6 класс ИЗО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.

«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству
6 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Данная программа предусматривает изучение курса
на базовом уровне (1ч/н, 34 часа за учебный год).
Цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачами изобразительного искусства являются:
 освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об
отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
 формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы
посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в
компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
 формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах
выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и
мировоззренческих позиций человека;
 развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения
и
любви
к
культурному наследию
России через освоение отечественной художественной культуры;
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по модулям
Содержание обучения
Модуль «Живопись, графика, скульптура» Общие сведения о видах искусства. Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей. Основные
виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя. Язык изобразительного
искусства и его выразительные средства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий
рисунок. Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата. Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Ритм и ритмическая организация плоскости
листа. Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные
цвета, дополнительные цвета. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых
отношений; колорит в живописи. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура,
камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа. Жанры
изобразительного искусства. Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений

изобразительного искусства. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства. Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве:
линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе. Рисование
геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная пространственная форма и выявление её конструкции. Рисунок
сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических
тел. Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Особенности освещения «по свету» и «против света». Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по
представлению. Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная
графика. Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания
живописного натюрморта. Портрет. Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве
разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи. Великие портретисты в
европейском искусстве. Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Графический портрет в работах
известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или
по памяти. Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека. Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете. Значение свойств художественных
материалов в создании скульптурного портрета. Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся живописцев. Опыт работы над созданием живописного портрета. Пейзаж. Особенности изображения
пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения. Правила построения линейной перспективы в
изображении пространства. Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и
колористической изменчивости состояний природы. Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской
живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи
XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная
живопись И. Левитана и её начение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства
Родины. Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Графический образ пейзажа в работах
выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и
графическая композиция на темы окружающей природы. Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании
образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия
и исторического образа в жизни современного города. Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая
организация плоскости изображения. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях
искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной

жизни. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Работа над сюжетной композицией.
Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее начительных событий в жизни
общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские
темы, батальная картина и другие. Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и других. сторический образ России в
картинах ХХ в. Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и
эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом. Разработка
эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету. Библейские темы в изобразительном
искусстве. Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные
темы и их равственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские
темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря»,
В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный
и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Работа над эскизом
сюжетной композиции. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной
в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим
победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются
в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в
процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовнонравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного
искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся.
Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт,
раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его
эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как
личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует
освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры,
надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к
их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений
активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни.
Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурноисторической направленности.
Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественноэстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой
работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества,
как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного
пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к
результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде –
обязательные требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды
общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и
оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта
деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия

Пространственные представления и сенсорные способности: сравнивать
предметные и
пространственные объекты
по
заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму
составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметнопространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей
внутри
целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать
произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала

по установленной или выбранной теме;

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными
пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах
её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Универсальные коммуникативные действия: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между
поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая
способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично
представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в
коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. Универсальные
регулятивные учебные действия
Самоорганизация: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной
цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей,
составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих
задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам.
Самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь
рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои
эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами
и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
Модуль «Живопись, графика, скульптура»: характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение
в жизни людей; объяснять причины деления пространственных искусств на виды; знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять
их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: различать и характеризовать традиционные
художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; осознавать значение материала в создании художественного образа, уметь
различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства; иметь практические навыки изображения карандашами разной
жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять
другие доступные художественные материалы; иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных
материалов; понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности; иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных
форм; знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости; знать понятия графической
грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике
рисунка; понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; обладать навыком определения
конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии; иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на
заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие; знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства живописи; определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения»,
«цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные
представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных. Жанры
изобразительного искусства: объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры; объяснять разницу между предметом
изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства. Натюрморт: характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи
истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени; рассказывать о натюрморте в истории русского
искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников; знать и уметь
применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа; знать об освещении как
средстве выявления объёма предмета, иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе,
выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. Портрет: иметь представление об истории портретного изображения человека в разные
эпохи как последовательности изменений представления о человеке; уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и Нового времени; понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция
художника; узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Рембрандт и других портретистов); уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена

великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков,
В. Серов и другие авторы); знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и
черепной частей головы; иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции
головы, понимать термин «ракурс» и определять его на практике; иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении
характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; иметь начальный опыт лепки головы человека; иметь опыт графического портретного
изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека; уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при
создании художественного образа; иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства
выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном
и отечественном. Пейзаж: иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и
в эпоху Возрождения; знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке; уметь определять содержание понятий:
линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; знать правила воздушной
перспективы и уметь их применять на практике; характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и
пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов; иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского; иметь представление
об
особенностях
пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы; знать и уметь рассказывать историю
пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ
в. (по выбору); уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства
Родины; иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; иметь опыт пейзажных зарисовок, графического
изображения природы по памяти и представлению; иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему
миру и его художественно-поэтическому видению; иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению; иметь навыки
восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; понимать и объяснять роль
культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения. Бытовой жанр:
характеризовать
роль изобразительного
искусства
в
формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов; уметь объяснять понятия «тематическая картина»,
«станковая живопись», «монументальная живопись», перечислять основные жанры тематической картины; различать тему, сюжет и содержание в
жанровой картине, выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; иметь представление о композиции как целостности в
организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения; уметь объяснять значение
художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; осознавать многообразие форм
организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека
в искусстве разных эпох и народов, различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям
(Древний Египет, Китай, античный мир и другие); иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;
характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства; иметь
опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению
окружающей действительности. Исторический жанр: характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни
общества, уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства; знать
авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины
В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли; знать характеристики основных этапов работы
художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над
основным холстом; иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над
эскизами, работа над композицией. Библейские темы в изобразительном искусстве: знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и
узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства; объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии
как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений; знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих
европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение
блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и другие произведения, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других скульптурах; знать о
картинах на библейские темы в истории русского искусства; уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы,
таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и
других картин; иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о
великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии; воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и
высокое достижение отечественной культуры; объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе
художественной культуры зрителя; рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре,
в жизни общества, в жизни человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов
№
Количество
и тем учебного предмета
Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
часов
п/п
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

2.1

Виды изобразительного
искусства и основы
образного языка

7

Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды
искусства.
Изобразительные, конструктивные и
декоративные виды пространственных
искусств, их место и назначение в жизни
людей. Основные виды живописи, графики
и скульптуры. Художник и зритель:
зрительские умения, знания и творчество
зрителя.
Язык изобразительного искусства и его
выразительные средства. Живописные,
графические и скульптурные
художественные материалы, их особые
свойства. Рисунок – основа
изобразительного искусства и мастерства
художника. Виды рисунка: зарисовка,
набросок, учебный рисунок и творческий
рисунок.

Освоение характеристик и различий между
пространственными и временными видами
искусства и их значение в жизни людей;
объяснение причин деления
пространственных искусств на виды;
знание основных видов живописи, графики
и скульптуры, объяснение их назначения в
жизни людей. Освоение практических
навыков изображения карандашами разной
жёсткости, фломастерами, углём, пастелью
и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из
пластилина, а также использование
возможностей применения других
доступных художественных материалов.
Понимание роли рисунка как основы
изобразительной деятельности;
приобретение опыта линейного рисунка,
понимание выразительных

Навыки размещения рисунка в листе, выбор
формата.
Начальные умения рисунка с
натуры. Зарисовки простых
предметов.
Линейные графические рисунки и
наброски. Тон и тональные отношения:
тёмное – светлое. Ритм и ритмическая
организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в
художественной деятельности, физическая
основа цвета, цветовой круг, основные и
составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в
изобразительном искусстве: холодный
и тёплый цвет, понятие цветовых
отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в
скульптуре.
Скульптурные памятники, парковая
скульптура, камерная скульптура. Статика
и движение в скульптуре. Круглая
скульптура. Произведения мелкой
пластики. Виды рельефа.

возможностей линии.
Приобретение опыта учебного рисунка –
светотеневого изображения объёмных
форм;
приобретение опыта творческого
композиционного рисунка в ответ на
заданную учебную задачу или как
самостоятельное творческое действие.
Приобретение знаний основ цветоведения:
характеристика основных и составных
цветов; определение дополнительных цветов
– и значение этих знаний для искусства
живописи.
Определение содержания понятий
«колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и приобретения навыков
практической работы гуашью и акварелью.
Приобретение опыта объёмного
изображения (лепки) и начальные
представления о пластической
выразительности скульптуры,
соотношении пропорций в
изображении предметов или
животных.

2.2

Мир наших вещей.
Натюрморт

6

Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система
в изобразительном искусстве как
инструмент для сравнения и анализа
произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и
содержание произведения
изобразительного искусства

Объяснение понятия «жанры в
изобразительном искусстве»,
перечисление жанров;
объяснение разницы между предметом
изображения, сюжетом и содержанием
произведения искусства.
Язык изобразительного искусства и его
выразительные средства: различение и
характеристика традиционных
художественных материалов для графики,
живописи, скульптуры;
представление о различных
художественных техниках в
использовании художественных
материалов;
осознание значения материала в
создании художественного образа,
умение различать и объяснять роль
художественного материала в
произведениях искусства

Изображение предметного мира в
изобразительном искусстве и
появление жанра натюрморта в
европейском и отечественном
искусстве.
Основы графической грамоты:

Характеристика изображений предметного
мира в различные эпохи истории
человечества и приведение примеров
натюрморта в европейской живописи Нового
времени; определение значения натюрморта

