Принято Педагогическим советом Протокол № 17 от 30.08.21 С учетом мнения Совета родителей Протокол № 6 от 30.08.21 Утверждено Приказом МБОУ СОШ № 11 № 02-01-350\1 от 30.08.21 Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 11» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных образовательных программ технологий при реализации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897; Приказом 31.05.2022 Министерства №287 «Об просвещения утверждении Российской федерального Федерации от государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287»; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – Школа). 1.2. Принципы использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем учащимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; принцип персонализации, (педагогических, выражающийся организационных и в технических) индивидуальной образовательной траектории учащегося; создании для условий реализации принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью цифровой образовательной среды; принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий; принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий использовать учащимся и учителям Школы необходимые составляющие им учебного сетевые курса) учебные для курсы реализации (или отдельные индивидуальной образовательной траектории учащегося; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся. 2. Основные понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2.1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. 2.2. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и учителей Школы. Формы ДОТ: электронная почта, дистанционные конкурсы, олимпиады, дистанционное обучение в Интернете, видеоконференции, онлайн - тестирование, интернет-уроки, сервисы портала электронных дневников и журналов, вебинары, скайп-общение, облачные сервисы и т.д. 3. Цели и задачи 3.1.Основными целями реализации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий являются: создание оптимальных условий для достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов; реализация личностно-ориентированного обучения; организация обучения для одного учащегося, групп учащихся, классов, школы в целом; сохранение контакта с родителями (законными представителями) учащихся; перестройка текущих задач управления; индивидуализация процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы учащегося. 3.2. Задачи: создать оптимальные условия для освоения образовательных программ учащимися, находящимися на индивидуальном обучении, обучения на дому по состоянию здоровья, учащимся в очно - заочной форме обучения; создать условия для освоения образовательных программ учащимся в случае приостановления учебного процесса по независящим от Школы причинам; развить у учащихся устойчивую мотивацию к познавательной деятельности; организовать индивидуальную работу с учащимися в рамках внеурочной деятельности; организовать дистанционный мониторинг уровня знаний; освоить новое информационное образовательное информационно-коммуникативные практики; пространство, повысить эффективность учебной деятельности учащихся через разнообразные формы и технологии использования электронного обучения в образовательном процессе. 4. Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Школа реализует образовательные программы или их части с применением дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик и текущего контроля успеваемости учащихся. 4.2. Организация образовательного процесса с применением ДОТ регламентируется приказом директора Школы. 4.3. Основанием для перевода учащихся на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения являются: приказ директора школы о приостановлении образовательного процесса во всех или некоторых классах в очной форме обучения; заявление родителей (законных представителей) в случае невозможности посещения школы по уважительным причинам (длительная болезнь, участие в творческих конкурсах и др.); заявление родителей (законных представителей) о переходе на очнозаочную форму обучения; освоение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 4.4. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный контент, который может быть представлен в различных формах. 4.5. Процесс обучения с использованием ДОТ организуется при проведении учебных занятий, уроков, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации учащихся. 4.6. Образовательный процесс с применением ДОТ может осуществляться в следующих режимах: режим онлайн (непосредственное общение через видеосвязь, общение в режиме вопрос-ответ на сайте, в чате, участие в аудио и видеоконференции и т.п.); режим офлайн (общение через электронную почту, пересылка изучаемых материалов, выполнение домашних заданий, индивидуальных работ). В обучении с применением ДОТ используются следующие 4.7. организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, тестирование, олимпиады, конкурсы. 4.8. Организационными формами работы могут быть групповая и индивидуальная, под руководством учителя Школы или виртуального учителя. 4.9. При применении ДОТ учащемуся предоставляется возможность обучения в удобное для него время, используя личные информационнотехнические средства в любом месте нахождения. 4.10. Применение ДОТ в образовательном процессе допускается с 1 по 11 класс. 4.11. На родительских собраниях и собраниях классов доводится информация о возможности реализации образовательных программ с применением ДОТ. 4.12. Организация обучения учащихся с использованием ДОТ осуществляется на добровольной основе только с согласия родителей (законных представителей) и только при отсутствии медицинских противопоказаний. 4.13. В случае перевода на дистанционное обучение целого классного коллектива учитель фиксирует в электронном журнале: тему урока; ссылку на необходимый интернет - ресурс для самостоятельного изучения данной темы; домашнее задание; текущую успеваемость. 