9 класс литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

методического объединения

Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

№ 02-01-373 от 30.08.2024г

учителей
№ 76 от «29» августа 2024 г.
Бывальцева Л.В.

Рабочая программа по литературе
9 класс

Чайковский, 2024-2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, ориентирована на требования
к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного общего образования. Учебный предмет
«Литература» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Рабочая программа
по литературе для 9 класса составлена на основе программы по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы: авторысоставители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится
3 часа в неделю, 102 часа в год в 9 классе.
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующей целей:
 приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы через чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
 формирование гуманистического мировоззрения;
 воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции, культуры речи.
Задач:
 развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; устную и письменную речи учащихся;
формировать читательскую культуру, представление о специфике литературы в ряду других искусств, потребность в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетический вкус на основе освоения художественных текстов;
 воспитывать духовно-развитую личность, осознающую свою принадлежность к родной культуре, обладающую гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитывать любовь к русской литературе и
культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогащать духовный мир школьников, их жизненный и эстетический
опыт;
 приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
 овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением
наизусть;
 приобрести навыки устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка,
главы, повести, рассказа, сказки;
Планируемые результаты обучения
Учащийся научится:
 воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл
названия;
 анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
 выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте;

 рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом,
модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений;
 определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
 использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
 выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
 работать с литературно-критическим материалом;
 рецензировать прочитанные произведения; составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать
рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и
свободные темы;
 выявлять особенности языка и стиля писателя;
 определять родовую и жанровую специфику художественного произведения;
 объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу
текста;
 анализировать литературные произведения разных жанров;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (на своем уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (умение пользоваться терминами, изученными в этом и
предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
 представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
 вести учебные дискуссии;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета
Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение
особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой.
Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX
и XX веков.
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная
ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в
художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские
мотивы и символы в поэме.

Из литературы XVIII века. Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского
классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой
поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие
художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль
писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение
в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском
романтизме.
А.С. ГРИБОЕДОВ. Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума».
Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия.
Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература
предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской
комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
А.С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное
мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее
художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственнофилософское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции
Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики,
критерий оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в
образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны
Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения
Онегина». В.Г. Белинский о романе.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение
художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...»,
«Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»),
«Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая
нива...», «Родина». «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы
романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа.
Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как
главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Н.В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и

«помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.
Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного).
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы
(произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа
художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина,
В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака). Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.
Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А.
Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и
драматизм современной литературной ситуации.
Тематическое планирование
Номер
Тема урока
Номер урока в
урока
теме
Введение. (1 ч.)
1
Шедевры русской литературы.
1
Из древнерусской литературы. (7 ч.)
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве».
1
3
«Слово о полку Игореве». Композиция. Место и роль лирических отступлений в поэме.
2
4
Образы русских князей. Их честь и слава. «Золотое слово» Святослава.
3
5
Подвиг Игоря. Плач Ярославны.
4
6
Основная идея «Слова о полку Игореве».
5
7
РР Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве».
6
8
РР Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве».
7
Из литературы XVIII века. (9 ч.)
9
Литература XVIII века. Классицизм в русском искусстве.
1
10
Литературно-общественная деятельность М.В.Ломоносова.
2
11
М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол …" - типичное произведение в духе
3
классицизма.
12
Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина.
4
13
Стихотворения Г.Р.Державина. Сочетание начал классицизма и новаторских черт.
5

