5 класс ОДНКНР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

школьного методического объединения

Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
5 класс

Чайковский, 2024- 2025 учебный год

Пояснительная записка
Программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения программы основного
общего образования
Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур.
Задачи:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной
культуры современного общества;
 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи,
общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
В целях реализации программы на изучение курса в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)

Содержание учебного предмета ОДНКНР
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»» Тема 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа
отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как
складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5.

Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России Тема 6. Материальная культура Материальная культура: архитектура,
одежда,
пища,
транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовнонравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно
учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов
России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент
общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с
семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13.
Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д ) о семье
и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в
истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое
занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека
человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственныхценностей
.Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовнонравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, пат ри от из м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история
и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость
её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 .
Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и
идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовнонравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов
России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры:

исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные
произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции
народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География
культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог
будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности
народов России.

Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего

края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира.Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и

компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению
культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно
определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Знать цель и предназначение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России; иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья»,
«традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия. Иметь представление об историческом пути
формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о
современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; - понимать

необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и
нациями, обосновывать их необходимость Тема 3 . Язык и история Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; понимать
суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание
необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета . Тема 4. Русский язык — язык общения и
язык возможностей Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства
и общества; понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие,
достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать
взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями
культурного многообразия; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6.
Материальная культура Иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и
взаимодействия с другими этносами . Тема 7. Духовная культура Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»; знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; осознавать
значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их
с культурными явлениями, с которыми они связаны . Тема 8. Культура и религия Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её
роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение духовных
ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9 . Культура и
образование Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; иметь представление об
основных ступенях образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры
взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовнонравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о
мире. Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях; выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной
культурно-исторической специфики; обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей Знать и понимать смысл
термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать
значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в
соответствии с культурно-историческими условиями её существования; понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; понимать смысл терминов
«сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны

государства. Тема 12. Родина начинается с семьи - Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между
концептами «Отечество» и «Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; обосновывать и доказывать
взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России: иметь представление
о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь семейных
традиций и культуры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре
народов России: знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать своё
понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; понимать и обосновывать
важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи знать и понимать, что
такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность
для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) Иметь сформированные представления о
закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах
и примерах из жизни собственной семьи; выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе
предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и
нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура Знать и понимать значение
термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать,
что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры Знать
значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность моральнонравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19 .
Личность и духовно-нравственные ценности Знатьи уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать
происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность Понимать и уметь
объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о
значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о
существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга
гражданина и патриота. Тема 2. Литература как язык культуры Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать
средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур Иметь представление о

значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности
российского народа Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа: осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь
доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить значение
словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; понимать ценность
многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25 .
Праздники в культуре народов России Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать основные типы праздников; уметь рассказывать о
праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать
основной смысл семейных праздников: определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как
элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов
России Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития; понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять
взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; устанавливать связь между историей
памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление о нравственном и научном смысле
краеведческой работы. Тема 27 Музыкальная культура народов России Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать
средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов
России, народные инструменты Тема 28 . Изобразительное искусство народов России Знать и понимать отличия изобразительного искусства от
других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь
объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства
как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства; знать основные темы изобразительного искусства народов России . Тема 29. Фольклор и литература народов
России Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные
средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда,
дом Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры

своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и
этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных
особенностей); понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31 . Культурная
карта России (практическое занятие) Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии; понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в
культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; понимать и доказывать
важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

Тематическое планирование
№

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельностиобучающихся

1

Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»?

Формирование
и
закрепление гражданского
единства . Родина и
Отечество . Традиционные
ценности
и
ролевые
модели . Традиционная
семья . Всеобщий характер
морали и нравственности .
Русский язык и единое
культурное пространство .
Риски и угрозы духовнонравственной культуре
народов России

Формировать представление об особенностях курса ««Основы духо нонравственной культуры народов России» .
Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .
Вести самостоятельную работу с учебником

2

Наш дом —
Россия

Россия
—
многонациональная
страна.Многонациональны
й
народ
Российской
Федерации . Россия как
общий
дом.
Дружба
народов

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.
Формировать представление о необходимости и важности межнационального и
межрелигиозного сотрудниче- ства, взаимодействия .

Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу
3

Язык и история

Что такое язык? Как в
языке народа отражается
его история? Язык как
инструмент
культуры.
Важность коммуникации
между людьми. Языки
народов мира, их
взаимосвязь

Формировать представления о языкекак носителе духовно-нравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности коммуникативной роли языка.
Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал по нескольким источникам

4

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей

Русский язык — основа
российской культуры. Как
складывался
русский
язык:
вклад
народов
России в его развитие.
Русский
язык
как
культурообразующий
проект
и
язык
межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык

Формировать представление о русском языке как языке межнационального
общения.
Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления

5

Истоки родной
культуры

Что
такое
культура.
Культура и природа . Роль
культуры
в
жизни
общества. Многообразие
культур и его

Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в
культуре разных народов.

№

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельностиобучающихся

причины . Единство
культурного пространства
России

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .
Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме

6

Материальная
культура

Материальная
культура:
архитектура,
одежда,
пища, транспорт, техника .
Связь между материальной
культу- рой и духовнонравственными
ценностями общества

Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов .
Слушать и анализировать выступления одноклассников .
Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации

7

Духовная
культура

Духовно-нравственная
куль- тура . Искусство,
наука,
духовность
.
Мораль, нравственность,
ценности
.
Художественное
осмысление мира . Символ
и знак . Духовная культура
как реализация ценностей

Формировать представление о духов- ной культуре разных народов .
Понимать взаимосвязь между прояв- лениями материальной и духовной культуры .
Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме .
Учиться работать с текстом и зри- тельным рядом учебника

8

Культура и
религия

Религия и культура . Что
такое религия, её роль в
жизни
общества
и
человека
.
Государствообразующие
религии
России
.
Единство ценностей в
религиях России

Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь
объяснять, в чём заключается связь культуры и религии .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по
теме

9

Культура и
образование

Зачем нужно учиться?
Куль- тура как способ
получения нужных знаний
. Образование как ключ к
социализации и духовно-

Понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества . Слушать объяснения учителя, отбирать
и сравнивать учебные материалы по теме

нравственному раз- витию
человека

10

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

Единство
культур
народов
России.
Что
значит быть культурным
человеком? Знание о
культуре народов России

Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой .
Слушать выступления одноклассников

11

Семья —
хранитель
духовных
ценностей

Семья — базовый элемент
общества
.
Семейные
ценности, традиции
и
культура
.
Помощь
сиротам
как
духовнонравственный
долг
человека

Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями семейного уклада у разныхнародов .

№

Тема

12

Родина
начинается с
семьи

Основное содержание

История семьи как часть
истории
народа,
государства, человечества.
Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и
Отечество?

Основные виды деятельностиобучающихся
Понимать значение термина «поколение».
Слушать объяснения учителя, шать проблемные задачи
Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с
историей страны, народа.
Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме,
систематизировать учебный материал

13

Традиции
семейного
воспитания в
России

Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные семьи .
Семейное воспитание как
трансляция ценностей

Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях
своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России.
Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным
материалом

14

Образ семьи в
культуре народов
России

Произведения
устного
поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.)
о семье и семейных
обязанностях.

Знать основные фольклорные сюже- ты о семье, семейных ценностях .
Знать и понимать морально-нрав ственное значение семьи .

Семья в литературе и
произ- ведениях разных
видов ис- кусства

Работать
с
научно-популярной
литературой,
просматривать
анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал

Социальные
роли
в
истории
семьи.
Роль
домашнего тру- да . Роль
нравственных норм в
благополучии семьи
Рассказ о своей семье (с
использованием
фотографий, книг, писем и
др.).
Семейное древо.
Семейные традиции

Понимать, что такое «семейныйтруд», сознавать и характеризовать важного
общего семейного труда для укрепления целостности семьи .
Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником

Что
делает
человека
человеком?
Почему
человек не может жить
вне общества. Связь между
обществом и культурой
как реализация духовнонравственных ценностей

Знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие
проявления людей можно на- звать гуманными .
Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия,
осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи)

15

Труд в истории
семьи

16

Семья в
современном
мире
(практическое
занятие)