4.14. В случаях индивидуального дистанционного образования по заявлению родителей учитель фиксирует в электронном журнале текущую успеваемость учащегося. 4.15. Учебная нагрузка курсов с использованием ДОТ может быть учтена при составлении индивидуальных учебных планов учащихся, но общий объем не должен превышать предельно допустимую нагрузку, в соответствии с учебным планом Школы. 4.16. Основными элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются электронные приложения к учебникам, интерактивные обучающие ресурсы, виртуальные среды учебнопрактической деятельности, компьютерные демонстрации, электронные источники информации, электронные библиотеки, электронные периодические издания, коллекции электронных образовательных ресурсов. 4.17. Организация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется учителем- предметником. 5. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий в школе 5.1. Учебный процесс с использованием электронного обучения и ДОТ в школе обеспечивается следующими техническими средствами: компьютерными компьютерами, классами, камерами, оснащенными микрофонами и персональными звукоусилительной и проекционной аппаратурой; программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса; локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам; подготовкой оборудования и инфраструктуры; выбором средств коммуникации и разработкой единой информационной политики Школы. Права и обязанности участников образовательного процесса 6. 6.1. Директор Школы: готовит и издает приказ о реализации общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; оперативно проводит кампанию по ликвидации дефицитов семьи в части наличия компьютеров или иных электронных устройств, обеспечивающих доступ к электронным сервисам и контенту, за счет выдачи школьных компьютеров, ноутбуков и планшетов учащимся и педагогам; обсуждает с педагогами Школы стратегию совместной деятельности в электронной среде. 6.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе курируемых классов: размешает на главной странице сайта Школы оперативную информацию для родителей и учащихся (график и расписание занятий, телефоны «горячей линии», контакты электронной почты, аккаунты учителей и работников школы, телефоны службы психологической поддержки и социальной помощи; организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ учащимися, определяет совместно с учителями систему организации учебной деятельности учащихся, виды, сроки получения заданий учащимися и предоставления ими выполненных работ; осуществляет информирование всех участников учебного воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, иных работников Школы) об организации работы общеобразовательного учреждения в дни непосещения учащимися образовательного учреждения; осуществляет контроль корректировки рабочих программ педагогами Школы; 6.3. Заместитель директора по воспитательной работе: организует проведение родительских собраний онлайн, разъясняет родителям особенности дистанционного режима, способы обратной связи, отвечает на их вопросы; 6.4. Педагоги с целью прохождения образовательных программ: своевременно осуществляют корректировку тематического планирования с целью обеспечения освоения учащимися образовательных программ в полном объеме; своевременно информируют о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы учащихся, их родителей (законных представителей); особое внимание обращает на слабоуспевающих учащихся (на онлайнуроке для них должны быть предусмотрены отдельные посильные задания, педагог должен уделить внимание разбору, добиться понимания), для них должны быть предусмотрены индивидуальные консультации, выполненные ими задания проверяются в первую очередь; для дистанционного обучения учащихся младших классов, детей с ОВЗ или находящихся на домашнем обучении дополняет конспект урока информацией для родителей или опекунов. 6.5. Классные руководители: информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в актированные дни и дни отсутствия по болезни или по причине карантина, в том числе в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 6.6. Социальный педагог и психолог Школы: выделяет группы «особого внимания»; оказывает психологическую помощь учащимся со школьной не успешностью и девиантным поведением, которые испытывают трудности дома или в школе; персонально поддерживает детей, замечает и обсуждает их успехи и проблемы, коммуницирует с их педагогами. 6.7. Родители (законные представители) учащегося: пишут заявление о переводе учащегося на обучение с применением дистанционных технологий; создают условия для освоения образовательных программ учащимся (наличие компьютера, интернета, электронных ресурсов и т.д.); систематически контролируют выполнение ребенком домашних заданий в режиме электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. 7. 7.1. Образовательная Система оценивания деятельность учащихся оценивается учителем- предметником. Самостоятельная деятельность учащихся может быть оценена учителем только в случае достижения учащимися положительных результатов. 7.2. Отметка за период складывается из отметок, полученных за пройденные уроки, выполненные домашние задания, тематические контрольные работы, задания с открытым ответом. 7.3. Отметки за занятия выставляются в дневник учащегося, электронный журнал еженедельно, если данный предмет входит в учебный план Школы. 8. 8.1. Контроль Процесс обучения с использованием ДОТ и учет достижений осуществляет учитель-предметник. Порядок контроля освоения учебного материала каждый учитель-предметник выбирает самостоятельно в зависимости от форм электронного обучения и ДОТ после согласования с руководителем методического объединения. 8.2. Координирует организацию обучения с использованием ДОТ и контролирует выполнение программ заместитель директора по УВР курируемых классов. 8.3. Общий контроль осуществляет директор Школы.