий спортивных секций. В наличии необходимый спортивный инвентарь и спортивное оборудование для организации образовательного процесса: перекладина, канат для перетягивания, гимнастическая стенка, козел гимнастический, лыжи, мячи 7 баскетбольные, волейбольные, футбольные, скакалки, волейбольная сетка, баскетбольные щиты, гантели. Для проведения спортивных мероприятий используются стадион, футбольное поле, волейбольное поле, баскетбольное поле, беговая дорожка. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей осуществляется школьной библиотекой, которая занимает 97,9 кв. м (из них 47,9 кв.м. - абонемент и читальный зал; 50 кв. м. - помещения для хранения учебного фонда). Библиотечный фонд включает: учебники, пособия, художественную литературу, справочную литературу, аудиовизуальные документы, детскую литературу, всего 28464 экз. 1.3. Кадровый потенциал школы В образовательном учреждении работает 59 педагогов (в том числе руководители, имеющие педагогическую нагрузку). Таблица 1 Численность педагогических работников по уровню образования Всего педагогов Имеют высшее образование Имеют высшее Имеют среднее образование профессиональное педагогической образование направленности Имеют профессиональное образование педагогической направленности 59 47 (80%) 44 (75%) 12 (23%) 12 (23%) Таблица 2 Численность педагогических работников по продолжительности педагогического стажа Всего педагогов 59 Педагогический стаж Педагогический стаж до 5 лет до 30 лет 10 (17%) 34 (58%) Педагогический стаж свыше 30 лет 15 (25%) На период 2017-2018 учебного года 55% педагогов не имели никакой категории. За 4 года удалось изменить эту ситуацию. 30 человек (55%) педагогов в настоящее время имеют первую и высшую категории. Количество педагогов с высшей категорией за период с 2018 по 2021 год увеличилось в 2 раза. 8 Таблица 3 Численность педагогических работников, имеющих аттестацию Год 20182019202020212019 2020 2021 2022 Всего педагогов, в т.ч. 54 53 54 54 руководителей Общее количество педагогов 54 53 54 54 (без совместителей) Всего аттестованных педагогов 45 41 44 41 на конец календарного года % от количества 83% 78% 80% 82% Высшая категория 10 16 20 19 % от количества 18% 30% 38% 35% Первая категория 17 14 10 12 % от количества 32% 26% 17% 23% Соответствие занимаемой 18 11 13 13 должности % от количества 33% 21% 25% 24% Педагогов без аттестации 9 12 11 9 % от количества 17% 22% 20% 18% В 2021 году было подано 13 заявлений на аттестацию, все педагоги успешно прошли аттестационные процедуры. На конец 2022 года не имеют аттестации вновь прибывшие педагоги или молодые специалисты. Таблица 4 Информация о повышении квалификации педагогов образовательной организации (за последние 5 лет) Общее кол-во педагогов 54 Общее кол-во педагогов, прошедших КПК Итоги обучения за последние 5 лет (72 часа и более) с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. Всего % от Без % от Прошли Курсы Курсы Курсы прошли общего курсовой общего обучение менее 72 ч. 108 ч. КПК кол-ва подготовки кол-ва 72 ч. 54 100 0 0 53 7 38 8 Педагоги школы активно участвуют в курсовой подготовке, что позволило на конец 2021 года 100% педагогов пройти КПК. Приоритетными направлениями курсовой подготовки стали: 9 • «Формирование функциональной грамотности» (8 чел.), • «Организация инклюзивного процесса обучения для учащихся с ОВЗ» (28чел.), • «Интерактивные педагогические технологии» (5 чел.), • «Школа современного учителя» (5 чел.), • «Организация работы классного руководителя в образовательной организации» (35 чел.). Наряду с курсовой подготовкой повышение квалификации педагогов осуществлялось через участие в инновационных проектах разного уровня по приоритетным вопросам системы образования. Таблица 5 Участие педагогов в инновационных проектах Институциональный Муниципальный уровень Региональный уровень (краевой) уровень Наименования проектов «Интеграция как «Повышение качества «Я люблю математику». средство формирования математического «Я люблю физику». метапредметных образования». «Образовательные результатов». «Смысловое чтение». возможности платформы «Педагогическое «Чайковское метро». «Учи.ру». сотрудничество - путь к «Апробационные «Инновационноуспеху». площадки введение образовательные модели «Траектория успеха». ФГОС СОО». внеурочной «Модульная программа деятельности старшей внеурочной школы». деятельности «Идущие «Инновационнорядом». методическая сеть SSS». Отмечается положительная динамика активности педагогов в распространении педагогического опыта на муниципальном и на региональном уровне. В рамках муниципальной методической конференции в 2022 году 14 педагогов представили свой опыт в разных вариантах: выступление на секции, оформление постера, защита проекта, представление метода. 23 педагога получили сертификат активного участника, посетив более 3 методических событий за день. 10 Четыре методических материала учителей представлено в сетевом сообществе педагогов Пермского края, три проекта прошли экспертизу на ЭМС Управления образования. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 Таблица 6 Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства за 2020-2022 года Мероприятия Результат Количество участников Сетевой межрегиональный Благодарственные 8 методический проект «Цифровой письма мир» г. Лысьва. Региональный проект «Цифровая Благодарственные 4 школа. Учи. Ру» письма Региональный конкурс 3 место 2 методических материалов «Методическая мозаика – 2021» Федеральный проект «Флагманы сертификат 4 образования» участия «Лучшие учителя России» победитель на 2 федеральном уровне Международная олимпиада 24 место 14 «Профи» «Конструирование инновационно- сертификаты 8 образовательных моделей участия внеурочной деятельности основной школы» и «Активные и интерактивные образовательные практики в реализации Стратегии развития воспитания образовательной организации», ГАУ ДПО ИРО ПК, г. Пермь. Муниципальный смотр-конкурс победители и 8 методических материалов призеры Муниципальный этап победители и 1+2 Всероссийского конкурса «Учитель призеры года 2020», «Учитель года 2021» Педагоги школы активно работают в инновационном режиме, участвуя в реализации инновационных проектов различного уровня, связанных с введением и реализацией ФГОС, развитием функциональной грамотности. Вопросы изменений в системе образования отрабатываются в школьных методических объединениях, кроме того педагоги возглавляют муниципальные профессиональные сообщества и принимают активное участие в их работе. Таблица 7 Педагоги школы, руководители муниципальных профессиональных сообществ ФИО руководителя профсообщества Название профсообщества Несмащнева Тамара Михайловна РМО учителей географии Маркова Елена Валерьевна РМО учителей физики Малыгина Ольга Владимировна «Финансовая грамотность: реальность и перспективы» Таблица 8 Педагоги, награжденные правительственными наградами ФИО Должность Наименование награды Зинатова директор Почётное звание «Почётный работник Ольга Ревриковна общего образования РФ» Кузнецова учитель Знак «Почётный работник общего Ольга математики образования РФ» Анатольевна Кузнецова учитель истории Знак «Почетный работник общего Елена образования РФ» Анатольевна Овчинникова учитель Почётное звание «Почётный работник Екатерина биологии общего образования Российской Анатольевна Федерации» Пак учитель Почётное звание «Почётный работник Татьяна русского языка сферы образования РФ» Алексеевна и литературы Маркова Елена учитель физики Почётное звание «Почётный работник Валерьевна и информатики сферы образования РФ» 12 В школе сложился достаточно сильный педагогический состав, 90% учителей занимаются своим профессиональным ростом. За последние три года наблюдается динамика активности участия в конкурсах профессионального мастерства и проектной деятельности. Однако для повышения конкурентоспособности школы стоит обратить внимание на следующие направления: - применение и реализация функциональной грамотности в Учреждении; - повышение профессионального роста педагога через индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ); - включение большего количества педагогов в инновационную деятельность и конкурсные движения. 