5 класс литература

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей
№ 76 от «29» августа 2024 г.
Бывальцева Л.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по литературе
5 класс

Чайковский, 2024-2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном
чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение
указанных целей возможно при решении учебных задач, связанных с:
 пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной
культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения;
 осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и
общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной
культуре;
 воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы
знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для
понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном
контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса.
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология. Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и
Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх).
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух).
«Крестьянские дети», «Школьник» и др. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков. Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А.
Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–
XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко
(два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения
отечественной литературы о природе и животных(не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX–XXI веков. Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне»(не менее двух).
Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка»,
К.М.Симонов «Сын артиллериста» и др.Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства(не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К.
Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого
жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион
приключений» и др. (главы по выбору).Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например,
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза(одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж.
Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по
выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери.
Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения
по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка», Дж. Лондон «Белый клык» и др.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с
опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности
художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с
опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на
изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать
существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать
основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы

об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания в литературном образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
3) Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и
другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; выражать себя
(свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия

при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной
работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов; участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые
в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций.

4) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
1)
начальным представлениям об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и
дружбы между народами Российской
Федерации;
2)
понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового,
публицистического;
3)
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные
произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного
произведения, поэтической и прозаической речи; понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться
использовать в процессе анализа и интерпретации произведений таких теоретиколитературных понятий, как художественная
литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка,
литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой
(персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение; аллегория; ритм, рифма; сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; сопоставлять с помощью
учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного
развития обучающихся);
4)
выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5)
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6)
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом
литературного развития обучающихся);
7)
создавать устные и письменные высказывания разных жанров объёмом не менее 70 слов (с учётом литературного
развития обучающихся);
8)
владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9)
осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для
познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного
развития;
10)
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы для детей и подростков;
11)
развивать элементарные умения коллективной учебно-исследовательской и проектной деятельности под руководством
учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12)
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться
под руководством учителя электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
Тематическое планирование
Номер
урока

Тема урока

Электронные
цифровые образовательные
ресурсы

Номер урока в
теме

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19572a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195838
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195a5e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195c02

4

Библиотека ЦОК

1

Вводный урок (1ч.)
1

Развитие речи. Книга в жизни человека
Мифология (4 ч.)

2

Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе

3

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

4

«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла

5

6

Внеклассное чтение. Мифы народов России и мира.
Переложение мифов разными авторами. Геродот.
«Легенда об Арионе»
Фольклор (8 ч.)
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки,

2
3

7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

17

18
19

загадки
Колыбельные песни, пестушки, приговорки,
скороговорки
Сказки народов России и народов мира. Сказки о
животных, волшебные, бытовые
Русские народные сказки. Животные-помощники и
чудесные противники в сказке "Царевна-лягушка"
Главные герои волшебных сказок Василиса
Премудрая и Иван-царевич
Поэзия волшебной сказки
Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовые
сказки «Солдатская шинель»
Резервный урок. Духовно-нравственный опыт
народных сказок. Итоговый урок
Литература первой половины XIX века (25 ч.)
Резервный урок. Роды и жанры литературы и их
основные признаки
Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой
литературе. Эзоп, Лафонтен
Внеклассное чтение. Русские баснописцы XVIII
века. А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев
«Муха».
И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басни
(три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и
Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и
Соловей», «Ворона и Лисица»
И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои
произведения, их речь. "Волк на псарне"
И. А. Крылов. Аллегория в басне. Нравственные

https://m.edsoo.ru/8a195d1a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195e28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196062
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196170
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19629c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19658a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19671a

2
3
4
5
6
7
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19685a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196a9e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196bfc

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196daa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196ed6
Библиотека ЦОК

2

4

5
6

20
21
22
23
24
25
26

27

28

29

30

уроки произведений «Листы и Корни», «Свинья
под Дубом»
И. А. Крылов. Художественные средства
изображения в баснях. Эзопов язык
А. С. Пушкин. Образы русской природы в
произведениях поэта (не менее трёх). «Зимнее
утро», «Зимний вечер», «Няне» и др.
А. С. Пушкин. Лирический герой в стихотворениях
поэта. Образ няни.
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Сюжет сказки
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Главные и второстепенные герои
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Волшебство в сказке
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство
поэта
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»:
история создания, тема, идея, композиция
стихотворения, образ рассказчика
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»:
патриотический пафос, художественные средства
изображения
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Жанровые особенности произведения. Сюжет.
Персонажи
Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством".
Сочетание комического и лирического. Язык
произведения

https://m.edsoo.ru/8a196fee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1970fc

