7 класс музыка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.

«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по музыке
7 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс построен на основе ФГОС ООО, Федеральной рабочей программы основного общего образования и ориентирован на
требования к результатам образования, содержащимся в основной образовательной программе основного среднего образования.
Учебный курс «Музыка» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на уровне основного общего образования.
Данная программа предусматривает изучение курса на базовом уровне (1ч/н, 34 часа за учебный год).
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Задачи обучения музыке:
 приобщение к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
 осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
 формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе
культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
 формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
 расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия
лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального
искусства и современной музыкальной культуре;
 развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
 слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
 исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской
деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
 творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
 исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1 «Музыка моего края» Календарный фольклор. Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние,
зимние, весенние – на выбор учителя). Семейный фольклор. Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд,
рекрутские песни, плачи-причитания.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Фольклорные жанры. Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России:
лирика, эпос, танец.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка» История страны и народа в музыке русских композиторов. Содержание: Образы народных
героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений
композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов). Русский
балет. Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К.

Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка. Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс,
вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная
форма. Симфоническая музыка. Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Театральные жанры. Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном
спектакле.
Модуль № 5 «Музыка народов мира» По странам континентам
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка» Музыкальный образ. Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой
музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов).
Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Музыкальная драматургия. Содержание: Развитие
музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение
музыкального произведения. Музыкальный стиль. Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических
приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Модуль № 7 «Духовная музыка» Музыкальные жанры богослужения. Содержание: Эстетическое содержание и жизненное
предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз. Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века.
Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая
сетка, импровизация). Молодежная музыкальная культура. Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков
(рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный
и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры).
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись. Содержание: Выразительные средства музыкального и
изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных
музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать
и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;готовность
воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики;готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4) эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;осознание ценности творчества, таланта;осознание важности музыкального искусства
как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком,
навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом
материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях
музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать свое эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе
повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7) трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учебе, настойчивость в
достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
8) экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; нравственно-эстетическое отношение к природе, участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление
перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный
опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для
анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на
основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния
отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и
противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по
результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для
решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов
между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование
для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; оценивать надежность информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных
познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа
интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное
содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в
собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления; распознавать
невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать
свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения др угих,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.

3) совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы
взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих,
исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда
последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности
музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать
мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие
программу по музыке: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства,
неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру

как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за
них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной
традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль
музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся научится: отличать и ценить музыкальные традиции своей республики,
края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять
и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России» обучающийся научится: определять на слух музыкальные
образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех
региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения русских
композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно,
отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры музыки
(театральные, камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге
образов и средствах их воплощения, типичныхдля данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира» обучающийся научится: определять на слух музыкальные произведения,
относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать
признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученныхкультурно -национальных
традиций и жанров).
К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения европейских
композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к
одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения
композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму
строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры и произведения русской и

европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки,
называть их автора.
К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится: определять и
характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
К концу изучения модуля № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» обучающийся научится: определять стилевые и жанровые
параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок
по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов
искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях

музыкального произведения.
№
п/п

Наименование разделов и
тем учебного предмета

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль 1 «Музыка моего края»
1.1

Календарный фольклор

1

Календарные обряды, традиционные для
данной местности (осенние, зимние,
весенние – на выбор учителя)

Знакомство с символикой календарных обрядов,
поиск информации о соответствующих
фольклорных традициях; разучивание и
исполнение народных песен, танцев; вариативно:
реконструкция фольклорного обряда или его
фрагмента; участие в народном гулянии,
празднике на улицах своего города, поселка

1.2

Семейный фольклор

1

Фольклорные жанры, связанные с жизнью
человека: свадебный обряд, рекрутские
песни, плачипричитания

Знакомство с фольклорными жанрами семейного
цикла; изучение особенностей их исполнения и
звучания; определение на слух жанровой
принадлежности, анализ символики традиционных
образов; разучивание и исполнение отдельных
песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя);
вариативно: реконструкция фольклорного обряда
или его