1.4. Система управления организацией Общее собрание работников Педагогический совет Директор Общешкольный родительский комитет Методический совет Административный совет Социально-психологическая служба Совет профилактики Аттестационная комиссия Заместитель директора Психолого-педагогическая комиссия Школьные методические объединения ШСП Совет актива Рис. 1.Система управления МБОУ СОШ №11 Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ», Уставом образовательного учреждения. 13 Коллегиальными органами управления образовательной организации являются: • Общее собрание работников. • Педагогический совет. Общее собрание работников как коллегиальный орган действует бессрочно, собирается по мере надобности, но не реже 2-х раз в год по инициативе директора и работников Школы. Принимает решения, затрагивающие права и обязанности всех работников. Основной задачей Общего собрания работников является коллегиальное решение важных вопросов жизнедеятельности работников Учреждения. Педагогический совет в качестве коллегиального органа создан в целях реализации права педагогических работников на участие в управлении Учреждением, развития содержания образования, повышения качества воспитания и обучения учащихся, совершенствования методической работы, рассмотрения педагогических и методических вопросов организации образовательного процесса, изучения и распространения педагогического опыта, содействия повышению квалификации работников. Педагогический совет действует бессрочно. В Учреждении сформирован управленческий аппарат. Распределены функциональные обязанности между членами администрации: - заместитель директора; - заместители директора по учебно-воспитательной работе (1-4, 5-7, 8-11 классы); - заместитель директора по воспитательной работе; - методист. Заместители директора курируют определенные направления функционирования и развития, согласовывают деятельность всех участников образовательного процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами. Вся работа проводится при обязательном планировании, определении целей, постановке задач на определенный период, анализе и контроле. Ведущей выбрана матричная структура управления, особенностью которой является подчинение непосредственно директору или заместителю директора и одновременно совместное проектирование и реализация образовательных задач. Эта структура дает возможность участвовать в организационных, содержательных изменениях всем субъектам управления. 14 В Учреждении работает Методический совет, главная задача которого – создать коллектив единомышленников, бережно сохраняющих школьные традиции, стремящихся к постоянному профессиональному самосовершенствованию, развитию образовательных процессов, повышению продуктивности преподавательской деятельности, реализующих Программу развития школы. Методический совет рассматривает вопросы развития образовательного процесса, разрабатывает рекомендации по совершенствованию методики обучения и воспитания. В состав совета входит администрация Учреждения, руководители школьных методических объединений и проблемных групп, учителя высшей категории. Заседания проходят каждую четверть с использованием современных педагогических технологий. Созданы методические объединения: - гуманитарный цикл (русский язык и литература, ИЗО и музыка); - общественно-лингвистический цикл (английский язык, история, обществознание); - физико-математический цикл (физика, математика, информатика); - естественно-спортивный цикл (география, химия, биология, физическая культура, ОБЖ, технология); - начальные классы; - узкие специалисты. Действуют проблемные группы: «Интерактивные образовательные технологии», «ФГОС старшей школы», «Социально-экономическое образование в школе». Родители (законные представители) принимают участие в соуправлении. Совет родителей как субъект управления принимает участие в обсуждении вопросов жизни Учреждения и принятии решений в форме рекомендаций и предложений. Кроме того организована работа общешкольного родительского комитета. Основные направления деятельности: работа с нормативными документами, участие родителей в школьных мероприятиях, рейды, информационная и просветительская работа, трансляция опыта родительских комитетов классов. Все направления организованы комиссиями. Всего три комиссии: - культмассовая, - учебная, - хозяйственная. 15 Культмассовая комиссия занимается организацией помощи в подготовке школьных мероприятий, образовательных событий, работы родительского жюри в школьных конкурсах. Учебная комиссия проводит рейды по проверке наличия школьной формы, сменной обуви, учебно-письменных принадлежностей, проводит аудит сайта школы. Хозяйственная комиссия проверяет качество питания школьной столовой, санитарное состояние кабинетов, работу медицинского кабинета, участвует в организации помощи по благоустройству школы, школьной территории. 1.5. Анализ результатов деятельности и достижений школы В целях достижения качества образования педагогический коллектив школы работает в направлениях дифференциации, интеграции и индивидуализации процесса обучения, усиления гуманитарной и естественноматематической подготовки учащихся. Учебные планы начального общего образования и основного общего образования обеспечивают реализацию требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. В Учреждении реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса. Создана интегрированная образовательная среда, направленная на формирование метапредметных умений обучающихся. В октябре 2019 года прошла внешняя экспертиза Программы развития школы через проведение творческой площадки «Интеграция – ключ к формированию метапредметных умений и повышению мотивации учащихся». В рамках творческой площадки был обобщен опыт работы по интеграции и представлена «Трехуровневая модель интеграции в школе». Проведены на городском уровне 7 интегрированных уроков в 3-9 классах, 3 интегрированных занятия внеурочной деятельности и мастер-класс по образовательному событию «Водрузим знамя Победы» (дни погружения). На основании решения ЭМС Управления образования администрации Чайковского городского округа от 18.10.2019г. «признать положительными промежуточные результаты реализации Программы развития МБОУ СОШ №11 «К успеху - вместе» (Приказ №07-01-05-770 от 06.11.2019). С 2020 по 2022 учебный год три инновационных проекта школы были защищены на ЭМС Управления образования. В мае 2022 года успешно представили итоговые результаты реализации проектов: «Модель социальноэкономического образования в МБОУ СОШ №11», «Модульная 16 программа курсов внеурочной деятельности «Идущие рядом» для 4-7 классов», «Школа родительского просвещения». В рамках проекта «Модель социально-экономического образования в МБОУ СОШ №11», которая опубликована в журнале «Молодой ученый», №29-2020 год (https://moluch.ru/archive/319/72661/), были отмечены следующие положительные результаты: • простроена единая линия экономического образования в школе, разработаны элективные курсы и курсы внеурочной деятельности с 1 по 11 класс; • организуется серия образовательных событий социально-экономического направления; • учащиеся ежегодно становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов исследовательских работ по экономике и финансовой грамотности на муниципальном и региональном уровне; • ежегодное массовое участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для учащихся 1-9 классов на сайте «Учи .ру». В марте 2021 года – 236 участников, в марте 2022 года – 634, 75% становятся победителями (дипломантами) или отмечены похвальной грамотой; • онлайн – уроки по финансовой грамотности от Центробанка РФ включены в образовательный процесс через уроки экономики в 7, 10-11 классах и курс внеурочной деятельности 5-6 кл. «Финансовая грамотность»; • апробированы и востребованы профессиональные пробы для старшеклассников. Отмечена системная работа по реализации проекта «Модульная программа курсов внеурочной деятельности «Идущие рядом» для 4-7 классов». Проект является победителем муниципального конкурса методических и дидактических материалов. Опыт по проведению курсов внеурочной деятельности ежегодно представляется на муниципальной методической конференции и на региональных курсах: в 2021 году «Конструирование инновационно - образовательных моделей внеурочной деятельности основной школы» и «Активные и интерактивные образовательные практики в реализации Стратегии развития воспитания образовательной организации», ГАУ ДПО ИРО ПК, г. Пермь. 