ОГЛАВЛЕНИЕ Целевой раздел АООП ООО для учащихся с ЗПР 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с ЗПР 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП 2. Содержательный раздел АООП ООО для учащихся с ЗПР 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности 2.2. Программы учебных предметов, предметов, курсов 2.3. Программа воспитания и социализации учащихся 2.4. Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел для обучающихся с ЗПР 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Психолого-педагогические условия АООП ООО 3.4. Финансово-экономические условия реализации АООП ООО ЗПР 3.5. Материально-технические условия реализации АООП Стр. 2 Стр. 7 Стр. 8 Стр.12 Стр.12 Стр.12 Стр.13 Стр.20 Стр. 25 Стр.25 Стр.25 Стр.26 ООО ЗПР 1 Целевой раздел АООП ООО для обучающихся с ЗПР 1. 1. Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для учащихся с ЗПР (далее – АООП ООО ЗПР) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Чайковский (далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования (далее - ООО) учащихся с задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. АООП ООО ЗПР разработана на основе ООП ООО. АООП ООО Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития учащихся ООО. АООП ООО ЗПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию учащихся. Цели и задачи реализации АООП ООО ЗПР Цель АООП ООО ЗПР Школы: обеспечение достижения выпускником уровня ООО планируемых результатов освоения АООП ООО на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся. Помимо реализации общих задач, указанных в ООП ООО, АООП ООО ЗПР предусматривает решение специальных задач: • своевременное выявление учащихся с трудностями в обучении; • определение особых образовательных потребностей учащихся; • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; • коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению; • осуществление индивидуально ориентированной психологопедагогической помощи учащимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями центральной психолого-медико-педагогической комиссии); 2 • реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учащихся; • участие учащихся, их родителей (законных представителей) в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Принципы и подходы к реализации АООП ООО ЗПР Основой формирования АООП ООО ЗПР служат следующие принципы: • общедоступность образования, адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки учащихся; • учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; • коррекционная направленность образовательного процесса; • принцип преемственности; • развивающая направленность образовательного процесса, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей учащегося; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. АООП ООО ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической характеристики учащихся с задержкой психического развития. Учащиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее– ТПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Учащиеся данной категории испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся данной категории являются в разной степени выраженные недостатки в 3 формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии учащихся данной категории достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности; от учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. В основу реализации АООП ООО ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей учащихся. Выделяют общие образовательные потребности для всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и специфические для учащихся с ЗПР. К общим образовательным потребностям разных категорий учащихся с ОВЗ относятся: • получение специальной помощи; • получение основного общего образования в условиях Школы в специальном классе (АООП), адекватного образовательным потребностям учащегося; • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и Школы; 4 • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы Школы. Специфические образовательные потребности учащихся с ЗПР: • адаптация общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов учащихся данной категории (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса); • комплексное сопровождение, обеспечивающее при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися данной категории с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве учащихся; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; 5 • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и Школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО ЗПР Структура планируемых результатов: 1. Личностные результаты освоения АООП ООО ЗПР представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе стандартных методов психологической диагностики. 2. Метапредметные результаты освоения АООП ООО ЗПР представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. 3. Предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и т.д. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся. 1.2. 6 Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, портфеля индивидуальных достижений, аттестационных испытаний годовой промежуточной аттестации), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня. Результаты освоения программы коррекционной работы содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области. Объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития. Оценивание производится в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АООП ООО ЗПР соответствуют ООП ООО. 1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО. Целью Системы оценки является ориентация образовательной деятельности на достижение Планируемых результатов освоения АООП ООО ЗПР и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью. Система оценки Школы ставит следующие задачи: • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения по программе АООП ООО ЗПР; • анализировать индивидуальный прогресс в достижении Планируемых результатов освоения программ ООО, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений учащихся; • обеспечивать обратную связь для педагогов, учащихся и родителей; • анализировать эффективность реализуемой учебной программы, технологий обучения и коррекционной-работы. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: • стартовую диагностику, • текущую и тематическую оценку, • внутришкольный мониторинг образовательных достижений, • промежуточную аттестацию учащихся. • мониторинг результатов коррекционной работы. К внешним процедурам относятся: 7 • независимая оценка качества образования; • мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале каждого классов и выступает как основа (точка отсчѐта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знакосимволическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым 8 образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце еѐ изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: • оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; • оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; • оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем учащимся. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации учащихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и локальным актом «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МБОУ СОШ №11». Мониторинг коррекционной работы проводится школьным психологопедагогическим консилиумом (ППк). Объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития. 9 Учащиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП ООО, которые включают: 1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР; 2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); 3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; 4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); 5)при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); 6)при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); 7) увеличение времени на выполнение заданий; 8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. Оценка личностных, метапредметных результатов и предметных результатов соответствуют ООП ООО. Уровень достижения Планируемых результатов – базовый: усвоение опорной системы знаний, решение стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения. Решение об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня, с учетом возможных специфических трудностей, и на основании положительной индивидуальной динамики. 