МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей Зам. директора по УВР Приказ МБОУ СОШ №11 Святковская Л.Г. № 02-01-373 от «30» августа 2024 г. № 79 от «29» августа 2024г «30» августа 2024 г. Ягофарова Е.А. Рабочая программа по биологии 11 класс Чайковский, 2024-2025 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Составлена на основе авторской программы «Биология: 5-11 классы», И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в 11 классе. Цель изучения биологии в 11 классе: освоение знаний о биологических системах (ткани, клетка), истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле. Задачи: познакомить учащихся с разнообразием биосистем на разных уровнях организации жизни; обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; – приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); – распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; – устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; – описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); – объяснять причины наследственных заболеваний; – выявлять изменчивость у организмов; – объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Содержание биологии 11 класса Организменный уровень жизни. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности opганизмов. Типы питания организмов: гетеротрофы и автрофы. Размножение организмов — половое и бесполое. Значение оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую природу. Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека, их профилактика. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, её достижения. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания. Способы профилактики СПИДа. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Клеточный уровень жизни. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Клетка — основная структурная, функциональная и генетическая единица одноклеточных и многоклеточных организмов. Многообразие клеток и тканей. Клеточная теория. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Цитоплазма, её органоиды и включения. Ядро. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин. Компактизация хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Молекулярный уровень жизни. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Мономерные и полимерные соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых кислот. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция ДНК. Правило комплементарности ген. Генетический код. Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма живой клетки. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза н природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии обеспечения клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов. Последствия деятельности человека в биосфере. Опаность химического загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение экологическом культуры человека и общества. Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Тематическое планирование Номер урока Тема урока Номер урока в теме Организменный уровень организации жизни (17 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи Размножение организмов Оплодотворение и его значение Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез). Изменчивость признаков организма и её типы. Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость» Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Практическая работа №1 «Составление элементарных схем скрещивания» Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. Практическая работа №2 «Решение генетических задач» Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Практическая работа №3 «Составление и анализ родословных человека» Наследственные болезни человека. Мутагены и их влияние на живую природу и человека Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований Факторы, определяющие здоровье человека Царство Вирусы: разнообразие и значение Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. Защита проектов Контрольно-обобщающий урок по разделу «Организменный уровень организации живого» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Клеточный уровень организации жизни (9 часов) 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе Клетка как этап эволюции в истории Земли Строение клетки эукариот. Лабораторная работа №2 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений» Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы Клеточный цикл. Лабораторная работа №3 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах» Деление клетки – митоз и мейоз Особенности образования половых клеток. Лабораторная работа №4 «Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах» 1 2 3 4 5 6 7 25. 26. Структура и функции хромосом. Контрольно-обобщающий урок «История развития науки о клетке» 8 9 Молекулярный уровень организации жизни (8 часов) 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе Основные химические соединения живой материи Структура и функции нуклеиновых кислот. Практическая работа №4 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» Промежуточная аттестация Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы молекулярных процессов Заключение: структурные уровни организации живой природы Организация и оснащение образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска. Список лабораторных и практических работ по разделу «Общая биология» Модификационная изменчивость; Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений; Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах Составление элементарных схем скрещивания Решение генетических задач Составление и анализ родословных человека Решение элементарных задач по молекулярной биологии УМК Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. Биология: 5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2014 Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина: - М.: «Вентана-Граф», 2020 Биология: 11 класс: базовый уровень: методическое пособие/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова: - М.: «Вентана-Граф», 2014 Интернет-ресурсы: https://uchitel.club/online-lessons/ http://znaew.ru/index.php/opornye-skhemy-po-biologii/10-klass/2108-stroenie-i-svojstva-biogeotsenoza https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/ http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». https://lbz.ru/metodist/iumk/biology/er.php Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)