17 Успешно реализуется проект «Школа родительского просвещения». Увеличилось число родителей, посещающих родительские встречи и тренинги в рамках этого проекта, имеются положительные отзывы по итогам встреч. Благодаря работе «Школы родительского просвещения» увеличивается количество родителей, вовлеченных в воспитательный процесс школы, принимающих участие в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. С 2021 реализуется управленческий проект «Внедрение цифровой образовательной среды в МБОУ СОШ № 11», включающий пять ключевых направлений: • создание цифровой профессиональной образовательной среды для эффективного профессионального взаимодействия; • поиск и создание цифровых образовательных ресурсов и формирование условий для их совместного использования; • использование цифровых инструментов в образовательном процессе; • развитие стратегии использования цифровых инструментов для эффективного оценивания; • сопровождение учителем процесса развития цифровой компетентности учащихся. В 8-9 классах организована предпрофильная подготовка (ППП) в рамках курса «Как стать успешным на рынке труда», обеспечивающая личностную ориентацию учащихся. Школьная модель ППП состоит из следующих компонентов: информационная деятельность, ориентационные курсы, предметные курсы, психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9 классов. С 2022 года учащиеся 8 классов участвуют во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Для достижения указанных целей на уровне среднего общего образования вводится профильное обучение. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их 18 профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учебный план на уровне СОО соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, в том числе ФГОС СОО. В МБОУ СОШ №11 обучение в 10-11-ых классах проводится по социально-экономическому и универсальному профилям. В рамках реализации вариативной части учебного плана внедряются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию. С этой целью учащимся предлагаются учебные элективные курсы. Для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, для получения дополнительной профессиональной подготовки и социализации учащихся введена внеурочная деятельность «FOCUS будущего». Система работы педагогического коллектива школы направлена на гуманизацию образовательного процесса, на формирование и развитие творческой личности учащегося. Доминирующей формой организации обучения и воспитания является классно-урочная система. Выбирая методики преподавания, педагоги отдают предпочтение развивающим методикам, учитывающим индивидуальные особенности учащихся, способствующим формированию устойчивых навыков самостоятельной работы. Педагоги практикуют активные и интерактивные формы уроков: дискуссии, практикумы, лекции, беседы, деловые игры, тренинги, семинары. В интересах детей с ограниченными возможностями здоровья с участием учащихся и их семей разработаны индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития школьника. 120 98 100 97 98,2 80 60 40 45,1 36,4 38,1 20 0 качество 2019-2020 успеваемость 2020-2021 2021-2022 Рис. 2. Итоги успеваемости учащихся по образовательным программам за 3 года (внутренняя оценка). 19 Анализ данных из таблицы показывает, что в 2020-2021 учебном году был значительный спад по показателю качество обучения в связи с электронным обучением, применением дистанционного формата. С 2021-2022 учебного года видна положительная динамика качества обучения и успеваемости в школе. Результаты внешних мониторинговых исследований качества образования предоставляют возможность школе: • получить информацию об уровне и качестве подготовки обучающихся школы; • определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; • получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам; • определить типологию характерных ошибок, допущенных учащимися. Таблица 9 Результаты участия школы во внешних мониторинговых исследованиях качества образования. Сравнительная таблица результатов обязательных ОГЭ. Математика русский язык 2018202020212018202020212019 2021 2022 2019 2021 2022 Качество 58,3 29 55,4 76,2 66 75 успеваемость 95,2 95,3 100% 98,8 98,1 100% Данная таблица свидетельствует о росте и высоком качестве знаний по обязательным предметам. В 2021-2022 учебном году достигнута 100% успеваемость по обоим предметам. Таблица 10 Результаты ОГЭ по выбору. 2021-2022 учебный год. предмет Сдавали На 5 На 4 качество На 2 успев По 100 Обществознание 65 1 18 29 100% История 3 100% География 30 9 9 60 100% Биология 32 3 14 53 100% 20 100 б. - Химия Информатика Физика Английский язык 13 29 8 4 6 10 1 4 10 5 2 77 69 62,5 75 - 100% 100% 100% 100% 1 - Из таблицы видно, что по всем предметам по выбору на ОГЭ 100% успеваемость. Качество более 50% показано по всем предметам ОГЭ, кроме истории и обществознания. Таблица 11 Результаты ЕГЭ МБОУ СОШ №11. ПРЕДМЕТ Русский язык Математика Литература История Обществознание Химия Физика Биология География Английский язык Информатика 2019-2020 68,7 55,6 66,5 54,5 59 39,3 44,8 37,7 83 83 64 2020-2021 69 67 67 56 57 56 60 44 67 58 2021-2022 72 62 48 55 58 50 60 45 68 72 88 Из сравнительной таблицы результатов ЕГЭ за три года видно, что в основном выпускники школы показывают хорошие средние результаты. Таблица 12 Результаты участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2020 Кол-во участни ков 21 2021 Кол-во призер ов Доля % Кол-во участни ков 2022 Колво призе ров Доля % Колво участ ников Кол-во призеро в Дол я % 90 16 18 67 13 19 102 24 24 За последний год отмечается рост призовых мест в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Главной целью воспитательного процесса школы является создание условий для становления и развития креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей мир, мотивированной на творчество и инновационную деятельность. Исходя из обозначенной цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Содействие в формировании благоприятного эмоциональнопсихологического и нравственного климата в школьном коллективе. 2. Изучение личности учащихся, их интересов, стремлений и способностей. 3. Развитие школьного самоуправления, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением. 4. Воспитание стремления к здоровому образу жизни. 5. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. 6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе. 7. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, создание условий для трудовой деятельности. 8. Укрепление лучших традиций школы. 9. Укрепление связей с микрорайоном «Текстильщик» и общественными организациями города и района. 10. Развитие способности к инновационной, творческой, интеллектуальной деятельности. В школе реализуется проект «Траектория успеха», направленный на формирование личности учащихся, способной к успешной адаптации в социуме. В рамках реализации данного проекта все школьные мероприятия проводятся по пяти направлениям: - общеинтеллектуальное (предметные олимпиады, конференции проектных и исследовательских работ, образовательные события, марафон интеллектуальных игр, викторины «Ратные подвиги России», «Экологическая мозгобойня»); 22 - спортивно-оздоровительное (школьная спартакиада, спортивные игры и соревнования, акция «Я выбираю жизнь!», веревочный курс «ЗОЖ»); - социальное (выборы актива класса, Советы активистов и командиров класса, акция «Эстафета добрых дел», декада Толерантности «Мы разные, но мы вместе», тематические концерты ко Дню пожилых людей, Дню матери); - общекультурное (тематические конкурсы рисунков, коллективнотворческие дела: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «День Учителя», «День матери», «Мастерская Деда Мороза», «Новогодний переполох» в 1-4 классах, «Последний звонок», Фото-Квесты, Уроки мужества и памяти); - духовно-нравственное (тематические классные часы, викторины: «Ратные подвиги России», «Экологическая Мозгобойня», декады: «Мир без жестокости», «Мы разные, но мы вместе», «Основы моей безопасности», «Кодекс чести», «Я – гражданин»). Благодаря участию в проекте «Спортивное Прикамье», занятия спортом стали доступнее для учащихся. Большое внимание уделяется профориентационному направлению: учащиеся проходят диагностики, посещают профессиональные пробы и мастерклассы в учебных заведениях города (ЧТПТиУ, ЧИК, Музыкальное училище), старшеклассники выходят на предприятия с целью знакомства с определенными профессиями и участия в профессиональных пробах, принимают активное участие в открытых профориентационных онлайн-уроках «ПроеКТОриЯ», где в онлайн-формате знакомятся с современными профессиями. В рамках реализации инноваций ФГОС и для достижения личностных и метапредметных результатов освоения ООП общего образования в Учреждении для учащихся с 1 по 11 класс организована внеурочная деятельность, результатом проведения которой является увеличение численности детей, охваченных организованным досугом и успешное участие в образовательных событиях и мероприятиях разного уровня. Для расширения воспитательного пространства школы, налажены отношения с социальными партнерами Учреждения. Основными направлениями взаимодействия стали культурно-досуговое, профориентационное, научно-методическое. 