11 класс география

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
школьного методического объединения
учителей
№ 79 от «29» августа 2024 г.
Ягофарова Е.А..

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Кузнецова Е.А
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по географии
11 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
Цели изучения географии направлены на:
 воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных
ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части
мирового сообщества;
 воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном,
региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической
культуры;
 развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;
 приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов: в 11классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа. Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа,
зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная
Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы
с использованием источников географической информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная
Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа 1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании
анализа данных об экспорте основных видов продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико-географическая характеристика.
Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа 1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа
географических карт.

Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка).
Общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа 1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место
в международном географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Особенности интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа 1. Изменение направления международных экономических связей России в новых экономических условиях.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества. Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема
разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем
человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества:
 выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов
в пространстве;
 описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в пространстве, новую многополярную модель
политического мироустройства, ареалы распространения основных религий; приводить примеры наиболее крупных стран по численности
населения и площади территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными формами правления
и государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,
основных международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных
ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства:
 различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию,
демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
 использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических
объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП,
промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения

показателей, характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран,
с использованием источников географической информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных
и постиндустриальных стран, регионов и стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами
с использованием источников географической информации, для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам
воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием
источников географической информации;
 устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными
условиями и размещением населения, в том числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана,
хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и технологии
и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и противостоять им;
 устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни
и возрастной структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
 применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия,
республика, унитарное государство, федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический
кризис, демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс
человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, международная
хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика», «зелёная энергетика», органическое
сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения,
устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать
форму фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний
о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
 выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
 сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;

 определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации
качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
 прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры населения отдельных стран с использованием
источников географической информации;
 определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач;
 самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
 находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
 представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении мира и
России, отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей;
 формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
 критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
7) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений, в том числе: объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения,
направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного
капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
 использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;
 оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный
капитал одной из стран с использованием источников географической информации, влияние урбанизации на окружающую среду,
тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата
и уровня Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые
для уменьшения их выбросов;
9) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления

глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения
геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне.
Тематическое планирование
1.
2-3
4

Введение в курс
Общая ЭГХ Зарубежной Европы.
«Особенности хозяйства Зарубежной Европы»
Германия.

7-8
9
10
11

«Сравнительная характеристика двух стран в
составе одного субрегиона»
Особенности европейской интеграции.
Европейский Союз
Общая ЭГХ Зарубежной Азии.
Новые индустриальные страны.
Китай.
Япония.

12

Индия

13
14

Проверочная работа по теме «Зарубежная Азия»
США

15

Сравнительная характеристика Канады и
Австралии.

16

«Составление комплексной ЭГХ Латинской
Америки»
Бразилия
Общая ЭГХ Африки
ЮАР
Зачет

5
6

17
18
19
20

Лекция

ПР№1

Лекция
практикум

ПР №2

КУ
Лекция
Лекция, ЛОК
семинар
Проблемный
урок
Проблемный
урок
Проблемный
урок
Сравнительна
я
характеристи
ка
КУ
КУ
КУ

ПР №3

*составлять комплексную
географическую
характеристику регионов и
стран мира;
* нахождения и применения
географической информации,
включая
карты,
статистические материалы,
геоинформационные
системы
и
ресурсы
Интернета;
правильной
оценки
важнейших
социально-экономических
событий
международной
жизни, странах и регионах
мира,
тенденций
их
возможного развития;
*Понимания географической
специфики крупных
регионов и стран мира в
условиях глобализации,
стремительного развития
международного туризма и
отдыха, деловых и
образовательных программ,
различных видов
человеческого общения

Результаты
практикума

Выступление
уч-ся,
Выступление
уч-ся,
Выступление
уч-ся,
таблица

Результаты
практикума

21-22

Россия на карте мира.
«Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения
России, тенденций их возможного развития»

Проблемнопоисковая
деятельность
практикум

23

ЛОК

25

Россия
в
мировом
хозяйстве
и
международном
географическом
разделении
труда; география отраслей ее международной
специализации.
«Определение роли России в производстве
важнейших видов мировой промышленной и
сельскохозяйственной продукции»
Переход к рыночной экономике в России

26
27

Россия в мировой торговле.
Россия во внешнеэкономической деятельности

28

Лекция

29-30

Россия в международных отраслевых и
региональных организациях
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных
проблемах, их типах и взаимосвязях.
Глобальные проблемы человечества.

31

«Горячие точки планеты»

практикум

ПР №6

32-33

«Выявление,
объяснение
и
оценка
важнейших событий международной жизни;
географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций»

Презентация
учащихся

ПР №7

24

34

Резерв

практикум

ПР №4

ПР №5

Проблемный
урок
Лекция
Лекция

Лекция

*особенности современного
геополитического
и
геоэкономического
положения России, ее роль в
международном
географическом разделении
труда;
*для правильной оценки
важнейших социальноэкономических событий
международной жизни,
геополитической и
геоэкономической ситуации
в России,

*географические
аспекты
глобальных
проблем
человечества;
*
степень
природных,
антропогенных
и
техногенных
изменений
отдельных территорий;
*правильной
оценки
важнейших
социальноэкономических
событий
международной жизни,

Организация и оснащение образовательного процесса.
Технические средства обучения: компьютер; мультимедиа проектор; экран; интерактивные и настенные карты.
Список литературы:

Результаты
практикума

ЛОК

Результаты
практикума
дискуссия

Результаты
практикума
Выступление
уч-ся с
презентацией

1. Бахчеева О.А. Экономическая и социальная география мира 10-11 класс. Базовый и углубленный уровни. М., Вентана - Граф,
2020
2. Атлас. География 10-11 класс. М., Просвещение, 2023
3. Общественная география России и мира: учебное пособие / Т.А. Балина, А.С. Лучников. Пермь, 2022

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».