11 класс биология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания школьного
методического объединения учителей

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ №11

Святковская Л.Г.

№ 02-01-373 от «30» августа 2024 г.

№ 79 от «29» августа 2024г

«30» августа 2024 г.

Ягофарова Е.А.

Рабочая программа по биологии
11 класс

Чайковский, 2024-2025 г

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС
СОО). Составлена на основе авторской программы «Биология: 5-11 классы», И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Согласно учебному
плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в 11 классе.
Цель изучения биологии в 11 классе: освоение знаний о биологических системах (ткани, клетка), истории развития современных представлений
о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира, методах научного познания, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для
объяснения многообразия форм жизни на Земле.
Задачи:
 познакомить учащихся с разнообразием биосистем на разных уровнях организации жизни;
 обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий.
Планируемые результаты обучения
Учащийся научится:
–
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях;
– устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов;
– объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Содержание биологии 11 класса

Организменный уровень жизни. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция
процессов жизнедеятельности opганизмов. Типы питания организмов: гетеротрофы и автрофы. Размножение организмов — половое и бесполое.
Значение оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия
влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и
ненаследственная). Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую
природу. Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание.
Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Современные представления
о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека, их профилактика. Факторы,
определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И.
Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и
искусственный отбор. Биотехнология, её достижения. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания. Способы профилактики СПИДа.
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Клеточный уровень жизни. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке.
Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Клетка — основная структурная, функциональная и
генетическая единица одноклеточных и многоклеточных организмов. Многообразие клеток и тканей. Клеточная теория. Значение клеточной теории
в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Цитоплазма, её органоиды и
включения. Ядро. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные
(прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки.
Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин.
Компактизация хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные
и негомологичные хромосомы. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Молекулярный уровень жизни. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в
клетке. Мономерные и полимерные соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых
кислот. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция ДНК. Правило комплементарности ген. Генетический код. Понятие о
кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма
живой клетки. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза н природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка.
Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии
обеспечения клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов. Последствия деятельности человека в биосфере. Опаность химического
загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение экологическом культуры человека и общества. Молекулярный
уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Тематическое планирование
Номер
урока

Тема урока

Номер урока в
теме

Организменный уровень организации жизни (17 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе
Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания
пищи
Размножение организмов
Оплодотворение и его значение
Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).
Изменчивость признаков организма и её типы. Лабораторная работа №1 «Модификационная
изменчивость»
Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Практическая работа №1 «Составление
элементарных схем скрещивания»
Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. Практическая
работа №2 «Решение генетических задач»
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Практическая работа №3 «Составление и
анализ родословных человека»
Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живую природу и человека
Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований
Факторы, определяющие здоровье человека
Царство Вирусы: разнообразие и значение
Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. Защита проектов
Контрольно-обобщающий урок по разделу «Организменный уровень организации живого»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Клеточный уровень организации жизни (9 часов)
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе
Клетка как этап эволюции в истории Земли
Строение клетки эукариот. Лабораторная работа №2 «Приготовление, рассматривание и описание
микропрепаратов клеток растений»
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы
Клеточный цикл. Лабораторная работа №3 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука
на готовых микропрепаратах»
Деление клетки – митоз и мейоз
Особенности образования половых клеток. Лабораторная работа №4 «Изучение строения половых
клеток на готовых микропрепаратах»

1
2
3
4
5
6
7

25.
26.

Структура и функции хромосом.
Контрольно-обобщающий урок «История развития науки о клетке»

8
9

Молекулярный уровень организации жизни (8 часов)
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе
Основные химические соединения живой материи
Структура и функции нуклеиновых кислот. Практическая работа №4 «Решение элементарных
задач по молекулярной биологии»
Промежуточная аттестация
Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка
Молекулярные процессы расщепления.
Регуляторы молекулярных процессов
Заключение: структурные уровни организации живой природы
Организация и оснащение образовательного процесса

1
2
3
4
5
6
7
8

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска.
Список лабораторных и практических работ по разделу «Общая биология»
 Модификационная изменчивость;
 Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений;
 Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня;
 Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах
 Составление элементарных схем скрещивания
 Решение генетических задач
 Составление и анализ родословных человека
 Решение элементарных задач по молекулярной биологии
УМК
 Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. Биология: 5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2014
 Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина: - М.: «Вентана-Граф», 2020
 Биология: 11 класс: базовый уровень: методическое пособие/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова: - М.: «Вентана-Граф»,
2014
Интернет-ресурсы:
 https://uchitel.club/online-lessons/
 http://znaew.ru/index.php/opornye-skhemy-po-biologii/10-klass/2108-stroenie-i-svojstva-biogeotsenoza
 https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/

 http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
 https://lbz.ru/metodist/iumk/biology/er.php

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».