23 Таблица 13 Социальные партнеры МБОЦУ СОШ №11 № Учреждения 1 Многопрофильный ➢ проведение акций «Забота», «Помоги молодежный центр и приюту «Верность», «Чистый город – чистый Совет микрорайона микрорайон», «Текстильщик» ➢ проведение тематических классных часов и вечеров для учащихся нашей школы, ➢ проектная деятельность, ➢ занятость ребят в системе дополнительного образования центра, ➢ социально-педагогическое сопровождение ребят, требующих особого внимания, ➢ коммунарские сборы. Социально➢ индивидуальная работа с детьми и их психологическая служба родителями в зависимости от потребностей, города Чайковский ➢ проведение тематических совещаний для педагогов, ➢ участие в родительских лекториях, ➢ проведение тематических классных часов Станция детского и ➢ организация работы кружков и секций юношеского туризма и на территории школы педагогами станции, экскурсий ➢ проведение образовательных событий и праздников (Масленица, туристический слет, Туристско-краеведческий марафон и др.), ➢ совместно с детско-взрослыми коллективами 5-7 классов реализуется проект «Путешествия по родному краю» Чайковская детская ➢ проведение классных часов и центральная библиотека тематических встреч, - уроков краеведения, - парламентских уроков. ГБПОУ «Чайковский ➢ организация профориентационной индустриальный работы (прохождение дополнительной колледж», Чайковский общеобразовательной программы 2 3 4 5 24 Мероприятия 6 7. медицинский колледж, ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления», ГБПОУ «Чайковское музыкальное училище», ГБПОУ «Чайковский медицинский колледж». ФГБОУ ВО «Чайковская государственная академия физической культуры и спорта» «Безопасное поведение на дорогах», участие в профориентационном мероприятии для обучающихся 8-9-х классов «ПРОФИ Старт», приглашение студентов для проведения классных часов на тему «ЗОЖ»), ➢ проведение мастер-классов и профессиональных проб по профессиям; ➢ Дни открытых дверей ➢ научно-методическое сотрудничество (участие обучающихся и педагогов в форумах, конференциях), ➢ прохождение педагогической практики для студентов в ОУ, ➢ внеурочная деятельность для социально-педагогического класса; ➢ проведение образовательных событий, акций, классных часов, совместных дел (День студента, Олимпийский квест и др.). Чайковский филиал ➢ научно-методическое сотрудничество ФГБОУ ВО «Пермский (участие обучающихся и педагогов в форумах, национальный конференциях), исследовательский ➢ проведение образовательных событий, политехнический акций, классных часов, совместных дел, университет» ➢ проведение профессиональных проб. Таблица 14 Анализ внутренних и внешних факторов развития школы Оценка школы потенциала Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Сильная сторона Слабая сторона Благоприятные Риски возможности • Наличие в ОО • Наличие учителей, • Возможность • Окружение профессиональной не включенных в привлечения школы - дома 25 внутреннего команды педагогов. • Регулярное посещение курсов повышения квалификации педагогами ОО. • Участие обучающихся в олимпиадах и конференциях на городском, краевом и всероссийском уровне. • Внеурочная деятельность усиливает образовательный процесс. • Соответствие требованиям СанПИН расписания, оборудования кабинетов. • Налаженное взаимодействие с различными учреждениями и организациями, расширяющее воспитательное пространство школы. выстраивание индивидуального образовательного маршрута. • Отсутствие модели повышения качества образования. • Отсутствие модели инклюзивного образования. • Слабое взаимодействие с учреждениями высшего образования в рамках профориентационной работы с учащимися. Итоги анализа работы школы: 26 социальных партнеров к реализации модели социальноэкономического образования. • Увеличение доли родителей, включенных в процесс управления ОО. • Наличие педагогов, готовых поддержать инновации, транслировать свой опыт. малосемейного и общежитского типа, построенных комбинатом шелковых тканей в 70-х, начале 80х годов, • Уход учащихся после 9 класса в учреждения профобразования из-за боязни сдавать ЕГЭ. • Быстрые изменения государственной политики в области образования. • Педагогический коллектив с достаточно высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом. • В школе созданы условия для реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов НОО, ООО, СОО, НОО ОВЗ, ООО ОВЗ. • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПИН. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения; спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад), способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. • Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся обеспечивает требование к расширению условий для предоставления доступного качественного образования в соответствии с запросами личности. • Сформированная система школьного самоуправления, органов государственно-общественного управления школой являются основой для расширения социальной открытости Учреждения и создания системы эффективного управления школой. • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми через организацию научно-исследовательской деятельности, участие в муниципальных и краевых олимпиадах и конкурсах, проведение школьного интеллектуального марафона. РАЗДЕЛ РАЗВИТИЯ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Концепция Программы развития Учреждения разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области образования, Федеральным Законом «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, Государственной программой Пермского края «Развитие образования и науки», Уставом школы. Программа продолжает идеологию развития школы, совершенствуя заданные направления, и определяет миссию школы - в создании единого образовательного инклюзивного пространства, в котором воспитывается конкурентоспособная личность. 27 Ориентируясь на социальный заказ и опыт работы коллектива, выбор был сделан в пользу реализации модели социально-экономического образования, в основе которого заложено формирование общей культуры, выработка адекватных представлений о социуме и мире в целом, сути экономических явлений и процессов. Социально-экономическая и социально-педагогическая направленность деятельности школы предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак». К таким качествам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус. Значимая роль отводится привитию школьникам социально-экономической и финансовой грамотности, ведущей к формированию умения принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. В настоящий момент в рамках реализации модели социальноэкономического образования в школе определен социально-экономический профиль, включающий пропедевтические мероприятия с учащимися начальной и средней школы (Бизнес игра «Успешная компания», модульные программы «Финансовая грамотность», «Идущие рядом»), элективные курсы и программы по экономике. В период перехода на ФГОС СОО введены и апробируются программы профильных предметов «Математика», «Обществознание», «Экономика», «Право», а также таких элективных курсов, как «Решение нестандартных задач по математике», «Решение биологических задач», «Практическая физика», «Информатика 21 века» и т.