6 класс история

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

Кузнецова Е.А.

№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по истории
Курс «Всеобщая история. История Средних веков. История России. От Руси к Российскому государству»
6 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа
по истории составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе по истории.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
 развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Число часов в 6 классе 68 (по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном
и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий
и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому
периоду; называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления
и развития Русского государства); устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой: находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их
местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками: различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные
акты, духовная литература, источники личного происхождения); характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в тексте
письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических
событий); находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и
визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их
участниках; составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи
(известные биографические сведения, личные качества, основные деяния); рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического
строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических
событий, ситуаций; объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в
учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать
оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они
основаны; высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного
человека.
8. Применение исторических знаний: объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость
сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья. Народы Европы в раннее Средневековье Падение
Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая
правда. Принятие франками христианства. Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа.
Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Образование
государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный
строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв. Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов.
Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное
дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв. Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад
и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира.
Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора.
Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых
городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста
и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в
Чехии.Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение
Константинополя.
Культура средневековой Европы Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование:
школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский
и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей,
положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление
подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства,
власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура
народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования,
культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.Заселение территории нашей
страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры
древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении
культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму. Дербент.Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и
происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы.
Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской
власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская
Булгария.
Русь в IX – начале XII в. Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природноклиматический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами
Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский
торговый путь. Языческий пантеон. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское
население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социальнополитическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак),
странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии. Культурное пространство. Русь в
общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение
женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская
традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие».
Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские
жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София
Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями
княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника,
«Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский
собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы
Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских
земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение
в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.
Новгород и немецкая Ганза. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с
Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского
княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в
Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.
Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование
татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы
Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с
Западом и Востоком. Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских
завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и
культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные
соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение
русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:

политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата
управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое
и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти.
Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия.
Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия
Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и
раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и
процессов отечественной истории).
Обобщение.
Тематическое планирование
Тема
История средних веков

Номер урока / тема урока
Урок 1.Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья
Урок 2.Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств
Урок 3. Франкское государство в VIII—IX вв.
Урок 4. Государства Западной Европы, Британия и Ирландия в раннее Средневековье
Урок 5. Ранние славянские государства
Урок 6. Византия в VI-XI вв.
Урок 7.Культура Византии
Урок 8. Аравийский полуостров: природные условия, основные занятия
жителей, верования.
Арабский халифат: его расцвет и распад
Урок 9. Культура исламского мира
Урок 10. Феодалы и крестьянство в средние века
Урок 11. Средневековые города — центры ремесла, торговли, культуры
Урок 12. Церковь и духовенство в средневековом обществе
Урок 13. Усиление королевской власти в странах Западной Европы
Урок 14. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
Урок 15. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии
Урок 16. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв.
Урок 17. Религия и культура средневековой Европы

История России.

Урок 18. Гуманизм. Раннее Возрождение
Урок 19. Османская империя и Монгольская держава в Средние века
Урок 20. Китай и Япония в Средние века
Урок 21. Индия в Средние века
Урок 22 . Цивилизация ацтеков, майя, инков.
Урок 23.Историческое и культурное наследие Средних веков
Урок 24.Роль и место России в мировой истории
Урок 25. Заселение территории нашей страны человеком
Урок 26. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Урок 27 . Великове переселение народов.
Урок 28.Хозяйство, быт и верования восточных славян
Урок 29.Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока
Урок 30. Образование государства Русь. Исторические условия складывания
русской государственности
Урок 31. Формирование государства Русь
Урок 32.Внешняя политика Руси в IX-XI вв.
Урок 33. Принятие христианства и его значение
Урок 34 . Русь в конце X — начале XII в.
Урок 35 . Территориально-политическая структура Руси
Урок 36. Внутренняя и внешняя политика русских князей в конце X —
первой трети XII
Урок 37. Русская церковь в X- начале XII в.
Урок 38. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы
Урок 39. Внешняя политика и международные связи Руси
Урок 40.Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт
Урок 41. Формирование единого культурного пространства.
Урок 42. Художественная культура и ремесло Руси
Урок 43. Формирование системы земель — самостоятельных государств
Урок 44. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская
Урок45. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская
Урок 46 .Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель
Урок 47. Формирование региональных центров культуры
Урок 48. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси

Урок 49. Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы
Урок 50. Борьба Руси против монгольского нашествия.
Урок 51. Южные и западные русские земли
Урок 52. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская
Урок 53. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси
Урок 54. Княжества Северо-Восточной Руси.
Урок 55. Дмитрий Донской. Куликовская битва
Урок 56. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории
Урок 57. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках
Урок 58. Культурное пространство Руси в XIII-XIV вв.
Урок 59. Объединение русских земель вокруг Москвы
Урок 60. Новгород и Псков в XV в : политический строй, отношения с Москвой,
Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским

Технические средства обучения:

Урок 62. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды
Урок 63.Формирование системы управления единого государства при Иване III
Урок 64. Культурное пространство Русского государства в XV веке
Урок 65. Развитие культуры единого Русского государства: летописание
и житийная литература
Урок 66. Искусство и повседневная жизнь населения Руси
Урок 67. Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству"
Урок 68. Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству"
Организация и оснащение учебного процесса

 компьютер;
 мультимедиа проектор;
 экран;
 интерактивная доска.

УМК

1. Агибалова, Е.В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. — М.: Просвещение, 2021.
2. «История России. 6 класс», авторы: Н.М.Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А.В.Торкунова. -М., Просвещение,2021.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.













http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.
http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары,
иллюстрации, биографии исторических деятелей).
http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».