МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей № 76 от 29 августа 2024 г. Ермакова Т.В. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Святковская Л.Г. «30» августа 2024 г. Рабочая программа по информатике 8 класс Чайковский, 2024-2025 г УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ СОШ № 11 № 02-01-373 от 30.08.2024г Пояснительная записка Учебный курс построен на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В программе учитываются возрастные и психологические особенности учащихся на уровне основного общего образования, межпредметные связи. Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы». Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в 8 классе. Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. Задачи: овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ; воспитать ответственное отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей; формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках; определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). Учащийся получит возможность научиться: формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. Содержание курса Математические основы информатики. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы Основы алгоритмизации. Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Сокращенная форма ветвления. Составление и работа с блоксхемами и алгоритмами. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Начала программирования. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма Тематическое планирование № урока № урока Тема урока в теме Тема «Математические основы информатики» (13 часов) 1 1 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. 2 2 Общие сведения о системах счисления 3 3 Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 4 4 Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления 5 5 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q 6 6 Представление целых чисел 7 7 Представление вещественных чисел 8 8 Высказывание. Логические операции 9 9 Построение таблиц истинности для логических выражений 10 10 Свойства логических операций 11 11 Решение логических задач 12 12 Логические элементы 13 13 Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 14 1 Тема «Основы алгоритмизации»( 10 часов) Алгоритмы и исполнители 15 2 Способы записи алгоритмов 16 3 Объекты алгоритмов 17 4 Алгоритмическая конструкция «следование» 18 5 Алгоритмическая конструкция «ветвление» 19 6 Сокращенная форма ветвления. Составление и работа с блок-схемами и алгоритмами 20 7 Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы 21 8 Цикл с заданным условием окончания работы 22 9 Цикл с заданным числом повторений 23 10 Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 24 1 Тема «Начала программирования»( 11 часов) Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. 25 2 Программирование линейных алгоритмов 26 3 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. 27 4 Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. 28 5 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. 29 6 Программирование циклов с заданным условием окончания работы 30 7 Промежуточная аттестация 31 8 Программирование циклов с заданным числом повторений 32 9 Различные варианты программирования циклического алгоритма 33 10 Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 34 11 Итоговое повторение Организация и оснащение образовательного процесса Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска. Учебно-методическое и программное обеспечение по информатике 1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. (ФГОС)– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) 4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) 5. Пакет офисных приложений MS Office Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)