МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей № 79 от «29» августа 2024 г. Ягофарова Е.А СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Святковская Л.Г. «30» августа 2024 г. Рабочая программа по химии 8 класс Чайковский, 2024-2025 г УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ СОШ № 11 № 02-01-373 от 30.08.2024г Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2011г). Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю,68 часов в 8 классе Изучение химии направлено на достижение следующих целей: -освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; -овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; -развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; -воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; -применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хоз-ве и на производстве, -решения практических. задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Задачи учебного курса: - сформировать у учащихся умения безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности; -научить применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. -выработать у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также сформировать у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности; -сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс основного образования. Учащийся научится: • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; • различать химические и физические явления; • называть химические элементы; • определять состав веществ по их формулам; • определять валентность атома элемента в соединениях; • определять тип химических реакций; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • составлять формулы бинарных соединений; • составлять уравнения химических реакций; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; • получать, собирать кислород и водород; • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; • раскрывать смысл закона Авогадро; • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; • характеризовать физические и химические свойства воды; • раскрывать смысл понятия «раствор»; • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; • называть соединения изученных классов неорганических веществ; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; • определять вид химической связи в неорганических соединениях; • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; • определять степень окисления атома элемента в соединении; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; Содержание курса Первоначальные химические понятия. Предмет химии. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Растворы. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Классификация. Номенклатура. Химические свойства оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Строение атома: ядро, энергетический уровень. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного(порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Металлическая связь. Химические реакции. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Номер урока Тематическое планирование Номер урока в теме 1. 2. 3. 4. 5 Тема урока Тема 1.Введение (5ч) Введение. Инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества. Практическая работа 1.Приемы обращения с лабораторным оборудованием Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема 2.Атомы химических элементов (9ч) Основные сведения о строении атомов Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы Строение электронных оболочек атомов Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая химическая связь Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15 Тема 3.Простые вещества (7ч) Простые вещества – металлы 1 1 2 3 4 5 16 17-18 19-20 21 Простые вещества – неметаллы. Количество вещества Молярный объем газов Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31-32 33 34 Тема 4.Соединения химических элементов (13ч) Степень окисления Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие Основания Кислоты Соли Кристаллические решетки. Аморфные и кристаллические вещества. Чистые вещества и смеси. Практическая работа 2. Анализ почвы и воды Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) Практическая работа 3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. Контрольная работа № 2 «Простые вещества. Соединения химических элементов» 1 2 3 4 5-6 7 8 9 10-11 12 13 35 36 37 38-39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Тема 5.Изменения, происходящие с веществами (14ч) Физические явления в химии. Практическая работа 4 Химические реакции. Химические уравнения Расчеты по химическим уравнениям Реакции разложения Реакции соединения Реакции замещения Реакции обмена Типы химических реакций Типы химических реакций на примере свойств воды. Практическая работа 5. Признаки химических реакций Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» Контрольная работа № 3. «Изменения, происходящие с веществами» 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 2 3-4 5-6 7 49 50 51 52-53 54 55-56 57 58-59 60-61 62 63-64 65 66 67 68 Тема 6.Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (20ч) Растворение. Растворимость веществ в воде Электролитическая диссоциация Основные положения теории электролитической диссоциации. Практическая работа 6. Условия протекания хим. реакций между растворами электролитов Ионные уравнения. Практическая работа 7. Ионные реакции Кислоты, их классификация и свойства. Основания, их классификация и свойства Оксиды, их классификация и свойства. Соли, их классификация и свойства. Генетическая связь между классами веществ. Практическая работа 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей Окислительно-восстановительные реакции Практическая работа 9. Решение экспериментальных задач Промежуточная аттестация. Обобщение и систематизация знаний по теме «Реакции ионного обмена и ОВР» Итоговый урок Организация и оснащение учебного процесса Технические средства обучения: - Компьютер; - мультимедиа проектор; - экран; - интерактивная доска; - микролаборатория; 1 2 3 4-5 6 7-8 9 10-11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 -коллекции; -модели кристаллических решеток; - оборудование для практических работ; - хим.реактивы. Учебно-методический комплект 1. 2. Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: М.: Дрофа, 2018 Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2018. 3. Презентации к урокам. 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2017. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/). http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия». http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)