5 класс история

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

методического объединения

Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

Рабочая программа по истории
Курс «Всеобщая история. История Древнего мира»
5 класс

Чайковский, 2024-2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе по истории.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны
и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
 развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Число часов в 5 классе 68 (по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях)
Содержание обучения
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение.
Что изучает
история.
Источники исторических
знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические
дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей.
Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие
обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древний Восток Понятие «Древний
Восток». Карта древневосточного мира. Древний Египет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности
населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско.
Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта.
Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние
цивилизации Месопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания
ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства.
Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности Природные условия, их влияние на занятия жителей.
Финикия: развитие ремёсел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит.
Палестина и её население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории
державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия Природные условия
Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство
Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и
распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства.
Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесёл и торговли. Великий шёлковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая
Греция Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской
цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племён. Поэмы Гомера «Илиада»,
«Одиссея». Греческие полисы Подъём хозяйственной жизни после «тёмных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов,
их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение
демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация
военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, её
значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском
сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная

жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции Религия
древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое
искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры
в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим Возникновение Римского государства Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи.
Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в
Средиземноморье Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в
Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Подъём сельского хозяйства. Латифундии.
Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и
установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь
к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи Установление
императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское
гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения
народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима Римская литература, золотой век поэзии.
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) в сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное

участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на
моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры
как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том
числе ‒ на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание
глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и
социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. В результате изучения истории на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события,
ситуации,
выявляя
общие
черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь её решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).
Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических
источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах
и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе ‒ на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владеть приёмами
самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с
учётом установленных ошибок, возникших трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и
окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения.
Предметные результаты изучения истории в 5 классе:
Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша
эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира, по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счёт лет до нашей эры и нашей эры.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать
(называть) место,
обстоятельства,
участников,

результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по

заданному признаку.
Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших
исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями
среды обитания людей и их занятиями.
Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических иточников (письменные, визуальные,
вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные
в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и
другие); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею)
высказывания, изображения.
Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях
древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и
древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты государственного устройства древних обществ,
положения основных групп населения, религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие
черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней
истории.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям
прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать
на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры.
Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в
современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального
материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.
Тематическое планирование
№
Наименование
Количество
Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
разделов
и
тем
часов
п/п
учебного предмета
Раздел 1. История Древнего мира

1.1

Введение

2

Что изучает история. Источники
исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические
дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта

Рассказывать, как историки узнают о
далёком прошлом.
Приводить примеры вещественных и
письменных исторических источников.
Объяснять значение терминов: история,
хронология, археология, этнография,
нумизматика.
Характеризовать отрезки времени,
используемые при описании прошлого (год,
век, тысячелетие, эра). Размещать на ленте
времени даты событий, произошедших до
нашей эры и в нашу эру.
Объяснять, какая историческая и
географическая информация содержится
на исторических картах

1.2

Первобытность

4

Происхождение, расселение и эволюция
древнейшего человека. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Овладение
огнем. Появление человека разумного.
Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и
родовые отношения. Древнейшие
земледельцы и скотоводы: трудовая
деятельность, изобретения. Появление
ремесел. Производящее хозяйство.
Развитие обмена и торговли. Переход
от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об
окружающем мире, верования
первобытных людей. Искусство
первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных
отношений. На пороге цивилизации

Показывать на карте места расселения
древнейших людей, известные историкам.
Рассказывать о занятиях первобытных
людей.
Распознавать изображения орудий труда
и охоты первобытных людей. Объяснять,
какое значение для древнейших людей
имело овладение огнём, как его
добывали и поддерживали.
Рассказывать, где были найдены рисунки
первобытных людей, о чём учёные узнали из
этих рисунков. Объяснять, чему, каким
силам поклонялись древнейшие люди.
Раскрывать значение понятий:
присваивающее хозяйство,
язычество, миф.
Характеризовать значение освоения
древними людьми земледелия и
скотоводства.
Распознавать (на изображениях, макетах)
орудия труда древних земледельцев,
ремесленников.
Давать определение понятий:
присваивающее производящее хозяйство,
род, племя. Рассказывать о важнейших
ремёслах, изобретённых древними людьми.
Рассказывать, как произошло открытие
людьми металлов, какое значение это имело.
Объяснять, в чём состояли предпосылки и

последствия развития обмена и торговли в
первобытном обществе.
Раскрывать значение понятий и терминов:
родовая община, соседская община, вождь,
старейшина, знать. Называть признаки, по
которым историки судят о появлении
цивилизации хозяйство,