правила объёмного изображения
предметов на плоскости. Линейное
построение предмета в пространстве:
линия горизонта, точка зрения и точка
схода, правила перспективных
сокращений. Изображение окружности в
перспективе.
Рисование геометрических тел на
основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и
выявление её конструкции. Рисунок
сложной формы предмета как
соотношение простых геометрических
фигур.
Линейный рисунок конструкции из
нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления
объёма предмета. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень»,
«рефлекс», «падающая тень».
Особенности освещения «по свету» и
«против света».
Рисунок натюрморта графическими
материалами с натуры или по
представлению. Творческий натюрморт в
графике. Произведения
художниковграфиков. Особенности
графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта.
Цвет в натюрмортах европейских и
отечественных живописцев. Опыт
создания живописного натюрморта

в истории русского искусства и роли
натюрморта в отечественном искусстве
ХХ в., с опорой на конкретные
произведения отечественных художников.
Знания и умения применять в рисунке
правила линейной перспективы и
изображения объёмного предмета в
двухмерном пространстве листа. Знание
основ линейной перспективы и умение
изображать объёмные геометрические тела
на двухмерной плоскости.
Освоение понятий графической грамоты
изображения предмета «освещённая часть»,
«блик»,
«полутень», «собственная тень», «падающая
тень» и умение их применять в практике
рисунка; понимание содержания понятий
«тон», «тональные отношения» и
приобретение опыта их визуального
анализа.
Знание об освещении как средстве
выявления объёма предмета, приобретение
опыта построения композиции натюрморта:
опыт разнообразного расположения
предметов на листе, выделении доминанты
и целостного соотношения всех
применяемых средств выразительности;
приобретение опыта создания графического
натюрморта. Приобретение опыта создания
натюрморта средствами живописи

2.3

Вглядываясь в
человека. Портрет

10

Построение головы человека, основные
пропорции лица, соотношение лицевой и
черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных
художников.
Разнообразие графических средств в
изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с
натуры или по памяти. Роль освещения
головы при создании портретного
образа. Свет и тень в изображении
головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его
социального положения и образа эпохи в
скульптурном портрете. Значение свойств
художественных материалов в создании
скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль
цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного
портрета

соотношения лицевой и черепной частей
головы.
Приобретение представления о способах
объёмного изображения головы человека,
создание зарисовки объёмной конструкции
головы, понимание термина «ракурс» и
определение его на практике.
Представление о скульптурном портрете в
истории искусства, о выражении характера
человека и образа эпохи в скульптурном
портрете; приобретение начального опыта
лепки головы человека. Приобретение
опыта графического портретного
изображения, как нового для себя видения
индивидуальности человека;
усвоение представлений о графических
портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в
изображении образа человека.
Усвоение графического портретного
изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека.
Характеристика роли освещения как
выразительного средства при создании
художественного образа. Приобретение
опыта создания живописного портрета,
понимание роли цвета в создании
портретного образа как средства выражения
настроения, характера, индивидуальности
героя портрета;
узнавание произведений и имен
нескольких великих портретистов
европейского искусства

(Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Рембрандт и других
портретистов); приобретение опыта
рассказа об истории портрета в русском
изобразительном искусстве, знание
имен великих художниковпортретистов
(В. Боровиковский,
А. Венецианов, О. Кипренский,
В. Тропинин, К. Брюллов,
И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В.
Серов и другие авторов); умение
представить жанр портрета в искусстве
ХХ в. – западном и
отечественном

2.4

Пространство и
время в
изобразительном
искусстве. Пейзаж и
тематическая картина

11

Особенности изображения пространства в
эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы
в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы,
построения переднего, среднего и дальнего
планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных
состояний природы и её освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи
И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в
творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов. Представления о
пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных
состояний природы. Пейзаж в истории
русской живописи и его значение в
отечественной культуре. История
становления картины
Родины в развитии отечественной

Приобретение опыта сравнения изображений
пространства в эпоху Древнего мира, в
Средневековом искусстве и в эпоху
Возрождения. Знание правил построения
линейной перспективы и умение применять
их в рисунке;
характеристика понятий: линия горизонта,
точка схода, низкий и высокий горизонт,
перспективные сокращения, центральная и
угловая перспектива.
Знание правил воздушной перспективы и
умение их применять на практике.
Приобретение опыта объяснения, как в
пейзажной живописи развивался образ
отечественной природы и каково его
значение в развитии чувства Родины;
получение представления о морских
пейзажах И. Айвазовского;
характеристика особенностей
изображения разных состояний природы
в романтическом пейзаже и пейзаже в
творчестве импрессионистов