д. Обучение на уровне среднего общего образования строится на основе индивидуального учебного плана (ИУП). В современных условиях востребована трансформация обозначенной модели с включением социально-педагогического профиля. Строящийся на единых подходах с социально-экономическим профилем, он позволит расширить образовательные возможности Учреждения в формировании профессиональных стратегий и личностного развития обучающихся. Социально-педагогический профиль позволит интегрировать педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе, предоставит им возможность для получения опыта педагогической деятельности, обеспечит формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, 28 их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых. По основным приоритетным направлениям развития Учреждения Программа «К Успеху – вместе!» будет строиться согласно образовательным трекам, которые обеспечат достижения заявленной цели: Трек № 1. Повышение качества образования. Трек № 2. Проектирование инклюзивного образовательного пространства. Трек № 3. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога. Трек № 4. Профессиональное самоопределение обучающихся. Трек № 5. Профильное обучение. В результате, реализация мероприятий в рамках образовательных треков Программы развития, позволит расставить новые концептуальные акценты: Первое, обеспечить развитие у обучающихся компетенций 21 века: критическое мышление, коммуникативность, креативность, сотрудничество. Второе, расширить возможности Учреждения в проектировании будущих профессиональных стратегий обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ. Третье, соблюдение принципа индивидуализации. В Программе этот принцип раскроется как при работе с педагогическим коллективом, так и с ученическим коллективом через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов. Четвёртое, обеспечить активное включение всех участников образовательных отношений в соуправлении образовательной организацией и участии в реализации модели социально-экономического образования. Пятое, создать условия для обеспечения повышения конкурентоспособности образовательной организации. Цель программы – совершенствование единого образовательного пространства, направленного на повышение конкурентоспособности образовательной организации и участников образовательных отношений в современных социально-экономических условиях. Задачи программы: 1. Обеспечить уровень качества образования, соответствующий требованиям ФГОС общего образования. 2. Совершенствовать модель социально-экономического развития школы с учётом компетенций 21 века. 29 3. Организовать предпрофильную подготовку и деятельность социальнопедагогических классов. 4. Активизировать применение интерактивных технологий в образовательном процессе школы. 5. Создать условия для внедрения различных форм наставничества в педагогическом коллективе. 6. Разработать и внедрить в педагогическую практику индивидуальные профориентационные маршруты для детей с ОВЗ. 7. Активизировать взаимодействие с социальными партнёрами по вопросам реализации школьной модели социально-экономического образования. 8. Обобщить и транслировать передовой опыт по организации социальноэкономического, инклюзивного образования в школе. Ожидаемые результаты: 1. Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования для 100% учащихся. 2. Увеличение количества учащихся с индивидуальными образовательными траекториями до 25%. 3. Формирование у учащихся навыков 21 века: критическое мышление, коммуникативность, креативность, сотрудничество. 4. Организация работы профильных социально-педагогических классов. 5. Увеличение доли педагогов с индивидуальными образовательными маршрутами до 30%. 6. Увеличение доли педагогов, охваченных различными формами наставничества, до 25%. 7. Проектирование индивидуальных профориентационных маршрутов для обучающихся с ОВЗ. 8. Увеличение доли учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях и т.д. различной направленности на муниципальном, региональном, федеральном уровне до 35%. 9. Увеличение доли родителей (законных представителей), включенных в формы активного взаимодействия со школой до 50%. 10. Увеличение доли программ/договоров сетевого взаимодействия, до 15%. 11. Презентация передового опыта на федеральном, региональном уровне. 30 РАЗДЕЛ РАЗВИТИЯ ІІІ. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Руководство Программой развития осуществляет коллегиальный орган управления – Педагогический совет школы. Непосредственное управление Программой развития осуществляют директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе, методист школы. Механизм реализации программы подразумевает следующее: 1. Разработка нормативно-правовых документов (по мере необходимости при реализации Программы развития). 2. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов и учащихся, исходя из задач Программы развития. 3. Внедрение системы наставничества в Учреждении. 4. Создание условий для формирования конкурентной среды посредством организации участия педагогов и обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.д. различного уровня. 5. Активизация родителей в государственно-общественном управлении школой. 6. Моделирование игрового социально-экономического пространства с участием социальных партнёров Учреждения. 7. Осуществление мониторинговых исследований, направленных на оценку эффективности реализации Программы. РАЗДЕЛ ІV. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ № Критерии эффективности 1 2 3 31 Доля учащихся со сформированными компетенциями 21в. Доля выпускников, поступивших в ПОО по профилю Доля выпускников, выбравших ЕГЭ по 20222023 20232024 20242025 20262027 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 32 профильному предмету Доля учащихся, принявших участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня Доля учащихся 7-11 кл., прошедших не менее 2 профпроб. Доля учащихся с ОВЗ, охваченных индивидуальными проф. траекториями Доля родителей, привлеченных к участию в школьных мероприятиях Доля родителей, принявших участие в родительском лектории Доля мероприятий, проведенных с участием социальных партнеров Доля программ/ договоров сетевого взаимодействия Доля педагогов, прошедших ИОМ Доля педагогов, охваченных различными формами наставничества Доля педагогов, применяющих игровые технологии в образовательном процессе Доля педагогов, принявших участие в конкурсах, фестивалях, конференциях РАЗДЕЛ V. ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ № Планируемые мероприятия 1. Обновление пакета локальных нормативноправовых актов в соответствии с целевыми 2022 установками Программы развития 2. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов Администрация (курсы ПК, конкурсы, конференции в 2022-2027 школы соответствии с запросами педагогов и/ или выявленными дефицитами). 3. Включение педагогов в различные формы Администрация 2022-2027 наставничества школы 4. Активное вовлечение педагогического и ученического коллективов в конкурсное Администрация 2022-2027 движение регионального и федерального школы уровня. 7. Распространение и диссеминация передового педагогического опыта на различных уровнях (участие в научно- 2022-2027 Педагоги ОО практических конференциях, Интернетизданиях). 8. Организация и проведение школьной Заместитель социально-экономической игры «Построй 2022-2027 директора по ВР свою историю» 9. Проектирование индивидуальных траекторий (профориентационных обучающихся с ОВЗ) 33 Сроки Ответственные Администрация школы коллективных/ образовательных Заместитель учащихся 2022-2027 директора траекторий для УВР по 10. Родительский лекторий «Слагаемые успеха Администрация 2022-2027 моего ребенка» школы 11. Проект «Школа просвещения» 12. Расширение перечня олимпиад и конкурсов Методический 2022-2027 для учащихся совет школы 13. Заключение договоров о взаимодействии с Администрация 2022-2027 новыми социальными партнерами школы родительского 2023-2025 Проведение мониторинговых исследований 14. по изучению уровня удовлетворенности ежегодно участников образовательных отношений 15. 