МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Школьного методического объединения
учителей естественно-спортивного цикла
протокол № 86 от «26» августа 2025 г.
_____________\Ягофарова Е.А..\
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ \Кузнецова Е.А.\
«26» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора МБОУ СОШ № 11
_______________\ Баженова Н.А.
Приказ № 02-01-269 от 27.08.2025г
Рабочая программа по биологии
9 класс
Учитель: Овчинникова Екатерина Анатольевна.
Чайковский, 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования,
планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных
знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в
природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и
явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Задачи:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение
умениями
проводить
исследования
с
использованием
биологического
оборудования
и
наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии,
её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
следующих
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
обеспечить
достижение
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной
взаимопониманию и взаимопомощи;
совместной
деятельности
при
выполнении исследований и проектов, стремление к
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие
мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность
к участию
в практической
деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
понимание
роли
биологической
науки
в формировании
научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение
следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации
биологических объектов (явлений, процессов), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных
суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент,
объекта, и
небольшое
исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных
связей
и
зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента,владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников
с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать биологическую информацию различных видов
и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать
надёжность
биологической
информации
по
критериям,
предложенным
учителем
или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять
сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность
социальных
навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право
другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их
связи с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, отличия человека от животных, приспособленность к
различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) и
зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении,
жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена,
антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение
энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда,
иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки,
ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека,
делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и
превращения энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями, между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные программы поведения,
особенности высшей нервной деятельности человека, виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру
функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать
полученные значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное
питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха,
позитивное эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической
активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении,
кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного
циклов, различных видов искусства, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить
простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5)
источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма
человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного человека.
Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек
разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы.
Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые
кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки. Типы тканей
организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов.
Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги. Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга.
Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные
(приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое.
Нарушения в работе нервной системы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушение в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и
гуморальной регуляции функций организма.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости.
Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости, их химический состав, строение.
Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая, мышцы сгибатели и разгибатели.
Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении здоровья.
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение осанки. Предупреждение искривления
позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы
Исследование свойств кости.
Изучение строения костей (на муляжах).
Изучение строения позвонков (на муляжах).
Определение гибкости позвоночника.
Измерение массы и роста своего организма.
Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Выявление нарушения осанки.
Определение признаков плоскостопия.
Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный
костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты): радиационное облучение, химическое
отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и лечебные
сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по изучению иммунитета.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение) на готовых микропрепаратах.
Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги
кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека.
Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях.
Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред табакокурения,
употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация. Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении
органов дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.
Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции.
Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом
кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в
пищеварении.
Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения
органов пищеварения. Работы И.П. Павлова.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на
пищеварение.
Лабораторные и практические работы
Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
Наблюдение действия желудочного сока на белки.
Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей.
Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в организме. Авитаминозы и гиповитаминозы.
Сохранение витаминов в пище.
Нормы и режим питания. Рациональное питание – фактор укрепления здоровья. Нарушение обмена веществ.
Лабораторные и практические работы
Исследование состава продуктов питания.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и
их предупреждения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы
Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
Определение жирности различных участков кожи лица.
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Микроскопическое строение
почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной системы, их
предупреждение.
Лабораторные и практические работы
Определение местоположения почек (на муляже).
Описание мер профилактики болезней почек.
Размножение и развитие
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на
эмбриональное развитие факторов окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены. Роль
генетических знаний для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит.
Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные
рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их
причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма.
Лабораторные и практические работы
Определение остроты зрения у человека.
Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).
Изучение строения органа слуха (на муляже).
Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения человека. Рефлекторная
теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Механизм образования условных
рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и ненаследственные программы поведения
у человека. Приспособительный характер поведения.
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной деятельности и
темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение.
Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы
Изучение кратковременной памяти.
Определение объёма механической и логической памяти.
Оценка сформированности навыков логического мышления.
Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя,
наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация
здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в
окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока и тема
Тема\кол
ичество
часов
Раздел 1. Человек – биосоциальный вид - 3 часа
Урок 1. Науки о человеке.
Урок 2. Человек как часть природы.
Урок 3. Антропогенез.
Раздел 2. Структура организма человека – 3 часа
Урок 4. Строение и химический состав клетки.
Урок 5.Типы тканей организма человека. Практическая
работа
«Изучение микроскопического строения тканей
(на готовых микропрепаратах)».
Урок 6. Органы и системы органов человека.
Практическая работа «Распознавание органов и
систем органов человека (по таблицам)».
Раздел 3. Нейрогуморальная регуляция – 8 часов
Урок 7. Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы.
Урок 8. Нервная система человека, ее организация и
Основные виды деятельности обучающихся
Раскрытие сущности наук о человеке (анатомии, физиологии,
гигиены, антропологии, психологии и др.). Обсуждение методов
исследования организма человека. Объяснение положения
человека в системе органического мира (вид, род, семейство,
отряд, класс, тип, царство). Выявление черт сходства человека с
млекопитающими, сходства и отличия с приматами.
Обоснование
происхождения
человека
от
животных.
Объяснение приспособленности человека к различным
экологическим факторам (человеческие расы). Описание
биологических и социальных факторов антропогенеза, этапов и
факторов становления человека
Объяснение смысла клеточной теории. Описание по внешнему
виду (изображению), схемам общих признаков организма
человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы,
системы органов, организм. Исследование клеток слизистой
оболочки рта человека. Распознание типов тканей, их свойств и
функций на готовых микропрепаратах, органов и систем
органов (по таблицам, муляжам). Установление взаимосвязи
органов и систем как основы гомеостаза
Описание нервной системы, её организации и значения;
центрального
и
периферического,
соматического
и
значение.
Урок 9. Спинной мозг, его строение и функции.
Урок 10. Головной мозг, его строение и функции.
Практическая работа «Изучение головного мозга человека
(по муляжам).
Урок 11. Вегетативная нервная система.
Урок 12. Нервная система как единое целое. Нарушения в
работе нервной системы.
Урок 13. Эндокринная система человека.
Урок 14. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма.
вегетативного отделов; нейронов, нервов, нервных узлов;
рефлекторной дуги; спинного и головного мозга, их строения и
функций; нарушения в работе нервной системы; гормонов, их
роли в регуляции физиологических функций организма.
Объяснение рефлекторного принципа работы нервной
системы; организации головного и спинного мозга, их функций;
отличительных признаков вегетативного и соматического
отделов нервной системы. Сравнение безусловных и условных
рефлексов.
Исследование отделов головного мозга, больших полушарий
человека (по муляжам). Обсуждение нейрогуморальной
регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.
Классифицирование желёз в организме человека на железы
внутренней (эндокринные), внешней и смешанной секреции.
Определение отличий желёз внутренней и внешней секреции.
Описание эндокринных заболеваний. Выявление причин
нарушений в работе нервной системы и эндокринных желёз
Раздел 4. Опора и движение – 5 часов
Урок 15.Скелет человека, строение его отделов и функции.
Практическая работа «Изучение строения костей (на
муляжах).
Урок 16. Кости, их химический состав, строение. Типы
костей. Практическая работа «Исследование свойств
кости».
Урок 17. Мышечная система человека. Практическая работа
«Изучение влияния статической и динамической нагрузки
Урок 18. Нарушения опорно-двигательной системы.
Урок 19. Профилактика травматизма. Первая помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата. Практическая
работа «Оказание первой помощи при повреждении скелета
и мышц».
Объяснение значения опорно-двигательного аппарата.
Исследование состава и свойств костей (на муляжах).
Выявление отличительных признаков в строении костной и
мышечной тканей.
Классифицирование типов костей и их соединений. Описание
отделов скелета человека, их значения, особенностей строения и
функций скелетных мышц. Выявление отличительных
признаков скелета человека, связанных с прямохождением и
трудовой деятельностью, от скелета приматов. Исследование
гибкости позвоночника, влияния статической и динамической
нагрузки на утомление мышц, обсуждение полученных
результатов.