Итого по разделу

6

Раздел 2. Древний мир. Древний Восток
2.1

Древний Египет

7

Управление государством (фараон, вельможи,
чиновники). Положение и повинности
населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения
Египта с соседними народами. Египетское
войско. Завоевательные походы фараонов;
Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего
Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараонреформатор Эхнатон. Познания древних
египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус).
Открытие Ж.Ф. Шампольона.
Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески)

государственной власти. Рассказывать, как
произошло объединение Египта,
раскрывать значение этого события.
Объяснять смысл понятий и терминов:
фараон, жрец.
Давать описание условий жизни и занятий
древних египтян, используя живописные и
скульптурные изображения.
Характеризовать положение основных групп
населения Древнего Египта (вельможи,
чиновники, жрецы, земледельцы,
ремесленники). Показывать на карте основные
направления завоевательных походов фараонов
Египта. Рассказывать об организации и
вооружении египетского войска. Объяснять, чем
прославился фараон Рамсес II.

Рассказывать, каким богам поклонялись
древние египтяне. Представлять описание
внешнего вида и внутреннего устройства
египетских храмов, пирамид
(на основе фотографий,
иллюстраций).
Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в
чём заключалась его главная идея.
Рассказывать, чем известен в
египетской истории фараон Эхнатон.
Рассказывать, в каких областях знаний
древние египтяне достигли значительных
успехов.
Характеризовать письменность древних
египтян (особенности письма, материал для
письма). Объяснять, в чём состоял вклад Ж. Ф.
Шампольона в изучение истории Древнего
Египта. Объяснять значение понятий и
терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска
2.2

Древние цивилизации
Месопотамии

4

Создание сильной державы.
Культурные сокровища Ниневии.
Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства.
Легендарные памятники города
Вавилона

терминов: клинопись, эпос, зиккурат.
Показывать на карте расположение древнего
Вавилонского царства. Рассказывать, чем
известен в истории вавилонский царь
Хаммурапи. Объяснять, в чём заключается
ценность законов как исторического источника.
Показывать на карте территорию Ассирийской
державы. Рассказывать об организации
ассирийского войска.

2.3

Восточное
Средиземноморье в
древности

2

Природные условия, их влияние на занятия
жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли.
Городагосударства. Финикийская
колонизация. Финикийский алфавит.
Палестина и её население.
Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон.
Религиозные верования.
Ветхозаветные предания

Объяснять, как ассирийские цари управляли
своей державой. Представлять, используя
иллюстрации, описание ассирийской столицы
Ниневии, рассказывать о её
достопримечательностях.
Объяснять, благодаря чему произошло новое
возвышение Вавилона. Представлять, используя
иллюстрации, описание города Вавилона в
период его расцвета при царе Навуходоносоре.
Раскрывать смысл выражения «Вавилонская
башня»
Объяснять, как природные условия влияли на
занятия населения Восточного
Средиземноморья. Рассказывать о развитии
ремёсел и торговли в Финикии.
Объяснять значение понятий: колония,
колонизация, алфавит.
Называть и показывать на карте древние
государства Палестины. Объяснять, чем известен
в истории царь Соломон.
Объяснять значение понятий и
терминов: монотеизм, иудаизм,
пророк, Ветхий Завет

2.4

Персидская держава

2

Завоевания персов. Государство
Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий,
Дарий I. Расширение территории державы.
Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов

Показывать на карте территорию Персидской
державы в период её могущества.
Объяснять причины военных успехов
персидской армии.
Характеризовать систему управления
персидской державой.
Рассказывать о религии древних персов.
Объяснять значение понятий и терминов:
сатрап, зороастризм,
Авеста

2.5

Древняя Индия

2

Природные условия Древней Индии. Занятия
населения. Древнейшие города-государства.
Приход ариев в Северную Индию. Держава
Маурьев. Государство Гуптов.
Общественное устройство, варны. Религиозные
верования древних индийцев. Легенды и
сказания. Возникновение и распространение
буддизма. Культурное наследие Древней Индии
(эпос и литература, художественная культура,
научное познание)

Рассказывать о природных условиях Древней
Индии, занятиях населения. Рассказывать о
древнейших индийских городах, используя
карту. Объяснять значение понятий и терминов:
арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды,
санскрит.
Характеризовать верования древних индийцев,
называть главных богов, почитаемых в
индуизме. Рассказывать о возникновении
буддизма, основных положениях этого учения.
Давать описание внешнего вида и внутреннего
убранства индуистских и буддийских храмов (на
основе текста и иллюстраций учебника).
Объяснять, о чём повествуют поэмы
«Махабхарата» и «Рамаяна», чем они
интересны для историков

2.6

Древний Китай

Итого по разделу
Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм

3

20

династии Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп
населения. Развитие ремесел и торговли.
Великий шёлковый путь.
Религиознофилософские учения. Конфуций.
Научные знания и изобретения древних
китайцев. Храмы