34 Мониторинг Программы эффективности реализации ежегодно Администрация школы Администрация школы Администрация школы Приложение 1 Трек № 1. Повышение качества образования. Меняются времена. И школа меняется вместе с ними. Учащиеся, как правило, первыми замечают изменения. Среди глобальных вызовов современного мира выделяют следующие: ✓ неопределенность: ход социально-экономической жизни часто трудно предвидеть даже в краткосрочной перспективе; ✓ многозадачность: работникам всё большего круга профессий требуется работать одновременно над несколькими разными задачами; ✓ открытость: процессы глобализации, мощные потоки вещества, энергии и информации размывают прежние границы сообществ и областей знаний; ✓ цифровизация: в условиях информационного общества, школа утрачивает свою монополию как единственный источник знаний о мире; ✓ вариативность: неоднородность, изменчивость, разнообразие культур, возможных сценариев развития; ✓ ускорение: темп генерации новых знаний, разработка прорывных инновационных технологий увеличивает интенсивность, темп нашей жизни. Указанные свойства имеют прямое отношение к образованию. В эпоху стремительных изменений школа готовит учащихся к реальной жизни. В новых условиях школа должна быть этой реальной жизнью. В стенах общеобразовательной школы современный мир открывает новые уникальные возможности, о которых учителя и ученики прошлого не могли мечтать. Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт позволят реализовать модель образования, которая обеспечит достижение высоких результатов и создаст условия для развития личности учащегося. Одной из важнейших задач образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию всех учащихся, независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей, достижение положительных изменений в развитии каждого учащегося: его учебных достижений, воспитанности, творческих способностей, здоровья. 35 Анализ качества образования и успеваемости в школе позволяет сделать вывод о снижении в 2021 году как успеваемости (на 3%), так и качества образования (на 7%), по сравнению с 2020 годом. Основными причинами падения качества и успеваемости являются: ✓ снижение учебной мотивации, обусловленное особенностями подросткового возраста учащихся; ✓ рост числа детей с ОВЗ; ✓ недостаточное взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников с родителями учащихся, имеющих низкие образовательные результаты; ✓ недостаточный уровень владения учителями современными, цифровыми технологиями и методиками работы с учащимися, имеющими разные образовательные потребности и низкую мотивацию к обучению. Основные пути решения проблемы: ✓ внедрение внутренней и внешней дифференциации; ✓ обучение на уровне способностей, возможностей ученика; ✓ создание условий для вовлечения родителей учащихся с низкими образовательными результатами в образовательный процесс; ✓ постоянное профессиональное развитие педагогических работников по изучению современных технологий, подходов, приемов. ✓ Основные принципы организации образовательного пространства: ✓ принцип совершенствования (реформирования) образовательной среды; ✓ принцип принятия личности; ✓ принцип акцентирования на сильных сторонах учащегося; ✓ принцип создания ситуации успеха для каждого. Цель: создание условий в школе для повышения качества образования: кадровых, материально-технических, организационных, технологических, нормативно-правовых. Задачи: 36 1. Трансформировать и конструировать мотивирующую образовательную среду школы. 2. Развивать образовательный и личностный потенциал каждого учащегося с учетом его возможностей. 3. Повысить эффективность учебного процесса для каждого ученика и для класса в целом. Модель повышения качества образования в МБОУ СОШ № 11 Урочная деятельность 37 Внеурочная деятельность ПОВЫШЕНИЕ: *успеваемости и качества знаний; *функциональной грамотности учащихся; *результативности участия в олимпиадах, конкурсах, проектах; *воспитательного потенциала образования Условия функционирования и механизмы реализации новой модели образования: ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ поддержание у учащегося интереса к учёбе; стимулирование желания непрерывно учиться; формирование исследовательского и проектного мышления; использование «цифры»; отбрасывание лишней информации; умение классифицировать, анализировать, верифицировать информацию, ориентироваться в её потоке; использование искусственного интеллекта для хранения, обработки и аналитики цифровых данных; создание продукта исходя из запросов конкретного ученика; создание условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий; развитие способности к командному взаимодействию; развитие культуры совместной деятельности в учебном и внеучебном процессах. Направления работы: Уровень НОО Использование образовательных платформ (ЦОК, МОЯ школа) Выстраивание образовательного маршрута «Дни погружения в профессию» Многопредметная олимпиада для 2-4 классов Проектно-исследовательская деятельность Курс ОРК и СЭ 38 Уровень ООО Урочная деятельность Профессиональные модули в предмете 8-9 класс Курс «Экономика моей семьи» Курс «Как стать успешным на рынке труда» Использование образовательных платформ (ЦОК, МОЯ школа) Дифференцированное обучение (8-9 класс) по учебным предметам Курс ОДНКНР Уровень СОО Индивидуальные учебные планы Учебный предмет «Индивидуальный проект» Элективные курсы «Экономика» и «Финансовая грамотность» Профильный курс «Менеджмент в образовании», ЧГАФК и С Профильный курс «Педагогическая психология», ЧГАФК и С Курс погружения «Жизненная навигация» Бизнес – игра «Успешная кампания» Олимпиада по финансовой грамотности на Учи. ру Курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Образовательное событие «Путешествие в страну «Финансия» Образовательное событие «Город Мастеров» Образовательные события «Моя функциональная грамотность» 3-4 классы Внеурочная деятельность Участие в федеральном проекте «Билет в будущее» Олимпиада по финансовой грамотности на Учи. ру Курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Образовательные события «Моя функциональная грамотность» 5-8 классы. Онлайн уроки по финансовой грамотности для 6-11 классов Внеурочная деятельность «Субботний ИнтерАКТИВ» для 8-9 классов Образовательное событие «Профессиональный Workshop» 39 Онлайн уроки по финансовой грамотности для 6-11 классов Профильный курс «Жизненная навигация» Модель внеурочной деятельности СОО «FOCUS будущего» Образовательные события «День самоуправления», «Педагогический дайвинг», Коммунарские сборы и т.д Профессиональные пробы «ПРОФИ – брейк» Приложение 2 Трек №2. Проектирование инклюзивного образовательного пространства Внедрение инклюзивного обучения не вызывает сомнений. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить учащихся к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность создания модели инклюзивного образования (далее Модель) связана не только с увеличением численности обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 11, но и запросами общества, необходимостью поддерживать культуру инклюзивного образования, реализацией инклюзивной практики. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения и воспитания, где все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую образовательную среду и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса. Создание Модели предоставит полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют все ученики. Школьная Модель инклюзивного образования представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, 40 обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные особенности в физическом и психическом развитии. Учёт основных принципов образования: • принцип целенаправленности; • научности; • связи обучения с жизнью; • систематичности и последовательности; • сознательности и активности; • наглядности обучения; • доступности; • интегративного подхода; • воспитывающего и развивающего обучения; • принцип прочности осуществляется через основные правила инклюзивного образования: 1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса быстрее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 41 Цель: создание условий для равного доступа детей к получению того или иного вида образования, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Задачи: 1. Разработать нормативно-правовую базу школы по организации инклюзивного образования. 