МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ № 11 методического объединения Кузнецова Е.А. «30» августа 2024 г. № 02-01-373 от 30.08.2024г учителей № 76 от «29» августа 2024 г. Бывальцева Л.В. Рабочая программа по русскому языку 11 класс г Чайковский, 2024-2025 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ориентирована на требования к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе среднего общего образования. Учебный предмет «Русский язык» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Русский язык». 10 — 11 классы. Базовый уровень / авт.- сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 56 с. — (ФГОС. Инновационная школа). Предназначена для работы по учебнику: «Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 360 с. – (Инновационная школа). Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 2 час в неделю, 68 часов в год в 11 классе. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка; воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; формирование представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Задачи: научить свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас; владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; формировать умения создавать тексты различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося; формировать представление о системе стилей языка художественной литературы; развивать способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Учащийся получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Содержание учебного предмета Повторение и обобщение изученного материала 10 класса. Синтаксис и пунктуация. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложнённое и неосложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи. Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. Из истории русского языкознания. М. В. Ломоносов. А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев. В. И. Даль. Я. К. Грот. А. А. Шахматов. Д. Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов. Повторение и систематизация изученного материала. Тематическое планирование Тема/количеств Номер урока/тема урока Основные виды деятельности обучающихся о часов Тема 1. Синтаксис и пунктуация (34 ч.) Знать основные принципы русской пунктуации. Урок 1. Основные понятия синтаксиса и Выполнять пунктуационный анализ пунктуации Повторить, обобщить и систематизировать полученные в Урок 2. Словосочетание основной школе сведения о словосочетаниях, их строении Урок 3. Виды синтаксической связи и значении. Урок 4. Предложение. Основные признаки Повторить, обобщить и систематизировать полученные в предложения Урок 5. Классификация предложений Урок 6. Классификация предложений Урок 7. Виды предложений Урок 8 Виды предложений Урок 9. Однородные члены предложения. Урок 10. Знаки препинания при однородных членах предложения. Урок 11. Знаки препинания при однородных членах предложения. Урок 12. Контрольная работа №1 Урок 13. Обособленные члены предложения. Урок 14. Обособленные определения и приложения Урок 15. Обособленные члены предложения. Урок 16. Обособленные обстоятельства Урок 17. Обособленные дополнения и уточняющие члены предложения Урок 18. Знаки препинания при обособленных членах предложения Урок 19. Знаки препинания при обособленных членах предложения Урок 20. Контрольная работа №2 Урок 21. Контрольная работа №2 Урок 22. Обращения, вводные и вставные конструкции Урок 23. Обращения, вводные и вставные конструкции Урок 24. Сложное предложение Урок 25. Предложения с чужой речью Урок 26. Предложения с чужой речью Урок 27. Предложения с чужой речью Урок 28. Сложное предложение Урок 29. Сложное предложение Урок 30. Сложное бессоюзное предложение Урок 31. Контрольная работа за 1 полугодие Урок 32. Анализ контрольных работ основной школе сведения о предложениях, их строении и значении. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об однородных членах предложения, способах их соединения. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об обособленных членах предложения. Моделировать предложения с включением в них обращений и вводных слов. Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения об употреблении знаков препинания. Понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях с чужой речью. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о сложном предложении. Понимать синонимию сложного предложения. Тема 2. Культура речи (12 ч.) Тема 3. Стилистика (13 ч.) Тема 4. Повторение и систематизация Урок 33. Период. Знаки препинания в периоде. Урок 34. Период. Знаки препинания в периоде. Урок 35.Речь. Речевое общение. Культура речи Урок 36. Речь. Речевое общение. Культура речи Урок 37. Речь. Речевое общение. Культура речи Урок 38. Проверочная работа Урок 39. Анализ работ. Работа над ошибками Урок 40. Язык и речь. Речевая деятельность Урок 41. Нормы литературного языка Урок 42. Нормы литературного языка Урок 43. Качества хорошей речи Урок 44. Качества хорошей речи Урок 45. Виды ораторского красноречия Урок 46. Контрольная работа №4. Сочинение Повторить, обобщить и систематизировать сведения о языке и речи, нормах литературного языка, качестве хорошей речи Урок 47. Стилистика как раздел науки о языке Урок 48. Классификация функциональных стилей Урок 49. Научный стиль Урок 50. Научный стиль Урок 51. Официально-деловой стиль Урок 52. Официально-деловой стиль Урок 53. Официально-деловой стиль Урок 54. Публицистический стиль Урок 55. Публицистический стиль Урок 56. Разговорный стиль Урок 57. Язык художественной литературы Урок 58. Язык художественной литературы Урок 59. Язык художественной литературы Классифицировать функциональные стили, функционально-смысловые типы речи изученного (2 ч.) Тема 5. Промежуточная аттестация (3 ч.) Тема 6. Повторение (продолжение) (4 ч.) Урок 60. Систематизация изученного в 11 классе Урок 61. Систематизация изученного в 11 классе Обобщить и систематизировать классах. изученное в 10-11 Урок 62. Промежуточная аттестация Урок 63. Промежуточная аттестация Урок 64. Промежуточная аттестация Урок 65. Повторение изученного в 10-11 классах Урок 66. Повторение изученного в 10-11 классах Урок 67. Повторение изученного в 10-11 классах Урок 68. Повторение изученного в 10-11 классах Организация и оснащение образовательного процесса Перечень технических средств обучения: компьютер; проектор; экран; колонки; сканер; принтер. Литература для учителя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 Авторская программа курса «Русский язык». 10 — 11 классы. Базовый уровень / авт.- сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 56 с. — (ФГОС. Инновационная школа). Поурочные разработки к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной «Русский язык». 10—11 классы Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010 Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010 Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022 Т.Б. Карпова, Е.А. Баженова, Л.Р. Дускаева. Русский язык в таблицах, тестах: учебное пособие. – Пермь ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022 ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2022 Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр, 2022 Электронные ресурсы Материалы ФИПИ https://fipi.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/11/ Решу ЕГЭ – русский язык https://rus.reshuege.ru/ Урок.рф https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ Инфоурок https://infourok.ru/ Капканы ЕГЭ https://xn----7sbanj0abzp7jza.xn-p1ai/index.php/ege-po-russkomu-yazyku Подготовка к ЕГЭ https://izi-ege.ru/index.php?r=rus%2Findex Открытый урок на ТВ https://a24.press/tv/shows/otkrytyyurok-184/russkiy-yazyk-11-y-klass-14-y-urok-12980 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)