8 класс обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей
№ 1 от «29» августа 2024 г.
Иваницкая Е.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А.
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по обществознанию
8 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания.
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
–
–
–

–

–
–
–

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации
к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В соответствии с учебным планом, недельная нагрузка составляет 1 час в неделю, всего за год – 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы
производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы
предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и
прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый
рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и
товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию
конкуренции.
Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека
и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и
информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах,
собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах
налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;


















характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и
предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного
регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической
деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по
развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства;
отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и
пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и
социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в
нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся
модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования

различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и
повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе
образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и
образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
 овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать
текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской
Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
 анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных
формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
 оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
 использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
 приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и
религиозных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Электронные
(цифровые)
№
Наименование разделов и
Дополнительна
Всег
Контрольны
Практически
образовательные
п/п
тем программы
я информация
о
е работы
е работы
ресурсы


Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа
жизнедеятельности
человека

1.2

Рыночные отношения в
экономике

1.3

Финансовые отношения в
экономике

1.4

Домашнее хозяйство

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

1.5

Экономические цели и
функции государства

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

1

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие
и формы

2.2

Наука и образование в
Российской Федерации

2.3

Роль религии в жизни
общества

2.4

Роль искусства в жизни
человека

2.5

Роль информации в
современном мире

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196

10

Защита проектов, итоговое
повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419196
0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект:



Учебник. Обществознание. 8 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
М.: Просвещение, 2021
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
Интернет- ресурсы:
 http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
 http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
 компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».