2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по работе с детьми с ОВЗ в общеобразовательном классе. Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 11 42 Условия функционирования и механизмы реализации инклюзивного образования: ✓ сетевое взаимодействие с педагогическими организациями; ✓ включение учащегося в разнообразные виды деятельности (организационные, исследовательские, проектные); ✓ организация конкурсов, соревнований, олимпиад педагогической направленности по данной теме; ✓ событийность, т.е. интеграция в события России, Пермского края, отдельных организаций; ✓ повышение квалификации через курсовую подготовку и самообразование педагогов. Направления работы: учащиеся ИОМ Коррекционноразвивающие занятия Внеурочная деятельность Олимпиады, конкурсы 43 педагоги Сбор базы данных родители Медицинское сопровождение Сопровождение ППк Школа родительского просвещения Консультирование узких Сопровождение ППк специалистов Особые контрольно- Консультирование узких измерительные материалы специалистов Особая система оценивания Конкурсы, олимпиады, акции социальное партнёрство Экскурсии Конкурсы Внеурочная деятельность Акции Приложение 3 Трек № 3. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования. В указе Президента России от 7 мая 2018 года правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Исходя из приоритетных задач государственной политики и механизмов повышения качества общего образования, важным становится направление по формированию функциональной грамотности учащихся. «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла /под ред.А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003, с. 35]. Диагностика профессиональных дефицитов педагогов в 2021 году показала, что лишь 30% учителей школы владеют навыками формирования функциональной грамотности у учащихся, 25% смогли назвать 5 способов ее становления. Это педагоги - активные участники сетевого межмуниципального проекта «Цифровой мир. Функциональная грамотность». 75% учителей не включили в функциональную грамотность критическое мышление и глобальные компетенции. За 2020-2022 годы 17 педагогов (30%) прошли курсовую подготовку по разным видам функциональной грамотности. Опираясь на результаты анкетирования, в сентябре 2021 года была разработана и утверждена приказом директора школы Дорожная карта по формированию и оценке функциональной грамотности педагогов и учащихся МБОУ СОШ №11 на 2021-2022 учебный год. 44 45 46 Направления работы: № события 1 Реализация педагогических проектов ШМО по функциональной грамотности. 2 Разработка и проведение образовательных квестов, событий по развитию функциональной грамотности учащихся. 3 Мониторинги функциональной грамотности учащихся. 4 Диагностика потребностей педагогов в совершенствовании компетентности в области формирования функциональной грамотности. 5 Педагогический совет «Функциональная грамотность как цель и результат современного образования» 6 Методический совет «Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся». 7 Организация серии семинаров-практикумов, проблемных групп по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности». 8 Организация повышения квалификации учителей по формированию функциональной грамотности. 9 Проведение педагогических мастер-классов по формированию функциональной грамотности, мастерклассов по технологиям обучения. 10 Сетевое взаимодействие с межмуниципальным проектом «Цифровой мир». 11 Проведение марафона открытых уроков, направленных на формирование функциональной грамотности. 12 Проведение Дней функциональной грамотности во второй и третьей четверти. 13 Участие в муниципальном конкурсе методических материалов по функциональной грамотности. 14 Реализация проекта «Дни погружения в профессию». 15 Разработка системы мониторинга функциональной грамотности педагога. 47 Приложение 4. Трек № 4. Профессиональное самоопределение учащихся «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». Н. Г. Чернышевский Условия современной жизни, изменения в экономике и общественной жизни предъявляют к школьникам жесткие требования – безошибочно выбирать будущую профессиональную деятельность и грамотно строить профессиональные стратегии. Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Профессиональные стратегии – это система целенаправленного планирования и реализации ключевых профессиональных и жизненных позиций личности, направленная на достижение долгосрочных целей. Формирование профессиональных стратегий происходит в процессе профессиональной социализации, а управление через образовательный процесс. Без должного управления этот процесс носит стихийный характер, вследствие чего выпускники оканчивают школу с несформированными профессиональными стратегиями и мотивацией на трудовую деятельность. Подобные умения должны быть сформированы в подростковом возрасте, а требования закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня. Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л. и многие другие. Современные исследователи выделяют компетентности, которые становятся в жизни современного человека наиболее важными, это ключевые компетентности, компетентности «4К», компетентности XXI века. Soft skills («мягкие навыки» — перевод с англ.) — это в первую очередь метапредметные умения, навыки и 48 компетентности, которые помогают человеку адаптироваться в современном социуме. Одним из примеров таких soft skills является, например, группа компетентностей «4 К» (креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление). Выделение такой особой группы компетентностей (мы ее называем self skills) позволяет работать с самоорганизацией школьников, создавать условия для их самоопределения и самостоятельных инициативных действий, организовывать специальную работу по формированию навыков, направленных на отношение к своим личностным смыслам. Создание модели профессионализации проходило на педагогическом совете «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях» в декабре 2021 года, где были выявлены «болевые факторы» школы в формировании у учащихся профессиональных стратегий: • школа не может предоставить достаточные условия для эффективной организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда; • неумение выпускников верно выбирать предметы для поступления; • неготовность родителей оказывать помощь и поддержку в профессиональном самоопределении; • отсутствие п о л н о й информации о спектре профессий на рынке труда у учеников, родителей, педагогов; • образовательный процесс оторван от профессионального выбора; • отсутствие у учеников первоначального опыта профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики и т.д. Обсуждение модели «FOCUS будущего» состоялось на методическом совете школы в феврале 2022 года. Опираясь на ценностные ориентиры в структуре профессионального самоопределения школьников, мы структурировали собственную модель. Цель: моделирование образовательного пространства для освоения учащимися жизненно-важных и социокультурных навыков в контексте формирования профессиональных стратегий и личностного развития. 49 50 Вся деятельность в рамках модели разделена на 4 сектора, которые перекрывают и дополняют друг друга: информирование, консультирование, сопровождение, моделирование. Направления работы: содержательные линии сектор «Информирование» «На уроках вместо…» основные виды деятельности и элективный курс «Как стать успешным на рынке труда» 8 класс», где учащиеся включаются в проектную деятельность по построению личного образовательно-профессионального пространства, продуктом которого является «Портфолио учащегося»: «Профессиональное древо моей семьи», «Личный профессиональный план», «Образовательная (форсайт) карта учащегося» и т.д. «Дни погружения «Давайте знакомиться» в 3-4 классах. Знакомство с профессией в течение учебного дня на всех предметах: «Повар – кондитер», «Швея», «Учитель» и т.д. Классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д. «Профессиональные Знакомство с профессиями нашего города на предметном содержании. В модули в предмете» каждом учебном предмете разработаны и апробируются для 8-9 классов. профессиональные модули на 3-4 часа, с практической частью и собственным продуктом. Разработаны модули в предметах: литература, математика, обществознание, история, география, биология, химия, технология, физика, ОБЖ, английский язык , обществознание, музыка. Сотрудничество СПО и ВУЗами 51 с Проведение Дней открытых дверей, экскурсий, мастер- классов преподавателями учебных заведений. Участие в образовательных «Консультирование» событиях школы. «Консультирование» Диагностика самодиагностика Деятельность классного руководителя «Сопровождение» «Сопровождение» • Всероссийский проект «Билет в будущее» http://bilethelp.worldskills.ru/; • проект « Япрофессионал.РФ» http://япрофессионал.рф/; • «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/; онлайн занятия в Высшей школе экономики; • Уроки профориентации https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html КСК внеурочной В рамках проекта «Модульная программа курсов внеурочной деятельности для 4-7 деятельности «ИДУЩИЕ РЯДОМ» в каждом курсе заложено классов знакомство с профессией. Это отражается в рефлексивном дневничке учащегося. Профессиональные пробы 52 и Проведение диагностик СПС школы по материалам Г.В. Резапкиной, Е.А. Климова на сайте «Мое образование» 8-9 классы. Проведение анкетирования на выявление профориентационных интересов, профессиональной направленности для 5- 7 классов. Реализуются на 4 уровнях по Е.Ю. Пряжниковой: • школьный профориентационный проект в формате профессионально ориентированного элективного курса предпрофильной подготовки, реализуемый школой на своей базе; • профориентационный творческий проект наиболее привлекательно для талантливых и одаренных учащихся; • профессионально-образовательная проба – реализуется для школьников на базе организации СПО илиВУЗа в учебных «Моделирование» «Моделирование» Образовательные события «Субботний интерАКТИВ» лабораториях, мастерских; • производственная профессиональная проба – организуется на базе предприятия. Обязательные образовательные события профориентационной направленности: • «Город Мастеров» для 1-4 классов, • «Ярмарка профессий» для 5-8 классов, • Большая профориентационная игра «Древо профессий» для 5-6 классов, • ролевая игра «Парад профессий» для 7 классов, • «Профессиональный WORKSHOP» для 8-9 классов, • «Я б в 10 класс пошел…» для 9 классов, • «Школьный Арбат» для 1- 11 классов. Модульная программа социализации для 8-9, 10-11 классов, направленная на развитие навыков «Soft-Self-Skills» . Содержательные линии для 8-9 классов: «Волонтёрство», «Социальное проектирование», «Креативность», «Управлять временем – легко!», «Мы – команда!», «Игротехники», «Школа лидеров», «Школа вожатых», «Школа спикеров», «Психология общения», «Самопознание и саморазвитие», «Медиа коммуникации». Для 10-11 классов: « Коппинг – стратегии», «Стратегия и таймменеджмент», «Дискуссионный клуб», «Деловые игры», «Тимбилдинг», «Школа GRAFT». 53 Приложение 5. Трек № 5. Профильное обучение. Актуальность создания педагогических классов диктуется усилением требований государства и общества к формированию в системе непрерывного педагогического образования профессионально компетентной и мотивированной личности, способной к успешной трудовой деятельности в педагогической сфере. По сообщению министра просвещения Сергея Кравцова, к 2024 году в школах РФ будут открыты 5 тыс. профильных педагогических классов: «Такие классы помогают формировать единую систему подготовки учителей, мотивировать молодых людей и выстраивать систему ранней профориентации». Ориентируясь на социальный заказ и опыт работы коллектива, с 2022-2023 учебного года в нашей школе планируется открытие социально-педагогического класса на основе реализации модели социально-экономического образования, где заложено формирование общей культуры, выработка адекватных представлений о социуме и мире в целом, сути экономических явлений и процессов. Социально-экономическая и социально-педагогическая направленность деятельности школы предполагает формирование у обучающихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек». К таким качествам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус. Значимая роль уделяется формированию умения принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. В качестве основных принципов организации образовательного пространства выделяем такие, как: • фундаментализация - предметная и методологическая подготовка, обеспечивающая формирование мировоззрения; • практическая ориентированность и деятельностная направленность профильного образования - готовность выпускника школы к профессиональной подготовке и практической деятельности; • единство образования, жизни и практической деятельности; 54 • персонификация образовательного пространства - индивидуально - ориентированное содержание и вариативность организационных форм; • социализация - процесс накопления людьми опыта и социальных установок, согласно ролям. Цель: моделирование образовательного пространства школы для освоения учащимися жизненно-важных и социопедагогических навыков в контексте формирования профессиональных стратегий и личностного развития. 55 Задачи: 1. Разработать систему выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников. 2. Сформировать у школьников представления о человеко-центрированной профессиональной деятельности и получение возможностей для получения опыта. 3. Создать условия для развития субъектности обучающихся через наставничество, серию профессиональных проб и индивидуальных учебных проектов. 4. Апробировать систему дифференциации и персонификации содержания обучения старшеклассников и вариативность организационных форм. 5. Развивать у школьников навыки XXI века, необходимые для успеха в обществе и в профессиональной деятельности. Условия функционирования и механизмы реализации социально-экономического и социально-педагогического класса: ✓ сетевое взаимодействие с педагогическими и культурно-просветительскими, исследовательскими организациями и бизнесом; ✓ включение учащихся в разнообразные виды предпрофессиональной педагогической деятельности (организационные, исследовательские, проектные); ✓ создание возможностей для получения опыта профессионально-педагогических проб в современных видах образовательных практик: вожатство, наставничество, модераторство, подготовка и реализация собственных педагогических проектов, практика проведения обучающими школьных событий и воспитывающих мероприятий ✓ организация педагогических и психологических конкурсов, соревнований, олимпиад; ✓ использование механизма наставничества (молодые педагоги/молодые преподаватели, лучшие студенты педагогических направлений. 56 Направления работы: уровень НОО Бизнес – игра «Успешная кампания» Олимпиада по финансовой грамотности на Учи. ру Курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Образовательное событие «Путешествие в страну «Финансия» Образовательное событие «Город Мастеров» Образовательные события «Моя функциональная грамотность» 3-4 классы «Дни погружения в профессию» Встречи с интересными людьми 57 уровень ООО Элективный курс «Экономика моей семьи» Элективный курс «Как стать успешным на рынке труда» Участие в федеральном проекте «Билет в будущее» Олимпиада по финансовой грамотности на Учи. ру Курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Образовательные события «Моя функциональная грамотность» 5-8 классы. Онлайн уроки по финансовой грамотности для 6-11 классов Дифференцированное обучение (8-9 класс) по основным предметам Профессиональные модули в предмете 8-9 класс Внеурочная деятельность «Субботний ИнтерАКТИВ» для 8-9 классов Проект по наставничеству «Дай ПЯТЬ!» уровень СОО Онлайн уроки по финансовой грамотности для 6-11 классов Элективные курсы «Экономика» и «Финансовая грамотность» Профильный курс «Менеджмент в образовании», ЧГАФК и С Профильный курс «Педагогическая психология», ЧГАФК и С Профильный курс «Жизненная навигация» Образовательные события «День самоуправления», «Педагогический дайвинг», Коммунарские сборы и т.д Модель внеурочной деятельности СОО «FOCUS будущего» Профессиональные пробы Проект по ПЯТЬ!» наставничеству «Дай 58 59