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Творческая судьба А.Н.Радищева.
Анализ избранных глав книги А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза».
Итоговый урок по разделу.
Литература русского романтизма первой четверти XIX в. (5 ч.)
Русская литература 19 века. Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к
романтизму.
Романтическая лирика начала века.
Поэзия К.Н.Батюшкова.
«Литературный Колумб Росси». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.
В.А. Жуковский «Светлана». Русский быт и обычаи в балладе.
Литература XIX века. ( 57 ч.)
А.С.Грибоедов: личность и судьба. Творческая история комедии «Горе от ума».
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
А.С.Грибоедов "Горе от ума". Образ Фамусова. Основа противоречий между Фамусовым и Чацким.
Чацкий и Молчалин.
Фамусовское общество. Собирательная характеристика.
Анализ сцены бала. Сатирическое изображение дворянской Москвы.
Развязка конфликта. Сила характера Чацкого. Чацкий и Софья. Смысл названия комедии «Горе от ума».
А.С.Грибоедов. Новаторство и традиции в комедии "Горе от ума".
Семинарское занятие.
Семинарское занятие.
А.С.Пушкин: жизнь, судьба и творчество.
А.С.Пушкин: жизнь, судьба и творчество.
А.С.Пушкин: жизнь, судьба и творчество.
Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.
Лирика любви и дружбы. Адресаты лирики А.С.Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Один день Онегина.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Отношение поэта к поместному дворянству. Ленский и Онегин.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Отношение поэта к поместному дворянству. Татьяна и Ольга.
Татьяна Ларина. Глубина и значительность мира Татьяны. Народная основа характера Татьяны.
Онегин и Татьяна.
Трагическая судьба Евгения Онегина.

6
7
8
9
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Образ автора в романе «Евгений Онегин».
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.
Обучение анализу стихотворения. Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания романа.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Предисловие. Композиция. Замысел. Форма повествования.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин – «портрет поколения». Анализ главы «Бэла».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ главы «Максим Максимыч».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Роль главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Век Лермонтова в романе. Анализ части «Княжна Мери».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ главы «Фаталист». Роль повести в раскрытии образа
Печорина.
Семинар. Чацкий. Онегин. Печорин. Чей характер значительнее?
Семинар. Чацкий. Онегин. Печорин. Чей характер значительнее?
Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь. Страницы биографии, творчество.
Н.В.Гоголь. Страницы биографии, творчество.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». История создания. Жанр. Композиция. Отзывы критики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Комментированное чтение 1 главы.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Город NN. Общество (сопоставление с «Ревизором»). Главный герой
поэмы.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Чичиков и помещики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Чичиков и помещики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Чичиков и помещики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Комментированное чтение 7,8,10 глав. Чиновники города NN.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». «Повесть о капитане Копейкине». Её значение в поэме.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Чичикова. Становление характера. Автор и герой.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Финал поэмы. Основная идея. Единство сатирического и лирического
начал.
Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
57
Литература второй половины XIX века. ( 7 ч.)
80
Поэзия второй половины 19 века.
1
81
Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.
2
82
Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.
3
83
Ф.М.Достоевский. Развитие темы "маленького человека".
4
84
Творческий путь Л.Н.Толстого.
5
85
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Обзор творчества.
6
86
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Обзор творчества.
7
Литература ХХ века. Обзор. ( 14 ч.)
87
Русская литература ХХ века.
1
88
«Серебряный век» русской поэзии.
2
89
Своеобразие поэзии А.А.Блока, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
3
90
Своеобразие поэзии А.А.Блока, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
4
91
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце». История создания.
5
92
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Новая социальная обстановка и новая социальная психология.
6
93
Художественные особенности повести «Собачье сердце».
7
94
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». «Конец эксперимента».
8
95
М.А.Шолохов. «Судьба человека». М.А.Шолохов. «Судьба человека». Образ Андрея Соколова.
9
96
Промежуточная аттестация.
10
97
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Проблема разрушенных семей в годы войны.
11
98
А.И.Солженицын. Знакомство с биографией и творчеством.
12
99
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Продолжение традиций русской классики в изображении деревни.
13
100
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Судьба Матрёны.
14
Повторение. (2 ч.)
101
Повторение и обобщение изученного.
1
102
Повторение и обобщение изученного.
2
Организация и оснащение образовательного процесса
Технические средства обучения:
 компьютер;
 мультимедиа проектор;
 экран;
 интерактивная доска.
- УМК: Учебные пособия: Литература. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в двух частях/ Г.С.Меркин – М.: Русское
слово, 2019 г.
- Тексты произведений.
79

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».