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19720a

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1974e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197610
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197728

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197840

13

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197bb0

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197d4a

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197e58

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197fa2

17

10
11
12

31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41
42
43

Резервный урок. Н. В. Гоголь. Реальность и
фантастика в повестях писателя "Заколдованное
место"
Резервный урок. Н. В. Гоголь. Народная поэзия и
юмор в повестях писателя «Заколдованное место»
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: история создания,
прототипы героев
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: проблематика
произведения
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: сюжет и
композиция
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов.
Образ Герасима
Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль природы и
пейзажа в произведении
Литература второй половины XIX века (10 ч.)
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух).
«Крестьянские дети», «Школьник» и др..Тема,
идея, содержание, детские образы
Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос»
(фрагмент). Анализ произведения
Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос».
Тематика, проблематика, система образов
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»:
историческая основа, рассказ-быль, тема, идея
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика
образов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198128

18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198268
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198754
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198876
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19898e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198aba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198c36

19
20
21
22
23
24
25

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198380

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198498
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1985ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198d80

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199028

5

3
4

44
45
46
47
48

49

50

51

52

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Жилин и Дина. Образы татар
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Нравственный облик героев
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Картины природы. Мастерство писателя
Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский
пленник». Подготовка к домашнему сочинению по
произведению
Итоговая контрольная работа. Литература и жизнь
Литература XIX—ХХ веков (20 ч.)
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной А. А. Фет. "Чудная картина…", "Весенний
дождь", "Вечер", "Еще весны душистой нега…"
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний
вечер…», «Бледнеет ночь… Туманов пелена...»
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной А. А. Блок. «Погружался я в море
клевера…», «Белой ночью месяц красный…»,
«Летний вечер»
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной С. А. Есенин. «Береза», «Пороша», «Там,
где капустные грядки...», «Поет зима — аукает...»,
«Сыплет черемуха снегом...», «Край любимый!
Сердцу снятся...»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198ea2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19914a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199258

6
7
8
9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199366

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19947e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1995aa

10

1

2

3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199820
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1999e2

53

54

55

56
57

58
59

60

61
62
63

[[Резервный урок. Стихотворения отечественных
поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи
человека с Родиной [[Н. М. Рубцов. «Тихая моя
родина», «Родная деревня»]]
Развитие речи. Поэтические образы, настроения и
картины в стихах о природе. Итоговый урок
Юмористические рассказы отечественных
писателей XIX–XX веков. А. П. Чехов. Рассказы
(два по выбору). «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др. Тематический обзор
Рассказы А. П. Чехова. Способы создания
комического
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).
«Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые
слова», «Встреча».Тема, идея, сюжет
М. М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька»,
«Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Образы
главных героев в рассказах писателя.
Развитие речи. Мой любимый рассказ М.М.
Зощенко
Произведения отечественной литературы о природе
и животных (не менее двух). Например, А. И.
Куприн «Белый пудель», М. М. Пришвин
«Кладовая солнца», К. Г. Паустовский «Тёплый
хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Тематика и
проблематика. Герои и их поступки
Нравственные проблемы сказок и рассказов
А.И.Куприна, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского
Язык сказок и рассказов о животных А. И.
Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского
Произведения отечественной литературы о природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199b04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199c30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199d48

5

6
7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199e60

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29050

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29154

10

11
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2662a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26ba2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26918
Библиотека ЦОК

13
14
15

64

65

66
67
68

69

70

71

и животных. Связь с народными сказками.
Авторская позиция
Резервный урок. Произведения русских писателей о
природе и животных. Темы, идеи, проблемы.
Итоговый урок
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др. Тема, идея,
проблематика
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др. Система
образов
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Тема,
идея произведения
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Система образов. Образ главного героя
произведения
Литература XX—XXI веков (16 ч.)
Произведения отечественной литературы на тему
«Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.
А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я.
Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын
артиллериста" и др. Проблема героизма
Произведения отечественной литературы на тему
«Человек на войне» (не менее двух). Например, Л.
А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я.
Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. «Сын
артиллериста» и др.: дети и взрослые в условиях
военного времени
В. П. Катаев. «Сын полка». Историческая основа