10 Минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. Если проверочная работа содержит задания только с выбором ответа, то критерий освоения составляет 65%. Если в проверочной работе используются задания только со свободным ответом (кратким или развернутым), то критерий освоения составляет 50%. Если учащийся набрал число баллов, равное или превышающее данный минимальный критерий освоения учебного материала, то делается вывод о том, что он овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования, и способен использовать их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета на базовом уровне. Если ученик получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то делается вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов. Оценивание итоговых работ производится с учетом специфических трудностей обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием АООП ООО делается на основании положительной индивидуальной динамики учащегося. Выводы по каждому учащемуся с ЗПР делаются на основании рекомендаций специалистов ППк. На основании выводов, сделанных по каждому учащемуся, Педагогический совет принимает решение о переводе учащегося в следующий класс. 2. Содержательный раздел АООП ООО ЗПР 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности соответствует ООП ООО. 2.2. Программы учебных предметов, курсов соответствуют ООП ООО. 2.3. Программа воспитания и социализации учащихся соответствует ООП ООО. 11 2. 4. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом АООП ООО. ПКР разрабатывается для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава учащихся с ОВЗ, индивидуальной специфики и возможностей школы. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у учащихся с ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации. ПКР разрабатывается индивидуально или на группу учащихся, со схожими нарушениями, на период получения основного общего образования. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы коррекционно – развивающей, психологопедагогической и социальной помощи учащимся с ОВЗ для успешного освоения основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально- психологической адаптации личности ребенка. Цель определяет результат работы. Задачи программы коррекционной работы: • определение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования; • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; • реализация комплексного психолого-медико-социального 12 сопровождения учащихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико- педагогической комиссии (ТПМПК), психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк)); • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ; • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с учащимися с ОВЗ; • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) учащихся с ОВЗ. Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) адаптируются с учетом категорий обучаемых школьников. Специальные принципы, ориентированные на учет особенностей учащихся с ОВЗ: • принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей; • принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы; • принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.). Основные направления коррекционной работы: • диагностическое, • коррекционно-развивающее, • консультативное, • информационно-просветительское Диагностическая работа включает в себя следующее: • выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ при освоении основного общего образования; • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии учащихся с ОВЗ; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой 13 сфер и личностных особенностей учащихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ • основного общего образования. Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее: • разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся с ОВЗ; • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоциональноволевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер; • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает в себя следующее: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ; 14 • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ; • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Информационно-просветительская работа включает в себя следующее: • информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ОВЗ; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП ООО ЗПР. Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, создан школьный психолого- педагогический консилиум (ППк). В состав ППк образовательной организации входят заместитель директора по УВР, учитель – дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Психолого – социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Цель работы ППк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в 15 программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий. Особенности содержания индивидуальноориентированной работы представлены в рабочих коррекционных программах. Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной организации осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех учащихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов); внеурочные индивидуальные, групповые занятия; беседы (со школьниками, родителями,педагогами); индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационнопросветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует педагогом психологом, учителем-дефектологом, учителем -логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей. Педагогу-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини- группах. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на 16 сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ. Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог (психолог) осуществляет информационно- просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов. В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года). Механизм взаимодействия. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно- развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов. В учебной урочной деятельности организуется проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам). В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель, социальный педагог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам. Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ. Взаимодействие включает в себя следующее: • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи; • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося; • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально- волевой и личностной сфер ребенка. 17 Планируемые результаты коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает требований к результатам, определенным ФГОС ООО. выполнение Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.). Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д. Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием АООП ООО ЗПР (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.). Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения. Достижения учащихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений. 18 3. Организационный раздел АООП ООО ЗПР. 3.1. Учебный план разработан на основе следующих нормативно правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г № 1015«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015г.); 7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями от 24.11.2015г; 8. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; 9. Письма Министерства образования и науки РФ от 04.12.2019г № 041375«Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; 10. Устав МБОУ СОШ № 11; 11. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11. Целями реализации учебного плана являются: 19 - обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Учебный план разработан в соответствии с ФГОС ООО и включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурными национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в старшей школе, формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательные предметные области учебного плана: - русский язык и литература (русский язык, литература); - родной язык и родная литература (родной (русский) язык); - иностранные языки (иностранный язык - английский); -математика (математика, алгебра, геометрия); -общественно-научные предметы (Всеобщая история, История России, история, обществознание, география); -естественно-научные предметы (физика, биология, химия); -искусство (музыка, изобразительное искусство); -физическая культура (физическая культура, ОБЖ); - технология (технология). Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, использовано: • на ОДНКНР, направленного на формирование духовно-нравственного воспитания школьников, цели и задачи предмета реализуются на основе содержания курса, предполагающего изучение истории Пермского края; • на поддержание преемственности обучения начального и основного уровня образования по предмету Информатика- Информационная культура школьника. 20 Коммуникативно-информационный характер содержания образования проявляется во всех предметах образовательного процесса. Развитие информационно-коммуникативных компетентностей имеет продолжение через организацию образовательных и предметных модулей 5- 9 классов. Формирование навыков проектной деятельности у учащихся происходит в предмете «Технология», преподавание которого ведут учителя технологии. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Это происходит через предметы «ИЗО» и «Музыка» в 5-8-х классах. Большое значение придается формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Это происходит через: • предмет «Биология» в 5 – 9 классах; • содержательную линию предмета «Физическая культура», изучающую правила здорового образа жизни и различные формы организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрывающую представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности; Социально-экономическая направленность поддерживается предметом «Обществознание» (6-9 ый классы). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Для развития личности учащихся в учебном плане школы представлены полностью все образовательные области. Благодаря этому обеспечивается расширение возможностей для самовыражения и самореализации личности учащихся. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебных недели. Учебный год разделен на 4 четверти. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года по всем предметам учебного плана в 5-9 классах с целью установления уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных образовательной программой МБОУ СОШ № 11, в сроки, определённые в годовом календарном графике. Промежуточная аттестация проводится согласно «Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном 21 бюджетного общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 11». Продолжительность учебной недели рассчитана на пятидневную учебную неделю в 5-7-х классах и шестидневную в 8-8 классах. Продолжительность уроков – не превышает 45 минут. Обучение в 1 смену. Обязательная учебная нагрузка обучающихся не превышает объема максимально допустимой недельной нагрузки. Учебный план МБОУ СОШ № 11 обеспечен необходимыми программно- методическими компонентами (программами, учебниками, методическими рекомендациями), созданы условия для реализации ФГОС ООО (кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, информационно-методические): -создана нормативно-правовая база по введению ФГОС ООО; -образовательная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО; - разработаны рабочие программы по предметам учебного плана; -определен учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию ФГОС ООО. Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 11 на 2021-2022 уч.г. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам организовано совместно с другими учащимися в 5-9 классах. Основанием для обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам является заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Особенностью организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам являются групповые и индивидуальные коррекционные занятия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ с данными обучающимися. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: • повышение уровня их умственного развития; • нормализация учебнойдеятельности; • активизация познавательной деятельности учащихся; • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; 22 • социально-трудовая адаптация. Психологические особенности данных обучающихся: • замедленный темп формирования обобщённых знаний; • интеллектуальная пассивность детей; • повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. С учетом этих особенностей намечены пути обучения: • обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала); • обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений; • обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения; • постепенное сокращение помощи со стороны; • постепенное повышение трудности заданий; • корректное оценивание ответов данных учащихся; Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется программами для массовых классов. Обучение организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов. Фронтальное коррекционноразвивающее обучение осуществляется учителями на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. При неусвоении учебной программы на уроках математики и русского языка, во внеурочное время организуются индивидуальные и групповые дополнительные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Также для учащегося по заявлению родителей (законных представителей) организуется психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с заключением ТПМПК: работа педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога школы и классного руководителя. Занятия организуются дополнительно, за пределами учебного плана. Сетка коррекционно-развивающих занятий Занятие Математика Русский язык Педагог-психолог Учитель-логопед Количество часов в неделю 1 1 1 1 23 Учитель-дефектолог 1 Ожидаемый результат: 1) Освоение обучающимся ФГОС ООО. 2) Достижение обучающимся оптимального уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы. 3) Развитие общих учебных умений и навыков в соответствии с требованиями программы. 4) Развитие положительной мотивации к образовательному процессу. 5) Развитие познавательных способностей обучающегося. 6) Повышение уровня умственного и речевого развития обучающегося. 3.2.Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется школой самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса. 3.3.Психолого-педагогические условия АООП ООО ЗПР При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации. Основными формами психолого-педагогического сопровождения выступают: • диагностика; • консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется с учетом результатов диагностики • коррекционно-развивающая работа Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне основого общего образования в рамках школьного ППк. 3.4.Финансово-экономические условия реализации АООП ООО ЗПР Финансовое обеспечение реализации АООП ООО осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования 24 осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для коррекции нарушения развития. 3.5.Материально-технические условия реализации АООП ООО ЗПР Материально-технические условия в соответствии с требованиями ФГОС отражены в ООП ООО ЗПР. Для детей с ОВЗ в рамках программы «Доступная среда» в учреждении создана архитектурная среда (пандусы, индивидуальные рабочие места, комнаты гигиены и др.), приобретено оборудование с программным обеспечением. Все кабинеты классов АООП оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных ресурсов. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 3.2.Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется школой самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса. 3.3.Психолого-педагогические условия АООП ООО ЗПР При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации. Основными формами психолого-педагогического сопровождения выступают: • диагностика; • консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется с учетом результатов диагностики • коррекционно-развивающая работа Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне основого общего образования в рамках школьного ППк. 3.4.Финансово-экономические условия реализации АООП ООО ЗПР Финансовое обеспечение реализации АООП ООО осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для коррекции нарушения развития. 3.5.Материально-технические условия реализации АООП ООО ЗПР Материально-технические условия в соответствии с требованиями ФГОС отражены в ООП ООО ЗПР. Для детей с ОВЗ в рамках программы «Доступная среда» в учреждении 36 создана архитектурная среда (пандусы, индивидуальные рабочие места, комнаты гигиены и др.), приобретено оборудование с программным обеспечением. Все кабинеты классов АООП оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных ресурсов. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48