пейзажной живописи XIX в.
Становление образа родной природы в
произведениях А. Венецианова и его
учеников: А. Саврасова, И. Шишкина.
Пейзажная живопись И. Левитана и её
значение для русской культуры. Значение
художественного образа отечественного
пейзажа в развитии чувства Родины.
Творческий опыт в создании
композиционного живописного пейзажа
своей Родины. Графический образ
пейзажа в работах выдающихся
мастеров. Средства выразительности в
графическом рисунке и многообразие
графических техник. Графические
зарисовки и графическая композиция на
темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве
мастеров искусства. Многообразие в
понимании образа города.
Город как материальное воплощение
отечественной истории и культурного
наследия. Задачи

и постимпрессионистов.
Иметь представление об особенностях
пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Приобретение знаний и опыта
рассказывания истории пейзажа в русской
живописи, характеризуя особенности
понимания пейзажа в творчестве А.
Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и
художников ХХ в. (по выбору).
Приобретение опыта художественной
наблюдательности как способа развития
интереса к окружающему миру и его
художественнопоэтическому видению.
Приобретение опыта пейзажных зарисовок,
графического изображения природы по
памяти и представлению. Приобретение
опыта изображения городского пейзажа –
по памяти или представлению.
Приобретение навыков восприятия
образности городского пространства как
выражения самобытного лица культуры и
истории народа;

охраны культурного наследия и
исторического образа в жизни
современного города.
Опыт изображения городского пейзажа.
Наблюдательная перспектива и
ритмическая организация плоскости
изображения. Бытовой жанр в
изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни
людей в традициях искусства разных эпох.
Значение художественного изображения
бытовой жизни людей в понимании
истории человечества и современной
жизни.
Жанровая картина как обобщение
жизненных впечатлений художника.
Тема, сюжет, содержание в жанровой
картине. Образ нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине
и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией.
Композиция как целостность в
организации художественных
выразительных средств и взаимосвязи
всех компонентов

понимание и объяснение роли культурного
наследия в городском пространстве, задачи
его охраны и сохранения.
Характеристика роли
изобразительного искусства в
формировании представлений о
жизни людей разных эпох и
народов;
объяснение понятий «тематическая
картина», «станковая живопись»,
«монументальная живопись»;
перечисление основных жанров
тематической картины; различение темы,
сюжета и содержания в жанровой картине,
выявление образа нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине;
приобретение представления о
композиции как целостности в
организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех
компонентов художественного
произведения;
объяснение значения художественного
изображения бытовой жизни людей

над холстом.
Разработка эскизов композиции на
историческую тему с использованием
собранного материала по задуманному
сюжету. Библейские темы в
изобразительном искусстве.
Исторические картины на библейские
темы: место и значение сюжетов
Священной истории в европейской
культуре. Вечные темы и их
нравственное и духовно-ценностное
выражение как «духовная ось»,
соединяющая жизненные позиции
разных поколений.
Произведения на библейские темы
Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Рембрандта, в скульптуре «Пьета»
Микеланджело и других. Библейские темы
в отечественных картинах XIX в. (А.
Иванов. «Явление Христа народу», И.
Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге.
«Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и
грешница»). Иконопись как великое
проявление русской культуры. Язык
изображения в иконе – его религиозный и
символический смысл.
Великие русские иконописцы:
духовный свет икон Андрея Рублёва,
Феофана Грека, Дионисия. Работа над
эскизом сюжетной композиции.

эскизов, периода сбора материала и
работы над этюдами, уточнения эскизов,
этапов работы над основным холстом;
приобретение опыта разработки
композиции на выбранную историческую
тему (художественный проект): сбор
материала, работа над эскизами, работа
над композицией.
Знание о значении библейских сюжетов в
истории культуры и узнавание сюжетов
Священной истории в произведениях
искусства; понимание значения великих –
вечных тем в искусстве на основе сюжетов
Библии как «духовную ось», соединяющую
жизненные позиции разных поколений;
знание и умение объяснять содержание,
узнавание произведений великих
европейских художников на библейские
темы: «Сикстинская мадонна» Рафаэля,
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,
«Возвращение блудного сына» и «Святое
семейство» Рембрандта и другие
произведения, в скульптуре: «Пьета»
Микеланджело и других скульптурах;
знание картин на библейские темы в
истории русского искусства; приобретение
опыта рассказа о содержании знаменитых
русских картин на библейские темы:
«Явление Христа народу» А. Иванова,
«Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная
вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В.

Роль и значение изобразительного
искусства в жизни людей: образ мира в
изобразительном искусстве

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Поленова и других картин; представление о
смысловом различии между иконой и
картиной на библейские темы;
приобретение знаний о русской иконописи,
о великих русских иконописцах: Андрее
Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;
восприятие искусства древнерусской
иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;
объяснение творческого и деятельностного
характера восприятия произведений
искусства на основе художественной
культуры зрителя; рассуждения о месте и
значении изобразительного искусства в
культуре, в жизни общества, в жизни
человека

34
Организация и оснащение учебного процесса

Технические средства обучения:
 компьютер;
 мультимедиа проектор;
 экран;
 интерактивная доска.
Учебно-методической комплекс
Ломов С. П. Игнатьев С. Е. Искусство. Изобразительное искусство 6 класс

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».