8 класс география

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

школьного методического объединения

Кузнецова Е.А

№ 02-01-373 от 30.08.2024 г

учителей

«30» августа 2024 г.

№ 79 от «29» августа 2024 г.
Ягофарова Е.А.

Рабочая программа по географии
8 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии. Разработанная рабочая программа,
согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11, рассчитана на 85 часов в год (2,5 часа в неделю).
Цель обучения географии: формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии: природы, населения и
хозяйства.
Задачи:
 формировать географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
 формировать позитивный географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и
ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
 развить умения анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт,
учебников, статистических данных, интернет ресурсов;
 развить умения и навыки вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
 создавать образ своего родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научится:











характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в
освоение страны;
характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о
мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
























находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
определять возраст горных пород и
основных тектонических структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на
территории страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
иметь представление о географических процессах и явлениях, определяющих особенности природы страны, отдельных регионов и
своей местности;
объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и
(или) практикоориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды; использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный
фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии
России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны;
Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи,
в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;














приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную
книгу России;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения Россиис мировыми показателями и показателями других стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов
и своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий
прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация»,
«посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые
ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и
(или) практикоориентированных задач;
представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Географическое пространство России. Тема 1. Географическое положение и границы России. Государственная
территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство,
континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды
географического положения. Страны-соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон
России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей. Практические работы 1. Характеристика географического
положения России. 2. Решение задач на определение местного и поясного времени.
Тема 2. История формирования, освоения и изучения территории России. История освоения и заселения территории современной
России в XI— XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в
ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и
разнообразие. Виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований
и территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный
(Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России,

Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Практические работы
1. Составление описания субъектов Российской Федерации.
2. Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации.
Раздел 2. Природа России. Тема 1. Природные условия и ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный
капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы
страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Основные этапы формирования земной коры
на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Основные формы рельефа и особенности их
распространения на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохро- нологическая таблица. Древнее и
современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под
влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Практическая работа 1. Объяснение зависимости расположения
крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Тема 3. Климат России. Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная
радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на
территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны
и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические
ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Практическая работа 1. Определение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны
Тема 4. Внутренние воды и моря России. Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные
речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распрстранение по территории России. Роль рек в жизни
населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота и
её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления
и загрязнения. Пути сохранения качества. Практическая работа 1. Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования
Тема 5. Почвы, растительный и животный мир России. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв.
Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных
зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их
загрязнением. Богатство растительного и животного мира Рос- сии: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности

растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России. Практическая работа1. Выявление условий
почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование,
экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно- хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые
в Красную книгу России. Практическая работа 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)
Раздел 3. Население России. Динамика численности населения России в XX— XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи
населения России Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их
географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положении России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние
миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения.и основные направления миграционных потоков России в разные
исторические периоды. Государ- ственная миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения
численности населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории.
Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды
городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации .Классификация городов
по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и
современные тенденции сельского расселения. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные
этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России. Половой и возрастной состав
населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы,
её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни
мужского и женского населения России. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России
и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его ИЧР и его географические различия. Практическая
работа 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.
Раздел 4. Природа Пермского края. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал Пермского края. Минеральные ресурсы
и проблемы их рационального использования. Основные тектонические структуры на территории края.. Основные формы рельефа и
особенности их распространения. Факторы, определяющие климат края. Влияние географического положения на климат Пермского края.
Основные типы воздушных масс и их циркуляция. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории края.
Климатические пояса и типы климатов. Наблюдаемые климатические изменения на территории края и их возможные следствия Внутренние
воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Основные зональные типы почв края, их свойства, различия в плодородии.
Особенности растительного и животного мира Пермского края. Особо охраняемые природные территории своего края.

Тематическое планирование
№
Раздел
Тема урока
Раздел 1. Географическое пространство России (20 ч)
1
Тема
1. Урок 1. Географическое положение России. Типы российских границ.
Географическое
2
Урок 2. Сухопутные и морские границы России.
положение
и
границы
3
Урок 3. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»
России (10)
4
Урок 4. Географическое положение и его виды.
5
Урок 5. Размеры территории и природно-географическое положение России.
6
Урок 6. Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.
7
Урок 7. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
8
Урок 8. Различия во времени на территории России.
9
Урок 9. Практическая работа №2 "Решение задач на определение местного и поясного времени"
10
Урок 10. Контрольно-обобщающий урок по теме "Географическое положение и границы России"
11
Тема 2. История Урок 1. Заселение и освоение территории России в 9-17 веках.
формирования,
12
Урок 2. Территориальные изменения России в 18-19 веках.
освоения и изучения Урок 3. Хозяйственное освоение территории России в 17-19 веках.
13
территории России Урок 4. Географическое исследование территории России в 18-19 веках.
14
(10 ч)
15
Урок 5. Территориальные изменения и географическое изучение территории в 20-21 веках.
16
Урок 6. Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.
17
Урок 7. Практическая работа №3 "Составление описания субъектов Российской Федерации".
18
Урок 8. Практическая работа №4 "Обозначение на контурной карте субъектов Российской
Федерации".
19
Урок 9. Районирование территории России.
20
Урок 10. Контрольно-обобщающий урок по теме "История формирования, освоения и изучения
территории России".
Раздел 2. Природа России (43 ч)
21
Тема 1. Природные Урок 1. Влияние природы на развитие общества. Природные условия.
условия и ресурсы (3 Урок 2. Природные ресурсы.
22
ч)
23
Урок 3. Природно-ресурсный потенциал России.
24
Тема
2. Урок 1. Геологическая история.
Геологическое
25
Урок 2. Развитие земной коры. Основные тектонические структуры.
строение, рельеф и Урок 3. Рельеф России и его зависимость от строения земной коры.
26