Показывать на карте территорию империи Цинь
и объяснять значение создания единого
государства. Представлять характеристику
императора Цинь Шихуанди и итогов его
деятельности.
Рассказывать о достижениях древних китайцев в
развитии ремёсел и торговли.
Раскрывать причины частых восстаний
населения в Древнем Китае, показывать, чем
они завершались. Объяснять значение понятий
и терминов: Великая Китайская стена, Великий
шёлковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия.
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать
суждения о причинах его популярности в
Древнем Китае и в последующие столетия.
Представлять характеристику достижений
древних китайцев в развитии письменности, в
науке, технике, художественной культуре (в
форме устных сообщений, альбомов,
презентаций)

3.1

Древнейшая Греция

4

Природные условия Древней Греции. Занятия
населения. Древнейшие государства на Крите.
Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции
(Микены, Тиринф). Троянская война.
Вторжение дорийских племён. Поэмы
Гомера «Илиада», «Одиссея»

Рассказывать, используя карту, о
природных условиях Древней Греции и
основных занятиях её населения.
Объяснять, какие находки археологов
свидетельствуют о существовании древних
цивилизации на о Крит, в Микенах.
Рассказывать, о чём повествуют поэмы «Илиада»
и «Одиссея».
Объяснять значение выражений
«Ахиллесова пята», «Троянский конь»

3.2

Греческие полисы

10

войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, её значение.
Усиление афинского могущества; Фемистокл.
Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики.
Победы греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги грекоперсидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при
Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины,
участники, итоги. Упадок Эллады

основные различия. Рассказывать о причинах и
непосредственном поводе для начала войн
Персии против Греции.
Рассказывать, используя картосхемы, об
участниках, ходе и итогах крупных сражений
греко-персидских войн (Марафонская битва,
оборона греками Фермопил, сражение в
Саламинском проливе).
Систематизировать информацию о грекоперсидских войнах в форме таблицы.
Характеризовать роль конкретных людей –
руководителей полисов, военачальников,
воинов в ходе военных событий.
Называть основные итоги грекоперсидских войн.
Высказывать суждение о том, почему
небольшой группе греческих полисов удалось

одержать победу в войнах против
могущественной Персидской державы.
Раскрывать причины укрепления демократии в
Афинах в период грекоперсидских войн.

Объяснять, почему историки связывали расцвет
Афинского государства с именем Перикла.
Называть основные источника рабства в Древней
Греции, объяснять, почему численность рабов
значительно возросла в V в. до н. э.
Характеризовать условия жизни и труда рабов в
греческих полисах. Рассказывать о развитии
ремесла и торговли в греческих городах.
Называть причины, основных участников и итоги
Пелопоннесской войны.
Объяснять, в чём проявилось ослабление
греческих полисов после
Пелопоннесской войны

3.3

Культура Древней
Греции

3

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы
и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое
искусство: архитектура, скульптура.
Повседневная жизнь и быт древних греков.
Досуг (театр, спортивные состязания).
Общегреческие игры в Олимпии

Называть главных богов, которым поклонялись
древние греки, распознавать их скульптурные
изображения. Объяснять, кто такие титаны и
герои.
Рассказывать о том, чему учили детей в школах
Древней Греции. Раскрывать значение понятий
и терминов: гимнасий, Академия,
Ликей, философия, логика, этика.

Называть древнегреческих учёных,
известных своими трудами по философии,
истории, другим отраслям наук.
Представлять описание внешнего вида и
планировки древнегреческого храма (в виде
устного высказывания, презентации).
Раскрывать значение понятий и терминов:
ордер, фронтон, капитель, кариатида,
распознавать архитектурные элементы
зданий на изображениях, фотографиях.
Рассказывать о древнегреческом театре,
организации представлений. Рассказывать об
истоках и правилах проведения
общегреческих игр в Олимпии. Объяснять,
что греки ценили в спортивных состязаниях, в
чём выражалось их отношение к играм

3.4

Македонские
завоевания. Эллинизм

Итого по разделу

3

Возвышение Македонии. Политика Филиппа
II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр
Македонский и его завоевания на Востоке.
Распад державы

Объяснять, что способствовало усилению
Македонии в IV в. до н.э., какую роль сыграл в
этом царь Филипп II.
Рассказывать, как была установлена власть
македонского царя

Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира. Александрия
Египетская

над греческими полисами.

римских граждан. Патриции и плебеи.
Управление и законы. Римское войско.
Верования древних римлян.
Боги. Жрецы. Завоевание Римом

Сопоставлять информацию о
происхождении Рима, содержащуюся в
легенде и полученную в ходе
исследований историков.