17

Личность —
общество —
культура

и

Понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать
её следующим поколениям .
Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и
сравнивать материал из нескольких источников

№

Тема

18

Духовный мир
человека . Че- ловек
— творец
культуры

Культура как духовный
мир человека. Мораль.
Нравственность.
Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы
творчества.
Традиции и новации в
культуре.
Границы
культур. Созидательный
труд. Важность тру- да как
творческой деятельности,
как реализации

Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовнонравственной культуры.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и
разграничивать основные понятия по теме

19

Личность и
духовнонравственные
ценности

Мораль и нравственность
в
жизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание, милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь к
близким

Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь кблизким.
Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи,
работать с учебником

20

Историческая
память
как
духовнонравственная
цен- ность

Основное содержание

Что такое история и
почему
она
важна?
История семьи — часть
истории
народа,
государства, человечества.
Важность
исторической
памяти, недопустимость её
фальсификации.
Преемственность
поколений

Основные виды деятельностиобучающихся

Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории .
Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой
семьи связана с историей страны .
Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников

21

Литература как
язык куль туры

Литература
как
художественное
осмысление
действительности.
От
сказки к роману. Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека
и его духовность

Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества.
Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы .
Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой,
изучать и анализировать источники

22

Взаимовлияние
культур

Взаимодействие культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция. Обмен

Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» .

№

Тема

Основные виды деятельностиобучающихся
Понимать и объяснять важность со- хранения культурного наследия .
Слушать объяснения учителя, пони- мать и разграничивать понятия,
отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам

23

Духовнонравственные
цен ности
российского
народа

Основное содержание
ценностными установками
и
идеями.
Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,

Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности .
Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества .
Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение)

милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность
поколений,
единство
народов России

24

25

Регионы России:
культурное
многообразие

Праздники в
культуре
народов России

Исторические
и
социальные
причины
культурного
разнообразия. Каждый регион
уни- кале .

Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность» .

Малая Родина — часть
общего Отечества

Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь
рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины .
Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с
источниками
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей се мьи .
Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника .
Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы

Что
такое
праздник?
Почему праздники важны.
Празд- ничные традиции в
России.
Народные
праздники как па- мять
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов

26

Памятники в
культуре
народов России

№
27

Тема
Музыкальная
культура народов России

28

Изобразительное
искусство
народов России

29

Фольклор и
литература народов России

Памятники
как
часть
культуры: исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура
как
память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как
свидетели
истории.
Архитектура и духовнонравственные ценности
народов России
Основное содержание
Музыка.
Музыкальные
про- изведения. Музыка
как форма выражения
эмоциональных
связей
между людьми . Народные
инструменты
. История народа в его
музыкеи инструментах
Художественная
реальность . Скульптура:
от религиозных сюжетов к
современному искусству.
Храмовые
росписи
и
фольклорные орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся художники
разных на- родов России
Пословицы и поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор
как

Устанавливать связь между историей памятника и историей края .
Характеризовать памятники истории и культуры .
Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы

Основные виды деятельностиобучающихся
Понимать особенности музыки как вида искусства .
Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России,
понимать, как история наро- да отражается в его музыке .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы

Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида
художественного творчества .
Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции
культурных ценностей .
Знать и называть основные темы искусства народов России .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы

Понимать, что такое национальнаялитература .

30

31

32

33
34

отражение истории народа и
его ценностей, морали и
нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа
в его литературе
Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона. Доклад с
использованием
разнообразного зрительного
ряда и других источников

Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают
историю народа, его духовно- нравственные ценности.
Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать
текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников

География культур России.
Россия как культурная карта . Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями
Единство страны Россия — единая страна.
— залогбудущего Русский
мир.
Общая
России
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
наро- дов России
Повторение

Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые зада- чи,
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой

Бытовые
традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Культурная
карта России
(практическое
занятие)

Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам,
решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научно-популярной литературой

Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных
народов России для обоснования её культурного, экономического единства .
Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал

Учебно-методическое обеспечение курса
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные
занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную
траекторию. https://uchi.ru/

3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс.
Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему
объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с
заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой
образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся
курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии
детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60
до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации
педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в
Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
9. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/
10. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям,
методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/
11. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов
«Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/
12. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии
методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».