9 класс русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей
№ 76 от «29» августа 2024 г.
Бывальцева Л.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по русскому языку
9 класс

Чайковский, 2024-2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, ориентирована на требования к
результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного общего образования. Учебный предмет
«Русский язык» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Согласно
учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год в 9 классе.
Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующей цели: обеспечение языкового развития учащихся,
овладение ими речевой деятельностью.
Задачи:
 сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
 научить свободно говорить и писать на родном языке;
 пользоваться языком в жизни как основным средством общения.















Планируемые результаты обучения
Учащийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
различать значимые и незначимые единицы языка;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их
формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный, словообразовательный, лексический анализ слов;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и
функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Учащийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата;
 понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
О языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский язык в современном мире. Речь. Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении
текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Стили речи. Углубление знаний о стилях
речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия.
Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста,





характерные языковые и речевые средства. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма,
специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Язык. Правописание. Культура речи. Обобщение изученного в 5—8 классах. Основные единицы языка и их особенности (звуки,
морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые,
морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение. Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами
и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
Сложносочинённое предложение. Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные
союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика
сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых
предложений.
Сложноподчинённое предложение. Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе;
средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место
придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и
придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок,
связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности
сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных
типах речи.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи.
Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложение с разными видами связи. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки
препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное
построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические
особенности сложного предложения с разными видами связи.
Подготовка к ГИА. Подготовка к устному собеседованию: чтение и пересказ текстов, составление монологов. Сжатое изложение.
Разбор тестов. Написание сочинений.
Тематическое планирование
Номер
Тема урока
Номер урока в
урока
теме
О языке. (1 ч.)
Русский язык – национальный язык русского народа.
1
1
Повторение изученного в 5-8 классах. (28 ч.)
Стили речи.
2
1
Стили речи. Стилистический практикум.
3
2

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Фонетика. Звуки речи.
Фонетика. Фонетический анализ слов.
Орфоэпия. Литературная норма и её разновидности.
Орфоэпия. Орфоэпический разбор слов.
Лексика, морфемика, словообразование.
Лексика, морфемика, словообразование. Морфемный, словообразовательный анализ слов.
Морфология. Морфологический разбор разных частей речи.
Синтаксис. Словосочетания, их строение.
Синтаксис простого предложения.
Знаки препинания в простом предложении. Пунктуационный практикум.
Знаки препинания в простом предложении. Пунктуационный практикум.
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание окончаний.
Правописание приставок.
Букв Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Правописание НЕ и НИ в составе разных частей речи и словоформ.
Контрольная работа.
Анализ работы. Работа над ошибками.
Типы речи.
Типологическое строение текстов типа повествование.
Типологическое строение текстов типа описание.
Типологическое строение текстов типа рассуждение.
Приёмы сжатия текста.
Практическая работа: сжатие текста.
Практическая работа: сжатие текста.
Сложное предложение. (5 ч.)
Понятие о сложном предложении.
Понятие о сложном предложении. Разграничение простых и сложных предложений.
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Сложносочинённое предложение. (6 ч.)
Понятие о сложносочинённом предложении.
Понятие о сложносочинённом предложении.
Виды сложносочиненных предложений.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
1
2
3

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Виды сложносочиненных предложений. Знаки препинания.
Виды сложносочиненных предложений. Знаки препинания.
Зачётная работа по теме "Сложносочинённое предложение".
Стили речи. (3 ч.)
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Практическая работа: пересказ текста.
Практическая работа: пересказ текста.
Сложноподчинённое предложение. (53 ч.)
Понятие о сложноподчинённом предложении.
Понятие о сложноподчинённом предложении.
Виды сложноподчиненных предложений.
РР Монологическое высказывание (описание): подготовка к устному собеседованию.
РР Монологическое высказывание (описание): подготовка к устному собеседованию.
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
РР Сжатое изложение по аудиозаписи.
РР Сжатое изложение по аудиозаписи.
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
РР Строение текста. Способы и средства связи предложений.
РР Строение текста. Способы и средства связи предложений.
РР Монологическое высказывание (повествование): подготовка к устному собеседованию.
РР Монологическое высказывание (повествование): подготовка к устному собеседованию.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинённое предложение с придаточным места.
Сложноподчинённое предложение с придаточным места.
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени.

4
5
6
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени.
РР Путевые заметки.
РР Путевые заметки.
РР Монологическое высказывание (рассуждение): подготовка к устному собеседованию.
РР Монологическое высказывание (рассуждение): подготовка к устному собеседованию.
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
Сложноподчинённое предложение с придаточным причины и следствия.
Сложноподчинённое предложение с придаточным причины и следствия.
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
Систематизация и обобщение изученного по теме "Сложноподчинённое предложение".
Контрольная работа по теме "Сложноподчиненное предложение".
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
РР Рецензия. Понятие о жанре. Отличие от отзыва и эссе.
РР Обучающее сочинение (подготовка к ОГЭ).
РР Обучающее сочинение (подготовка к ОГЭ).
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Пунктуационный практикум.
РР Эссе. Понятие о жанре. Задачи, содержание, структура, языковые особенности.
РР Обучающее сочинение (подготовка к ОГЭ).
РР Обучающее сочинение (подготовка к ОГЭ).
Бессоюзное сложное предложение. (9 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.
Зачётная работа по теме "Бессоюзное сложное предложение".
РР Деловая речь.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. (5 ч.)

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
1
2
3
4
5
6
7
8
9

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Повторение и систематизация изученного. (26 ч.)
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.
Тренировочные тесты ОГЭ.

Технические средства обучения:

Организация и оснащение образовательного процесса

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

компьютер;
мультимедиа проектор;
экран;
интерактивная доска.
УМК:
 Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред.
М.М.Разумовской. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2017. – 224с.
 Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9 кл.: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс» / М.М.
Баранова. - М.: Экзамен, 2017. – 286с. – (серия «Учебно-методический комплект»).
 Т.А. Костяева Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.:
Просвещение, 2017.
 С.И. Львова Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2016.
 И.В. Текучева Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9кл./И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2015.
Интернет-ресурсы:
 Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
 Материалы сайта www1.ege.edu.ru/gia
 Материалы сайта www.seznaika.ru/russkiy/ege






Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».