Италии

Раскрывать значение понятий и
терминов: патриций, плебей,

Систематизировать в виде таблицы
информацию о завоевательных походах
Александра Македонского. Объяснять, в чём
состояли причины военных побед Александра
Македонского.
Представлять характеристику (исторический
портрет) Александра Македонского.
Раскрывать смысл понятия «эллинизм».
Показывать на карте государства,
образовавшиеся в результате распада
державы Александра Македонского.
Рассказывать, чем славилась
Александрия Египетская, почему она считалась
культурным центром эллинистического мира

20

Раздел 4. Древний Рим
4.1

Возникновение
Римского государства

3

республика, консул, народный трибун,
Сенат, вето, легион, понтифик, авгур.
Объяснять, как было организовано управление
Римской республикой (какими полномочиями
обладали консулы, народные трибуны, Сенат,
народное собрание).
Рассказывать об организации и вооружении
римской армии, привлекая иллюстрации
учебника. Называть главных богов древних
римлян, устанавливать соответствие римских и
греческих богов.
Показывать на исторической карте, с
какими противниками воевали римляне в
борьбе за власть над Италией.
Объяснять происхождение и смысл выражений
«Гуси Рим спасли»,
«Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»
4.2

Римские завоевания в
Средиземноморье

3

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при
Каннах. Поражение Карфагена. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции

Представлять общую характеристику
Пунических войн (причины, хронологический
период, участники, наиболее значительные
походы и сражения, итоги).
Объяснять, благодаря чему вошел в историю
Ганнибал.
Показывать на исторической карте территории
римских провинций, объяснять, какие
современные географические названия берут
начало от названий римских провинций

4.3

Поздняя Римская
республика.
Гражданские войны

5

Подъём сельского хозяйства. Латифундии.
Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты
реформ, мероприятия, итоги. Гражданская
война и установление диктатуры Суллы.
Восстание Спартака. Участие армии в
гражданских войнах. Первый триумвират. Гай
Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба
между наследниками Цезаря. Победа
Октавиана

4.4

Расцвет и падение
Римской империи

6

жизнь в столице и провинциях. Возникновение
и распространение христианства. Император
Константин I, перенос столицы в
Константинополь. Разделение Римской
империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и
варвары. Падение Западной Римской империи

историков (извлекать информацию,
высказывать оценочные суждения).
Объяснять, чем были вызваны гражданские
войны в Риме, какие силы противостояли
друг другу. Рассказывать о положении рабов
в Древнем Риме.
Рассказывать о восстании под руководством
Спартака (причины, участники, основные
периоды восстания, итоги). Представлять
характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять,
благодаря чему он вошёл в историю.
Раскрывать, при каких обстоятельствах
появились и что означали выражения
«Жребий брошен!», «перейти Рубикон».
Называть главных участников борьбы за власть
после смерти Цезаря и её итоги
империи на Западную и Восточную.
Систематизировать в форме таблицы
информацию о нападениях варваров на Рим.
Участвовать в обсуждении вопроса «Почему
пала Западная Римская империя?»

4.5

Культура Древнего Рима

3

Итого по разделу

20

Обобщение

2

Римская литература, золотой век поэзии.
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Римские историки. Искусство Древнего
Рима: архитектура, скульптура. Пантеон

Раскрывать смысл понятия «золотой век
римской поэзии», называть имена поэтов
золотого века.
Рассказывать о развитии научных знаний в
Древнем Риме (философия, география, история).
Объяснять, какое значение и почему
придавалось в Древнем Риме ораторскому
искусству.
Составлять описание известных архитектурных
сооружений Древнего Рима (по выбору).
Сравнивать внешний вид древнегреческих и
древнеримских храмов. Определять общие
черты и различия.
Изучать иллюстрации учебника,
объяснять, о чём рассказывают римские
скульптурные портреты

Историческое и культурное наследие
цивилизаций Древнего мира

Александр Македонский, братья
Гракхи, Ганнибал, Спартак, Юлий Цезарь,
император Траян (по выбору); высказывать свое
отношение к поступкам людей прошлого.
Объяснять значение появления письменности;
характеризовать системы письма древних
людей (египетская письменность, клинопись,
финикийский алфавит, греческий алфавит,
латинский алфавит). Анализировать отрывки из
письменных источников, распознавать
ключевые образы в визуальных источниках.
Распознавать, называть, описывать и
относить памятники истории и культуры

Древнего мира к определённым
цивилизациям; высказывать свое
отношение к памятникам культуры.
Характеризовать историческое и культурное
наследие цивилизаций
Древнего мира
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Технические средства обучения:


компьютер;



мультимедиа проектор;




экран;
интерактивная доска.

УМК

68

Организация и оснащение учебного процесса

 Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер,
И.С.Свенцицкая. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
 Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс
 Преподавание истории в 5 классе. Сценарии тематических уроков. – М.: АРКТИ, 2013
 Н.П.Горбацевич, О.В.Власова Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен, Пермь, 2015.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
 http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
 http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.
 http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
 http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.
 http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
 http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники,
мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).
 http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
 http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).
 http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
 http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».