Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ № 11 школьного методического объединения Кузнецова Е.А. «30» августа 2024 г. № 02-01-373 от 30.08.2024 г. учителей № 1 от «29» августа 2024 г. Иваницкая Е.В. Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России 6 класс Чайковский, 2024- 2025 учебный год Пояснительная записка Программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения программы основного общего образования Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур. Задачи: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. В целях реализации программы на изучение курса в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного предмета ОДНКНР Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказо своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, Тема 26 . Патриотизм. их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Планируемые результаты Личностные результаты 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура - Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов - Характеризовать административно-территориальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; - объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; - демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; - характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры - Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; - понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; - находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный - Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; - осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; - демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; - понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; - осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества . Тема 5 . Образование в культуре народов России - Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; - понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; - понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; - обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; - характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека . Тема 6 . Права и обязанности человека - Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: - характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; - понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; - понимать необходимость соблюдения прав человека; - понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; - приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие - Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; - характеризовать основные культурообразующие конфессии; - знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; - понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) - Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; - понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; - называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека - Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; - осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; - понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России - Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; - знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми . Тема 11 . Религия как источник нравственности - Характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; - уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке - Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; - определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; - характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; - осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры - Характеризовать многосторонность понятия «этика»; - понимать особенности этики как науки; - объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; - обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности . Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) - Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; - уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; - доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком - Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; - объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; - осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние - Характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; - обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания - Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; - приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; - обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений - Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; - анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; - уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России - Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; - находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России; - знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; - находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества - Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; - иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; - осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; - приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг - Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; - доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; - характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; - приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; - понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества - Характеризовать понятие «наука»; - уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; - называть имена выдающихся учёных России; - обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; - характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; - обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) - Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; - обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин - Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; - понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм - Характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; - различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; - уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? - Характеризовать понятия «война» и «мир»; - доказывать важность сохранения мира и согласия; - обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений . Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина - Характеризовать понятие «государство»; - уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; - характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; - характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) - Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; - обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) - Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; - находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) - Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; - приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; - формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи . Тема 32 . Человек и культура (проект) - Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; - уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; - показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Тематическое планирование № Тема Основное содержание Основные виды деятельностиобучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия . Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества . Расстояние и образ жизни людей . Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социальногооблика общества Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы . Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 2 Культура России: многообразие регионов Территория России . Народы, живущие в ней . Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России Понимать и объяснять важность со- хранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России . Характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины . Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя 3 История быта как историякультуры Домашнее хозяйство и его тпы . Хозяйственная деятел ность народов России в разные исторические периоды . Многообразиекультурных укладов как результат исто рического развития народов России Понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни . Работать с учебником, а также научно-популярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы 4 Прогресс: технический и социальный Производительность труда . Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе . Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий 5 Образование в культуре на родов России Представление об основных этапах в истории образования . Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний . Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека . Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия передачи ценностей № 6 Тема Права и обязанности челове ка 7 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Основное содержание Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России Основные виды деятельностиобучающихся Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др . Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека . Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др . Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе раз- вития общества . Слушать объяснения учителя, ре- шать текстовые задачи Понимать, в чём заключаются основ- ные духовно-нравственные ориентиры современного общества . Подготовить проект (или доклад, со- общение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 9 Каким должен быть чело- век? Духовнонравственный облик и идеал человека 10 Взросление человека в культуре народов России 11 Религия как источник нравственности № 12 Тема Наука как источник знания о человеке и человеческом Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людь- ми . Самостоятельность как ценность Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации Основное содержание Гуманитарное знание и его особенности . Культура как самопознание . Этика . Эстетика. Право в контексте Основные виды деятельностиобучающихся Понимать и объяснять смысл поня- тия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человекупонимать самого себя . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научно-популярной литературой Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме духовноценностей 13 14 Этика и нравственность как категории духовной культу- ры Самопознание (практическое занятие) нравственных Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотнсить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи, рабтать с учебником, рефлексировать собственный опыт Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне . Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников Тематический блок 3. «Человек как член общества» 15 Труд делает человека человеком Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда Осознавать важность труда объяс- нять его роль в современном обще- стве . Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой . Слушать объяснения учителя, ре- шать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 16 Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг . Героизм как самопожертвование . Героизм на войне . Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь Понимать и объяснять отличие под- вига на войне и в мирное время . Знать и называть имена героев . Слушать объяснения учителя, ре- шать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 17 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника № 18 Тема Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного са- мосознания Духовнонравственные ориентиры социальных отношений Основное содержание Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества Основные виды деятельностиобучающихся Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство» . Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Вы- являть общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России .Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе . Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий 19 Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно. Работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников 22 23 24 Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России . Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России. Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Моя профессия (практическое занятие) Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии . Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Родина и гражданство, их Характеризовать понятия «Роди- на», «гражданство»; понимать духовновзаимосвязь. Что делает ченравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать ловека гражданином. Нравс текстом учебника ственные качества гражданина 25 Гражданин 26 Патриотизм Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт 27 Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом . Характеризовать важность сохранения мира и согласия . Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре.Слушать объяснения учителя, Военные Доблесть подвиги. Честь. работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы 28 Государство. Россия — наша родина Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства . Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность Объяснять понятие «государство» . Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовнонравственные ценности . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой 29 Гражданская идентичность (практическое занятие) Какими качествами должен обладать человек как гражданин Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 30 Моя школа и мой класс (практическое занятие) Портрет школы или классачерез добрые дела Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 31 Человек: какой он? (практическое занятие) Человек. Его образы в куль туре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 32 Человек и культура(проект ) Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства . Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект 33- Повторение 34 Учебно-методическое обеспечение курса истории Электронные ресурсы: 1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/ 2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/ 5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/ 6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about 7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/ 8. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/ 9. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/ 10. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/ 11. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/ 12. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/