фрагмента; исследовательские проекты по теме
«Жанры семейного фольклора»
Итого по модулю

2

Модуль 2 «Народное музыкальное творчество России»
2.1

Фольклорные жанры

2

Общее и особенное в фольклоре народов
России: лирика, эпос, танец

Знакомство со звучанием фольклора разных
регионов России в аудио- и видеозаписи;
аутентичная манера исполнения; выявление
характерных интонаций и ритмов в звучании
традиционной музыки разных народов;
выявление общего и особенного при
сравнении танцевальных, лирических и
эпических песенных образцов фольклора
разных народов России;
разучивание и исполнение народных песен,
танцев, эпических сказаний; двигательная,
ритмическая, интонационная импровизация
в характере изученных народных танцев и
песен; вариативно: исследовательские
проекты,
посвященные музыке разных народов
России; музыкальный фестиваль
«Народы России»

Итого по модулю
Модуль 3 «Русская классическая музыка»

2

3.1

История страны и народа в
музыке русских
композиторов

2

Образы народных героев, тема служения
Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских
композиторов (на примере сочинений
композиторов – Н.А. РимскогоКорсакова,
А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С.
Прокофьева, Г.В. Свиридова и других
композиторов)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–
XX веков, анализ художественного содержания и
способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса; разучивание, исполнение не
менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного
русским композиторомклассиком;
вариативно: просмотр видеозаписи оперы
одного из русских композиторов (или
посещение театра) или фильма, основанного на
музыкальных сочинениях русских
композиторов.

3.2

Русский балет

2

Мировая слава русского балета.
Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф.
Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров,
артистов балета. Дягилевские сезоны

Знакомство с шедеврами русской балетной
музыки; поиск информации о постановках
балетных спектаклей, гастролях российских
балетных трупп за рубежом; посещение
балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров
и спектакля в целом; вариативно:
исследовательские проекты, посвященные
истории создания знаменитых балетов,
творческой биографии балерин, танцовщиков,
балетмейстеров; съемки любительского
фильма
(в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) на музыку какоголибо балета
(фрагменты)

Итого по модулю
Модуль 4 «Жанры музыкального искусства»

4

4.1

Камерная музыка

2

Жанры камерной вокальной музыки (песня,
романс, вокализ).
Инструментальная миниатюра (вальс,
ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная,
двухчастная, трехчастная репризная форма.
Куплетная форма

Слушание музыкальных произведений
изучаемых жанров, (зарубежных и русских
композиторов), анализ выразительных средств,
характеристика музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и
составление ее буквенной наглядной схемы;
разучивание и исполнение произведений
вокальных и инструментальных жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких
фрагментов с соблюдением основных признаков
жанра (вокализ пение без слов, вальс –
трехдольный метр); индивидуальная или
коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной
миниатюры через устный
или письменный текст, рисунок, пластический
этюд

4.2

Театральные жанры

2

Светская музыка российского дворянства XIX
века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Особенности
отечественной музыкальной культуры XIX в.
(на примере творчества М.И. Глинки)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX
века, анализ художественного содержания,
выразительных средств; разучивание,
исполнение не менее одного вокального
произведения лирического характера,
сочиненного русским композиторомклассиком;
музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвященных русской культуре
XIX века; создание любительского фильма,
радиопередачи, театрализованной
музыкальнолитературной композиции на основе
музыки и литературы XIX века; реконструкция
костюмированного бала, музыкального салона

4.3

Симфоническая музыка

2

Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина). Симфония

Знакомство с образцами симфонической музыки:
программной увертюры, классической 4-частной
симфонии; освоение основных тем (пропевание,
графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение
за процессом развертывания музыкального
повествования; образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое
интонирование, графическое моделирование,
инструментальное музицирование) фрагментов
симфонической музыки; слушание целиком не
менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе
виртуального) симфонической музыки;
предварительное изучение информации о
произведениях концерта (сколько в них частей,
как они называются, когда могут звучать
аплодисменты); последующее составление
рецензии на концерт

4.4

Циклические формы и жанры

3

Сюита, цикл миниатюр (вокальных,
инструментальных). Принцип контраста.
Прелюдия и фуга. Соната, концерт:
трехчастная форма, контраст основных тем,
разработочный принцип развития