27
28
29

полезные
ископаемые
(8 ч)

России

30
31
32
33
34

Тема
3.
Климат
России (7 ч)

35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Тема 4. Внутренние
воды и моря России
(9 ч)

Тема
5.
Почвы,
растительный
и
животный
мир
России (7 ч)

Урок 4. Внутренние процессы, формирующие рельеф.
Урок 5. Формирование рельефа под воздействием внешних рельефообразующих процессов.
Урок 6. Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Практическая работа №5
«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых от строения земной коры».
Урок 7. Рельеф и человек.
Урок 8. Контрольно-обобщающий урок по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые России»
Урок 1. Условия формирования климата.
Урок 2. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
Урок 3. Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент
увлажнения.
Урок 4. Практическая работа №6 «Определение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков на
территории страны»
Урок 5. Климатические пояса и типы климатов.
Урок 6. Климат и человек.
Урок 7. Контрольно-обобщающий урок по теме «Климат России».
Урок 1. Моря, омывающие Россию.
Урок 2. Природно-хозяйственное значение российских морей.
Урок 3. Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
Урок 4. Зависимость рек от климата.
Урок 5. Практическая работа №7 «Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»
Урок 6. Озера. Болота. Ледники. Подземные воды.
Урок 7. Многолетняя мерзлота.
Урок 8. Водные ресурсы и человек.
Урок 9. Контрольно-обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря России».
Урок 1. Почва – особое природное образование.
Урок 2. Главные типы почв и их размещение по территории России.
Урок 3. Практическая работа №8 «Выявление условий почвообразования основных типов почв.
Оценка их плодородия».
Урок 4. Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Урок 5. Растительный и животный мир.
Урок 6. Биологические ресурсы.
Урок 7. Контрольно-обобщающий урок по теме «Почвы, растительный и животный мир».
Тема 6. Природно- Урок 1. Природное районирование.
хозяйственные зоны Урок 2. Северные безлесные природные зоны. Лесотундра.
(9 ч)
Урок 3. Лесные зоны. Тайга
Урок 4. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи.
Урок 5. Южные безлесны зоны: степи, полупустыни и пустыни.
Урок 6. Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России ( по
выбору)»
61
Урок 7. Высотная поясность.
62
Урок 8. Особо охраняемые природные территории России.
63
Урок 9. Контрольно-обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны».
Раздел 3. Население России (11 ч)
64
Урок 1. Численность и воспроизводство населения России.
65
Урок 2. Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.
66
Урок 3.Этнический и языковой состав населения России.
67
Урок 4. Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.
68
Урок 5. Размещение населения России.
69
Урок 6. Особенности урбанизации в России. Городское население.
70
Урок 7. Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.
71
Урок 8. Миграции населения в России.
72
Урок 9. Занятость населения. Человеческий капитал.
73
Урок 10. Практическая работа № 10 «Определение тенденций изменения числа занятых в
различных сферах народного хозяйства».
74
Урок 11. Контрольно-обобщающий урок по теме «Население России».
Раздел 4. Природа Пермского края (12 ч)
75
Урок 1. Введение.
76
Урок 2. Общая характеристика природы. Геологическое строение. Полезные ископаемые.
77
Урок 3. Рельеф.
78
Урок 4. Климат. Мезоклимат. Климатические сезоны
79
Урок 5. Воды. Общая характеристика речной сети.
80
Урок 6. Водохранилища, пруды, озера, болота, подземные воды.
52
53
54
55
56
57
58
59
60

81
82
83
84
85

Урок 7. Почвы.
Урок 8. Растительность.
Урок 9. Животный мир.
Урок 10. Природные территориальные комплексы.
Урок 11. Физико-географические страны, зоны и провинции.
Организация и оснащение учебного процесса.

Технические средства обучения:
 компьютер;
 мультимедиа проектор;
 экран;
 интерактивные и настенные карты.
Список литературы:
1. Пятунин В. Б. Таможняя Е.А. География. География России. Природа. Население. 8 класс. М., Просвещение, 2021
2. Пятунин В.Б. Таможняя Е. А. География России. 8 класс. Методическое пособие. М., Просвещение, 2022
3. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермского края. Пермь, 2021
4. Атлас по географии 8 класс.
5. Атлас по географии Пермского края.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».