https://m.edsoo.ru/8bc26a6c
16

17

18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28452

19

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28574

20

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27b60

2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27c82

Библиотека ЦОК

3

72
73
74
75

76
77
78
79

80

81
82

произведения. Смысл названия. Сюжет. Герои
произведения
Резервный урок. В. П. Катаев. «Сын полка». Образ
Вани Солнцева. Война и дети
Резервный урок. Л. А. Кассиль. "Дорогие мои
мальчишки". Идейно-нравственные проблемы в
произведении. "Отметки Риммы Лебедевой"
Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях
о Великой Отечественной войне. Итоговый урок
Произведения отечественных писателей XIX–XXI
веков на тему детства. [[(не менее двух), например,
произведения В.Г.Короленко, В.П.Катаева
Произведения отечественных писателей XIX–XXI
веков на тему детства. Тематика и проблематика
произведения. Авторская позиция
Произведения отечественных писателей XIX–XXI
веков на тему детства. Герои и их поступки
Резервный урок. Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему детства.
Современный взгляд на тему детства в литературе
Внеклассное чтение. Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему детства
Произведения приключенческого жанра
отечественных писателей. (одно по выбору). К.
Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится»,
«Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Тематика произведений
Произведения приключенческого жанра
отечественных писателей. Проблематика
произведений К.Булычева
Резервный урок. Произведения приключенческого

https://m.edsoo.ru/8bc27da4
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27f98

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28146

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27926

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27a48

8

9
10

11
12

13

14

83

84

85

86
87
88
89

90

91
92

жанра отечественных писателей. Сюжет и
проблематика произведения
Литература народов России. Стихотворения (одно
по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Тематика стихотворений
Резервный урок. Образ лирического героя в
стихотворениях Р.Г.Гамзатова и М.Карима
Зарубежная литература (18 ч.)
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева», «Соловей». Тема,
идея сказки. Победа добра над злом
Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»:
красота внутренняя и внешняя. Образы. Авторская
позиция
Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена (по
выбору)
Развитие речи. Любимая сказка Х. К. Андерсена
Зарубежная сказочная проза. (одно произведение
по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит,
или Туда и обратно» (главы) и др. Герои и мотивы
Зарубежная сказочная проза. (одно произведение
по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит,
или Туда и обратно» (главы) и др. Стиль и язык,
художественные приемы
Резервный урок. Художественный мир
литературной сказки. Итоговый урок
Резервный урок. Зарубежная проза о детях и
подростках. (два произведения по выбору).

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc288a8

15

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28b32

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28c36

2

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28e52

4
5

6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28d3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28f4c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a3a6

7
8

100

Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
(главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р.
Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Обзор по теме
Зарубежная проза о детях и подростках. (два
произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон.
«Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро». Тема, идея, проблематика
Резервный урок. Марк Твен. «Приключения Тома
Сойера». Тематика произведения. Сюжет. Система
персонажей. Образ главного героя
Развитие речи. Марк Твен. «Приключения Тома
Сойера»: дружба героев
Итоговая контрольная работа. Образы детства в
литературных произведениях
Зарубежная приключенческая проза. (два
произведения по выбору), например, Р. Л.
Стивенсон.«Остров сокровищ», «Чёрная стрела»
(главы по выбору) и др. Обзор по зарубежной
приключенческой прозе. Темы и сюжеты
произведений
Резервный урок. Р.Л.Стивенсон. «Остров
сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору).
Образ главного героя. Обзорный урок
Внеклассное чтение. Зарубежная приключенческая
проза. Любимое произведение
Промежуточная аттестация.

101

Зарубежная проза о животных. Герои и их поступки

93

94
95
96

97

98
99

9

10

11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29fd2

12
13

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a108

14

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26e9a

16
17

102

Развитие речи. Итоговый урок. Результаты и планы
на следующий год. Список рекомендуемой
литературы
Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса

18

1. Учебные пособия
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2023.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2019.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2019.
4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2017.
5. Электронное приложение к учебнику.
1.
2.
3.
4.

2. Интернет-ресурсы.
Онлайн-платформы Учи.ру, Яндекс.Учебник.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1sep-tember.ru

5. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
6. Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com
7. Русский филологический портал: www.philology.ru
8. Сайт российского общества преподавателей русского языка и литературы: www.ropryal.ru
3.Учебное оборудование.
1. технические средства, мультимедийный проектор, компьютер;
2. учебные столы, доска

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».