Знакомство с циклом миниатюр, определение
принципа, основного художественного замысла
цикла; разучивание и исполнение небольшого
вокального цикла; знакомство со строением
сонатной формы; определение на слух
основных партийтем в одной из классических
сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе
виртуального); предварительное изучение
информации о произведениях концерта (сколько в
них частей, как они называются, когда могут
звучать аплодисменты); последующее составление
рецензии на концерт

Итого по модулю

9

Количество часов по
инвариантным модулям

17

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль 5 «Музыка народов мира»
5.1

По странам и
континентам

2

Интонации и ритмы, формы и жанры
европейского фольклора (для изучения
данной темы рекомендуется выбрать не менее
2–3 национальных культур из следующего
списка: английский, австрийский, немецкий,
французский, итальянский, испанский,
польский, норвежский, венгерский фольклор.
Каждая выбранная национальная культура
должна быть представлена не менее чем
двумя наиболее яркими явлениями. В том
числе, но не исключительно – образцами
типичных инструментов, жанров, стилевых и
культурных особенностей (например,
испанский фольклор – кастаньеты, фламенко,
болеро; польский фольклор – мазурка,
полонез; французский фольклор – рондо,
трубадуры; австрийский фольклор –
альпийский рог, тирольское пение, лендлер).
Отражение европейского фольклора в
творчестве профессиональных композиторов

Итого по модулю

2

Модуль 6 «Европейская классическая музыка»

Выявление характерных интонаций и ритмов
в звучании традиционной музыки народов
Европы; выявление общего и особенного при
сравнении изучаемых образцов европейского
фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен,
танцев; двигательная, ритмическая,
интонационная импровизация по мотивам
изученных традиций народов Европы (в том
числе в форме рондо)

6.1

Музыкальная драматургия

2

Развитие музыкальных образов. Музыкальная
тема. Принципы музыкального развития:
повтор, контраст, разработка. Музыкальная
форма – строение музыкального произведения

Наблюдение за развитием музыкальных тем,
образов, восприятие логики музыкального
развития; умение слышать, запоминать основные
изменения, последовательность настроений,
чувств, характеров в развертывании
музыкальной драматургии; узнавание на слух
музыкальных тем, их вариантов,
видоизмененных в процессе развития;
составление наглядной (буквенной, цифровой)
схемы строения
музыкального произведения; создание сюжета
любительского фильма (в том числе в жанре
теневого театра, мультфильма), основанного на
развитии образов, музыкальной драматургии
одного из произведений композиторовклассиков

6.2

Музыкальный образ

1

Героические образы в музыке. Лирический
герой музыкального произведения. Судьба
человека – судьба человечества (на примере
творчества Л. ван Бетховена

Знакомство с произведениями композиторов –
венских классиков, композиторов-романтиков,
сравнение образов их произведений,
сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическим героем
произведения; узнавание на слух мелодий,
интонаций, ритмов, элементов музыкального
языка изучаемых классических произведений,
умение напеть их наиболее яркие темы,
ритмоинтонации; разучивание, исполнение не
менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором-классиком,
художественная интерпретация его музыкального
образа; музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов изученных
произведений; вариативно: сочинение музыки,

импровизация; литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образов изучаемого
композитора; составление сравнительной таблицы
стилей классицизм и романтизм (только на
примере музыки, либо в музыке и живописи, в
музыке и литературе)
6.3

Музыкант и публика

2

Кумиры публики (на примере творчества В.А.
Моцарта,
Н. Паганини, Ф. Листа и других
композиторов). Виртуозность, талант, труд,
миссия композитора, исполнителя. Признание
публики. Культура слушателя. Традиции
слушания музыки в прошлые века и сегодня

Знакомство с образцами виртуозной музыки;
размышление над фактами биографий великих
музыкантов – как любимцев публики, так и
непонятых современниками; определение на слух
мелодий, интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, изучаемых классических
произведений, умение напеть их наиболее яркие
ритмоинтонации; музыкальная викторина на
знание музыки, названий и авторов изученных
произведений; знание и соблюдение
общепринятых норм слушания музыки, правил
поведения в концертном зале, театре оперы и
балета; вариативно: работа с интерактивной
картой (география путешествий, гастролей),
лентой времени (имена, факты, явления,
музыкальные произведения); посещение
концерта классической музыки с последующим
обсуждением в классе; создание тематической
подборки музыкальных произведений для
домашнего прослушивания

