МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей № 1 от «29» августа 2024 г. Иваницкая Е.В. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Кузнецова Е.А. «30» августа 2024 г. Рабочая программа по музыке 6 класс Чайковский, 2024-2025 учебный год УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ СОШ № 11 № 02-01-373 от 30.08.2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс построен на основе ФГОС ООО, Федеральной рабочей программы основного общего образования и ориентирован на требования к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного среднего образования. Учебный курс «Музыка» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение курса на базовом уровне (1ч/н, 34 часа за учебный год). Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Задачи обучения музыке: приобщение к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре; развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль № 1 «Музыка моего края» Наш край сегодня. Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города. Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Фольклорные жанры. Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. На рубежах культур. Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Модуль № 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли. Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов). История страны и народа в музыке русских композиторов. Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов). Русский балет. Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Русская исполнительская школа. Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского. Русская музыка – взгляд в будущее. Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка. Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма. Циклические формы и жанры. Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Симфоническая музыка. Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Театральные жанры. Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Модуль № 5 Музыкальный фольклор народов Европы. Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Народная музыка Американского континента. Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкальный образ. Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль № 7 «Духовная музыка» Храмовый синтез искусств. Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» Мюзикл.Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Молодежная музыкальная культура. Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры). Музыка цифрового мира. Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись. Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов). Музыка кино и телевидения. Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий. 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4) эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;осознание ценности творчества, таланта;осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. 6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7) трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8) экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; нравственно-эстетическое отношение к природе, участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества 9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. 2) вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. 3) совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие программу по музыке: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся научится: отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России» обучающийся научится: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира» обучающийся научится: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученныхкультурно-национальных традиций и жанров). К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. К концу изучения модуля № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» обучающийся научится: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль 1 «Музыка моего края» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол-во часов Программное содержание Основные виды деятельности обучающихся 1.1 Наш край сегодня Итого по модулю 2 Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края 2 Модуль 2 «Народное музыкальное творчество России» 2.1 Фольклорные жанры 1 Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен 2.2 На рубежах культур 2 Итого по модулю 3 Модуль 3 «Русская классическая музыка» Образы родной земли 2 3.2 Русская исполнительская школа 1 Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,С.В. Рахманинова, В.А.Гаврилина и других композиторов) Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С.Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.Мравинский и другие исполнители); консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования; выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений; вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки 3.3 Русская музыка – взгляд в будущее 1 Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов) 3.4 История страны и народа в музыке русских композиторов 2 Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. РимскогоКорсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов) 3.5 Русский балет 1 Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства; слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки; вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России Знакомство с шедеврами русской музыки XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какоголибо балета (фрагменты) Итого по модулю 7 Модуль 4 «Жанры музыкального искусства» 4.1 Театральные жанры 1 Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль 4.2 4.3 Камерная музыка Циклические формы и жанры 1 1 Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития Знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партийтем в одной из классических сонат; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт 4.4 Симфоническая музыка 2 Итого по модулю 5 Количество часов по инвариантным модулям Модуль 5 «Музыка народов мира» 17 Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образнотематический конспект; исполнение фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии на концерт 5.1 Музыкальный фольклор народов Европы 2 Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) 5.2 Народная музыка американского континента 2 Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, боссанова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции Итого по модулю 4 Модуль 6 «Европейская классическая музыка» 6.1 Музыкальный образ Итого по модулю Модуль 7 «Духовная музыка» 3 3 Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе) 7.1 Храмовый синтез искусств Итого по модулю 2 Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Полифония в западной и русской духовной музыке Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя) 2 Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» 8.1 Молодежная музыкальная культура 2 Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рокн-ролл, блюз-рок, панкрок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры) Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры; разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»; вариативно: презентация альбома своей любимой группы 8.2 Музыка цифрового мира 1 8.3 Мюзикл 1 Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов Итого по модулю 4 Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства» 9.1 Музыка и живопись 2 Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера 9.2 Музыка кино и телевидения 2 Итого по модулю 4 Количество часов по вариативным модулям 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильмамюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.) Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма; вариативно: создание любительского музыкального фильма УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 6 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Музыка. Фонохрестоматия. 5-8класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 5. Российская Электронная Школа Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)