МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ № 11 методического объединения Кузнецова Е.А. «30» августа 2024 г. № 02-01-373 от 30.08.2024г учителей № 76 от «29» августа 2024 г. Бывальцева Л.В. Рабочая программа по русскому языку 8 класс Чайковский, 2024-2025 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, ориентирована на требования к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного общего образования. Учебный предмет «Русский язык» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в школе. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год в 8 классе. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста. Задачи: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста; формировать умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания; воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку; сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развивать речевую и мыслительную деятельность; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств; формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике. Планируемые результаты обучения русского языка Учащийся научится: осознавать эстетическую ценность русского языка; проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, устанавливать аналогии; находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок; находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста; создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём; правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций; находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Содержание учебного предмета Язык. Речь. Правописание. Культура речи. Синтаксис и Пунктуация. Словосочетание и предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Предложение с однородными членами. Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями. Предложения с обособленными членами. Синтаксические конструкции с чужой речью. Продолжается изучение раздела «Речь». Вводный урок о русском языке. Русский Язык в семье славянских народов. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. Развитие речи. Стили речи. Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах. Слитное – раздельное написание не и ни с разными частями речи. Дефисное написание слов. Написание наречий и их омонимов других частей речи. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Обращение, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официальноделовом стиле. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средство связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Тематическое планирование Номер Номер урока. Тема урока урока в теме 1 2 3 О языке (3 ч) Урок 1. Русский язык в семье славянских языков Урок 2. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль Урок 3. Стили речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Повторение орфографии и морфологии (9ч) Урок 4. Написание Н и НН в суффиксах разных частей речи Урок 5. Слитно-раздельное написание НЕ с разными частями речи Урок 6. Слитно-раздельное написание НЕ с местоимениями и наречиями Урок 7. Дефисное написание слов Урок 8. Написание наречий и их омонимов других частей речи Урок 9. Развитие речи. Повторение. Типы речи Урок 10. Развитие речи. Способы и средства связи предложений в тексте Урок 11. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» Урок 12. Анализ контрольного диктанта Синтаксис и пунктуация (8ч) Урок 13. Понятие о синтаксисе и пунктуации Урок 14. Словосочетание Урок 15. Виды связи в словосочетании Урок 16. Синтаксический разбор словосочетаний Урок 17. Употребление словосочетаний в речи. Нормы сочетания слов Урок 18. Предложение и его типы Урок 19. Предложение и его типы Урок 20. Интонация простого предложения Главные члены предложения (46 ч) Урок 21. Главные члены предложения Урок 22. Подлежащее и способы его выражения Урок 23. Синтаксический разбор предложения Урок 24. Развитие речи. Подготовка к изложению Урок 25. Изложение по тексту Б. Емельянова «Как я покупал собаку» Урок 26. Способы выражения сказуемого Урок 27. Глагольное сказуемое Урок 28. Составное именное сказуемое Урок 29. Тире между подлежащим и сказуемым Урок 30. Согласование главных членов предложения Урок 31. Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении. Урок 32. Определения согласованные несогласованные Урок 33. Приложения 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Урок 34. Дополнение Урок 35. Дополнение Урок 36. Обстоятельство Урок 37. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом Урок 38. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом Урок 39. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом Урок 40. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом Урок 41. Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок 42. Анализ контрольного диктанта Урок 43. Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики Урок 44. Развитие речи. Репортаж-повествование Урок 45. Развитие речи. Репортаж-повествование Урок 46. Развитие речи. Подготовка к сочинению Урок 47. Сочинение - репортаж Урок 48. Виды односоставных предложений Урок 49. Определенно-личные предложения Урок 50. Неопределенно-личные предложения Урок 51. Обобщенно-личные предложения Урок 52. Безличные предложения Урок 53. Назывные предложения Урок 54. Особенности строения полных и неполных предложений Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений Урок 56. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» Урок 57. Анализ контрольной работы Урок 58. Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре Урок 59. Развитие речи. Статья в газету. Строение текста Урок 60. Развитие речи. Статья в газету. Строение текста Урок 61. Развитие речи. Подготовка к сочинению Урок 62. Развитие речи. Сочинение Урок 63. Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения Урок 64. Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения Урок 65. Знаки препинания при союзной и бессоюзной связи Урок 66. Средства связи между однородными членами предложения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Предложения с однородными членами (16 ч) Урок 67. Однородные и неоднородные определения Урок 68. Однородные и неоднородные определения Урок 69. Обобщающие слова при однородных членах предложения Урок 70. Обобщающие слова при однородных членах предложения Урок 71. Развитие речи. Подготовка к изложению Урок 72. Развитие речи. Изложение «Легенда о Байкале» Урок 73. Предложения с обращениями Урок 74. Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор Урок 75. Предложения с вводными словами, словосочетаниями Урок 76. Предложения с вводными словами, словосочетаниями Урок 77. Предложения с вводными словами, словосочетаниями Урок 78. Вставные конструкции Урок 79. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ Урок 80. Обобщение по теме «Обращение, вводные слова и вставные конструкции» Урок 81. Контрольный диктант Урок 82. Анализ контрольного диктанта Предложения с обособленными членами (20 ч) Урок 83. Понятие об обособлении Урок 84. Обособление определений. Обособление приложений Урок 85. Обособление определений Урок 86. Обособление определений Урок 87. Обособление приложений Урок 88. Обособление обстоятельств Урок 89. Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий Урок 90. Обособление уточняющих членов предложения Урок 91. Обособление уточняющих членов предложения Урок 92. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» Урок 93. Развитие речи. Портретный очерк Урок 94. Развитие речи. Подготовка к сочинению Урок 95. Развитие речи. Сочинение Урок 96. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью Урок 97. Знаки препинания в предложениях с прямой речью Урок 98. Диалог. Прямая речь Урок 99. Промежуточная аттестация Урок 100. Цитаты, способы цитирования и их оформления. Употребление косвенной речи Урок 101. Работа над ошибками Урок 102. Подведение итогов Организация и оснащение образовательного процесса Учебно- методический комплекс: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, 16 17 18 19 20 под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е изд., переработ. – М.: Дрофа, 2019. Русский язык. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие / Сост. Е.М. Харитонова. – 2-е изд., стереотип., М.: Дрофа, 2014. Мультимедийная программа: Русский язык 8 класс Кирилла и Мефодия Технические средства обучения: компьютер; мультимедиа проектор; экран; интерактивная доска. Литература для учителя Русский язык 5-11 классы. Диктанты. Составитель Г.П. Попова,2009 г; Русский язык. Тематические тесты. В помощь учителю автор-составитель Н.А. Шарова; Русский язык 5-9 классы. Правила орфографии в таблицах и схемах. Автор-составитель Н.Ю. Кадашникова; Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.7-9 класс ОГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания, 2016 Словари и справочники: Федотова Т.Л. Фразеологический словарь русского языка М.: ЛАДКОМ,2011. Федотова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка М.: ЛАДКОМ,2011. Д.Н. Ушаков Толковый словарь русского языка: 100000 слов и словосочетаний М.: ЛАДКОМ,2012. Федотова Т.Л. Современный словарь иностранных слов. М.: ЛАДКОМ,2011 Спиридонова Т.А. Орфографический словарь М.: РИПОЛ классик, 2014. Интернет-ресурсы Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык» OrenEdu – сайт ГУ РЦРО Htpp//edu.1september.ru WWW.scool.edu.ru Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык». Http://ege.go-test.ru/ege/rus/ http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page http://www.openclass.ru/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)