6.4

Музыкальный стиль

Итого по модулю

1

Стиль как единство эстетических идеалов,
круга образов, драматургических приемов,
музыкального языка (на примере творчества
В.А. Моцарта,
К. Дебюсси, А. Шенберга и других
композиторов)

Обобщение и систематизация знаний о
различных проявлениях музыкального стиля;
исполнение 2–3 вокальных произведений –
образцов барокко, классицизма, романтизма,
импрессионизма; музыкальная викторина на
знание музыки, названий и авторов изученных
произведений; определение на слух в звучании
незнакомого произведения:
принадлежности к одному из изученных стилей;
исполнительского состава; жанра, круга образов;
способа музыкального изложения и
развития в простых и сложных
музыкальных формах; вариативно:
исследовательские проекты, посвященные
эстетике и особенностям музыкального искусства
различных стилей XX в.

Эстетическое содержание и жизненное
предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические
тексты: католическая месса, православная
литургия, всенощное бдение

Знакомство с одним (более полно) или
несколькими (фрагментарно) произведениями
мировой музыкальной классики, написанными в
соответствии с религиозным каноном;
вокализация музыкальных тем изучаемых
духовных произведений; определение на слух
изученных произведений и их авторов, иметь
представление об особенностях их построения и
образов; устный или письменный рассказ о
духовной музыке с использованием
терминологии, примерами из соответствующей
традиции, формулировкой собственного
отношения к данной музыке, рассуждениями,
аргументацией своей позиции

6

Модуль 7 «Духовная музыка»
7.1

Музыкальные жанры
богослужения

Итого по модулю

2

2

Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»

8.1

8.2

Молодежная музыкальная
культура

Джазовые композиции и
популярные хиты

Итого по модулю

2

2

Направления и стили молодежной
музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-нролл, блюз-рок, панкрок, хард-рок, рэп, хипхоп, фанк и другие). Социальный и
коммерческий контекст массовой
музыкальной культуры

Знакомство с музыкальными произведениями,
ставшими «классикой жанра» молодежной
культуры; разучивание и исполнение песни,
относящейся к одному из молодежных
музыкальных течений; дискуссия на тему
«Современная музыка»;

(потребительские тенденции современной
культуры)

вариативно: презентация альбома своей любимой
группы

Джаз – основа популярной музыки XX века.
Особенности джазового языка и стиля (свинг,
синкопы, ударные и духовые инструменты,
вопросно-ответная структура мотивов,
гармоническая сетка,
импровизация)

Знакомство с различными джазовыми
музыкальными композициями и
направлениями (блюз); разучивание,
исполнение одной из джазовых тем, элементы
ритмической и вокальной импровизации на ее
основе; определение на слух: принадлежности
к джазовой или классической музыке;
исполнительского состава (манера пения,
состав инструментов); вариативно: сочинение
блюза; посещение концерта джазовой музыки

4

Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
9.1

Музыка и живопись.
Симфоническая картина

3

Выразительные средства музыкального и
изобразительного искусства. Аналогии: ритм,
композиция, линия – мелодия, пятно –
созвучие, колорит – тембр, светлотность –
динамика.
Программная музыка. Импрессионизм
(на примере творчества французских
клавесинистов, К. Дебюсси и других
композиторов)

Знакомство с музыкальными произведениями
программной музыки, выявление интонаций
изобразительного характера; музыкальная
викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений; разучивание,
исполнение песни с элементами
изобразительности, сочинение к ней
ритмического и шумового аккомпанемента с
целью усиления изобразительного эффекта;
вариативно:

рисование под впечатлением от восприятия
музыки программноизобразительного характера;
сочинение музыки, импровизация, озвучивание
картин художников
Итого по модулю

3

Количество часов по
вариативным модулям

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 7 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Фонохрестоматия. 5-8класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1
электрон. опт. диск (CD-ROM).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».