МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ № 11 методического объединения Кузнецова Е.А. «30» августа 2024 г. № 02-01-373 от 30.08.2024г учителей № 76 от «29» августа 2024 г. Бывальцева Л.В. Рабочая программа по литературе 8 класс Чайковский, 2024-2025 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на требования к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного общего образования. Учебный предмет «Литература» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часа в год в 8 классе. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Задачи: формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; обогащать духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся; создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; научить формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использовать опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании; формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес и уважительно относиться к культуре и истории своего народа, страны; чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении; различать основные нравственно-эстетические понятия; выражать положительное отношение к процессу познания; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; удерживать цель деятельности до получения её результата; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; учитывать разные мнения и интересы; видеть черты русского национального характера в героях басен; различать малые фольклорные жанры; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок; пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Содержание учебного предмета Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Из древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Из литературы XVIII века. Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Из литературы XIX века. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтов » (В. Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи- нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Из литературы XX века. М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ. В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века). Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения. В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). Связь с другими искусствами: история театра. М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой. Номер урока в теме 1 1 2 1 Тематическое планирование Номер урока. Тема урока О литературе (1 ч) Урок 1. Художественная литература и история Из устного народного творчества (2 ч) Урок 2. Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка» Урок 3. Исторические песни: «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» Древнерусская литература (3 ч) Урок 4. «Сказание о Борисе и Глебе». «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. 2 3 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Урок 5. «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке Урок 6. «Житие Александра Невского» Из литературы 18 века ( 3 ч) Урок 7. Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» Урок 8. Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Урок 9. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы Из литературы 19 века (32 ч) Урок 10. Поэты круга Пушкина: основные темы, мотивы лирики В.А. Жуковского Урок 11. Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» Урок 12. Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». Урок 13. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика Урок 14. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика Урок 15. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева Урок 16. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости Урок 17. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка. Образ Маши Мироновой Урок 18. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева Урок 19. Р.Р. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок 20. Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве Урок 21. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше Урок 22. Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» Урок 23. «Мцыри – любимый идеал поэта»-В. Белинский Урок 24. Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» Урок 25. Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига Урок 26. Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. Урок 27. Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление Урок 28. Р.Р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Урок 29. Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася» Урок 30. Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Урок 31. Вн. чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П. Вяземский «Берёза», «Осень», А Плещеев « Отчизна», Н. Огарёв «Весною», И. Суриков « После дождя», И. Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» Урок 32. Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. Урок 33. Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы» Урок 34. «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета Урок 35. Островский А.Н. Краткие сведения о писателе Урок 36. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки Урок 37. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке Урок 38. Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество» Урок 39. Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Урок 40. Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов Урок 41. Контрольная работа по теме «Литература 19 века» Из литературы 20 века (22 ч) Урок 42. Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра» Урок 43. Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа Урок 44. Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» Урок 45. Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. Урок 46. Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям» Урок 47. Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей Урок 48. Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа Урок 49. Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта Урок 50. Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта Урок 51. Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению Урок 52. Поэзия М.В. Исаковского. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» Урок 53. Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». Урок 54. Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав Урок 55. Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя Урок 56. Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти Урок 57. Вн. чт. «Музы не молчали» (стихотворения поэтов 20 века о войне) Урок 58. Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина Урок 59. Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» Урок 60. Распутин В.Г. Рассказ «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости 20 Урок 61. Внеклассное чтение по литературе 20 века 21 Урок 62. Внеклассное чтение по литературе 20 века 22 Урок 63. Промежуточная аттестация Из зарубежной литературы ( 5 ч) 1 Урок 64. Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. 2 Урок 65. Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Основной конфликт пьесы 3 Урок 66. Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа 4 Урок 67. Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа 5 Урок 68. Обобщение и систематизация изученного в 8 классе Организация и оснащение образовательного процесса Технические средства обучения: компьютер; мультимедиа проектор; экран; интерактивная доска. Учебно-методическое обеспечение Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2015 г. 15 16 17 18 19 Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) – М.: «Русское слово», 2012 Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература. 8 класс» М.: «Русское слово», 2013 Образовательные электронные ресурсы http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится. http://lit.1september.ru/index.php Газета «Литература» http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор» http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования http://www.uchportal.ru/ Учительский портал http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература http://royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru Издательский дом «Первое сентября» www. 1september.ru Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», сайт «Методическая служба» http//metodist.lbz.ru Учительский портал http://www/ uchportal.ru Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru Уроки.Net http://www.uroki.net/dokinf.htm Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)