7 класс русский язык

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей
№ 76 от «29» августа 2024 г.
Бывальцева Л.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по русскому языку
7 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

Пояснительная записка
Программа по русскому языку подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации, федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, проявление уважения к общероссийской и русской
культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его
устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, овладение русским языком как
средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности,
развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части
формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать
и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие), осваивать стратегии и тактики информационносмысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора, логической
структуры, роли языковых средств.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь ¬языка, культуры и истории народа.
Язык и речь Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка текста:
план текста (простой, ; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в
тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его композиционных
особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного). Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции,
языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции,
языковые особенности. Инструкция.
Система языка Морфология. Культура речи. Орфография. Морфология как раздел науки о языке (обобщение).

Причастие Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль
в речи. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Действительные и страдательные причастия. Полные и
краткие формы страдательных причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний
причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных
имён прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Орфографический анализ причастий (в рамках изученного). Синтаксический
и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция
деепричастия, роль в речи. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия совершенного и несовершенного
вида. Постановка ударения в деепричастиях. Морфологический анализ деепричастий. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и
раздельное написание не с деепричастиями. Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ
предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи. Разряды наречий по значению. Простая и
составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий.
Нормы образования степеней сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический анализ наречий. Правописание наречий: слитное,
раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (- е); правописание суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после
шипящих. Орфографический анализ наречий (в рамках изученного). Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей
речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи. Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции. Разряды предлогов по происхождению: предлоги производ¬ные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные. Морфологический анализ предлогов. Нормы употребления имён
существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных
форм с предлогами по,
благодаря, согласно, вопреки, наперерез. Правописание производных предлогов.
Союз Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды союзов по
строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные,
двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов. Правописание союзов. Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений
с частицами. Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное
написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.

Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия);
междометия производные и непроизводные. Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания
экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении. Омонимия слов разных частей
речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к
русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать
своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное

состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки
языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять
дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка,
сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить
по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать,
обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для
оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с
учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
Умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами
самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно
относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть
работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Общие сведения о языке Иметь представление о языке как развивающемся явлении. Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа
(приводить примеры).
Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование), выступать с
научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не
менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации. Владеть различными видами
аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть
различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст
объёмом не менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение, рассуждениеразмышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста,
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание

прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов, для сжатого и
выборочного изложения – не менее 200 слов). Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью,
темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время
списывания текста объёмом 110–120 слов, словарного диктанта объёмом 25–30 слов, диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов,
составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые
средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его
композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и
частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт, на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений, классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и
жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и
второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной
переработки текста, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и
отредактированный тексты, редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в
том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения
текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре
репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра
инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике
правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике
правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его
употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов, применять знания по

лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи;
различать лексическую и грамматическую омонимию, понимать особенности употребления омонимов в речи. Использовать грамматические словари
и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи. Орфография Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова
(предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Причастие Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять
признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия. Распознавать причастия настоящего и
прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий,
склонять причастия. Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике. Составлять
словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты. Уместно использовать причастия в речи, различать
созвучные причастия имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий,
применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных,
написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий
прошедшего времени, написания не с причастиями. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Проводить
синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Характеризовать деепричастие
как особую форму глагола. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. Распознавать
деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в
речевой практике. Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в
речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях. Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и
раздельного написания не с деепричастиями. Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Проводить синтаксический и
пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие Распознавать наречия в речи, определять общее грамматическое значение наречий, различать разряды наречий по значению;
характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить морфологический, орфографический
анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий,
произношения наречий, постановки в них ударения. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий, написания н и нн в
наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, употребления ь на конце наречий после шипящих,
написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с
наречиями. Слова категории состояния Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния,
характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи. Служебные части речи Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять
их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания производных
предлогов. Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний,
правила правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Союз Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том
числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением
и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях,
постановки знаков препинания в предложениях с союзом и. Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче
различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать правила правописания частиц. Проводить
морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению,
объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в
художественной литературе. Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать
пунктуационные правила оформления предложений с междометиями. Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименования тем
Тема 1. Общие сведения о языке
Урок 1. Русский язык как развивающееся
явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа
Тема 2. Повторение изученного в 5-6 классах
Урок 2. Повторение. Орфография. Правописание гласных в корне слова (повторение изученного в 5- 6
классах)
Урок 3. Повторение. Орфография. Правописание приставок в слове (повторение изученного в 5 – 6 классах)
Урок 4. Повторение. Орфография. Правописание суффиксов в слове (повторение изученного в 5 – 6 классах)
Урок 5. Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.
Правописание
Урок 6. Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание
Урок 7. Контрольная работа / диктант с грамматическим заданием
Урок 8. Монолог и его виды

Количество
уроков
1
1

9
1
1
1
1
1
1
1

Тема 3. Текст

Урок 9. Диалог и его виды
Урок 10. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 11. Текст как речевое произведение
Урок 12. Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте
Урок 13. Тезисный план текста
Урок 14. Тезисный план текста. Практикум
Урок 15. Рассуждение как функционально- смысловой тип речи
Урок 16. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Практикум
Урок 17. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Практикум
Урок 18. Основные виды текста-рассуждения
Урок 19. Основные виды текста- рассуждения. Практикум
Урок 20. Сочинение-рассуждение на тему
Тема 4. Функциональные разновидности языка
Урок 21. Функциональные разновидности языка
Урок 22. Публицистический стиль
Урок 23. Основные жанры публицистического стиля
Урок 24. Основные жанры публицистического стиля. Практикум
Урок 25. Официально-деловой стиль
Урок 26. Основные жанры делового стиля. Инструкция
Урок 27. Сочинение на тему
Тема 5.
Морфология
Урок 28. Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке.
Урок 29. Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола
Урок 30. Признаки глагола и прилагательного у причастия
Урок 31. Причастный оборот
Урок 32. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Урок 33. Действительные и страдательные причастия
Урок 34. Полные и краткие формы причастий
Урок 35. Причастия настоящего и прошедшего времени
Урок 36. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени
Урок 37. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум

1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

108
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок 38. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Урок 39. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум
Урок 40. Правописание гласных перед н и нн в полных причастия
Урок 41. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум
Урок 42. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных
Урок 43.Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Урок 44. Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных
Урок 45.Морфологический анализ причастия
Урок 46. Сочинение/изложение
Урок 47. Правописание не с причастиями
Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок 49. Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум
Урок 50. Диктант
Урок 51. Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола
Урок 52. Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии
Урок 53. Деепричастный оборот
Урок 54. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
Урок 55. Правописание не с деепричастиями
Урок 56. Правописание не с деепричастиями. Практикум
Урок 57. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 58. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум
Урок 59. Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению
Урок 60. Сочинение-описание картины
Урок 61. Морфологический анализ деепричастия
Урок 62. Морфологический анализ деепричастия. Практикум
Урок 63. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум
Урок 64. Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Нормы употребления деепричастий
Урок 65. Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Практикум
Урок 66. Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие"
Урок 67. Наречие как часть речи
Урок 68. Разряды наречий по значению
Урок 69. Разряды наречий по значению. Практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок 70. Степени сравнения наречий
Урок 71. Степени сравнения наречий. Практикум
Урок 72. Словообразование наречий
Урок 73. Морфологический анализ наречия
Урок 74. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е)
Урок 75. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е). Практикум
Урок 76. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 77. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и
количественных числительных
Урок 78. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и
количественных числительных. Практикум
Урок 79. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е)
Урок 80. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). Практикум
Урок 81. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Урок 82. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум
Урок 83. Буквы о и а на конце наречий
Урок 84. Буквы о и а на конце наречий. Практикум
Урок 85. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 86. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум
Урок 87. Повторение темы «Наречие»
Урок 88. Диктант с грамматическим заданием
Урок 89. Слова категории состояния в системе частей речи
Урок 90. Слова категории состояния и наречия
Урок 91. Служебные части речи в русском языке
Урок 92. Предлог как часть речи
Урок 93. Предлоги производные и непроизводные
Урок 94. Предлоги производные и непроизводные. Практикум
Урок 95. Предлоги простые и составные
Урок 96. Предлоги простые и составные. Практикум
Урок 97. Правописание предлогов
Урок 98. Правописание предлогов. Практикум
Урок 99. Употребление предлогов в речи
Урок 100. Употребление предлогов в речи. Практикум
Урок 101. Морфологический анализ предлога

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок 102. Повторение темы «Предлог»
Урок 103. Повторение темы «Предлог». Практикум
Урок 104. Союз как часть речи
Урок 105. Разряды союзов
Урок 106. Разряды союзов. Практикум
Урок 107. Сочинительные союзы
Урок 108. Подчинительные союзы
Урок 109. Правописание союзов
Урок 110. Правописание союзов. Практикум
Урок 111. Союзы и союзные слова
Урок 112. Союзы в простых и сложных предложениях
Урок 113. Морфологический анализ союза
Урок 114. Повторение темы «Союз»
Урок 115. Повторение темы «Союз». Практикум
Урок 116. Частица как часть речи
Урок 117. Разряды частиц
Урок 118. Разряды частиц. Практикум
Урок 119. Правописание частиц
Урок 120. Правописание частицы не
Урок 121. Правописание частицы не. Практикум
Урок 122. Разграничение частиц не и ни
Урок 123. Разграничение частиц не и ни. Практикум
Урок 124. Морфологический анализ частицы
Урок 125. Повторение темы «Частица»
Урок 126. Повторение темы «Частица». Практикум
Урок 127. Повторение темы «Служебные части речи». Практикум
Урок 128. Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи
Урок 129. Промежуточная аттестация
Урок 130. Междометия и звукоподражательные слова. Практикум
Урок 131. Морфологический анализ междометия
Урок 132. Междометия и звукоподражательные слова в разговорной и художественной речи. Практикум
Урок 133. Омонимия слов разных частей речи
Урок 134. Омонимия слов разных частей речи. Практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Урок 135. Контрольная итоговая работа за курс 7 класса
1
Тема 6. Повторение пройденного в 7 классе
1
Урок 135. Повторение. Правописание не с причастиями, деепричастиями, наречиями
1
Урок 136. Повторение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Русский язык. Учебник для 7 класса. Под редакцией М. Разумовской, П. Леканта, М., «Просвещение», 2014
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк, руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и
др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону,
«Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд
культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарьД.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».