Аргументирование основных принципов рациональной
организации труда и отдыха. Оценивание влияния факторов
риска на здоровье человека. Описание и использование приёмов
оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной
системы. Выявление признаков плоскостопия и нарушения
осанки, обсуждение полученных результатов
Раздел 5. Внутренняя среда организма – 4 часа
Урок 20.Внутренняя среда организма и ее функции.
Урок 21.Состав крови. Лабораторная работа «Изучение
микроскопического строения крови человека и лягушки
Урок 22. Свёртывание крови. Переливание крови. Группы
крови.
Урок 23. Иммунитет и его виды.
Описание внутренней среды человека. Сравнение
форменных элементов крови. Исследование клеток крови на
готовых препаратах. Установление взаимосвязи между
строением форменных элементов крови и выполняемыми
функциями. Описание групп крови. Объяснение принципов
переливания крови, механизмов свёртывания крови.
Обоснование значения донорства. Описание факторов риска
на здоровье человека при заболеваниях крови (малокровие и
др.). Классифицирование видов иммунитета, объяснение его
значения в жизни человека. Обоснование необходимости
соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний.
Обсуждение роли вакцин и лечебных сывороток для
сохранения здоровья человека
Раздел 6. Кровообращение – 4 часа
Урок 24.Органы кровообращения Строение и работа сердца.
Урок 25. Сосудистая система. Практическая работа
«Измерение кровяного давления».
Урок 26. Регуляция деятельности сердца и сосудов.
Практическая работа «Определение пульса и числа
сердечных сокращений до и после дозированных
физических нагрузок у человека».
Урок 27. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».
Раздел 7. Дыхание – 4 часа
Описание органов кровообращения. Сравнение особенностей
строения и роли сосудов, кругов кровообращения. Объяснение
причин движения крови и лимфы по сосудам, изменения
скорости кровотока в кругах кровообращения.
Измерение кровяного давления, обсуждение результатов
исследования. Подсчёт пульса и числа сердечных сокращений у
человека в покое и после дозированных физических нагрузок,
обсуждение
результатов
исследования.
Объяснение
нейрогуморальной регуляции работы сердца и сосудов в
организме человека.
Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики
сердечно-сосудистых болезней. Описание и использование
приёмов оказания первой помощи при кровотечениях
Урок 28. Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Урок 29. Механизмы дыхания. Регуляция дыхания
Практическая работа «Измерение обхвата грудной
клетки в
Урок 30. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Урок 31. Оказание первой помощи при поражении органов
дыхания Практическая работа «Определение частоты
дыхания. Влияние различных факторов на частоту
дыхания».
Раздел 8. Питание и пищеварение – 6 часов
Урок 32. Питательные вещества и пищевые продукты.
Питание и его значение.
Урок 33. Органы пищеварения, их строение и функции.
Урок 34. Пищеварение в ротовой полости. Практическая
работа «Исследование действия ферментов слюны на
крахмал».
Урок 35. Пищеварение в желудке и кишечнике.
Практическая работа «Наблюдение действия желудочного
сока на белки».
Урок 36. Методы изучения органов пищеварения.
Урок 37. Гигиена питания.
Раздел 9. Обмен веществ и превращение энергии – 4 часа
Урок 38.Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Практическая работа «Исследование состава
продуктов питания».
Урок 39. Регуляция обмена веществ.
Урок 40. Витамины и их роль для организма.
Объяснение сущности процесса дыхания. Установление
взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания
и выполняемыми функциями. Объяснение механизмов
дыхания, нейрогуморальной регуляции работы органов
дыхания.
Описание процесса газообмена в тканях и лёгких.
Исследование жизненной ёмкости лёгких и определение
частоты дыхания, обсуждение полученных результатов.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на
дыхательную систему. Выявление причин инфекционных
заболеваний. Описание мер предупреждения инфекционных
заболеваний. Обоснование приёмов оказания первой помощи
при остановке дыхания
Описание
органов
пищеварительной
системы.
Установление взаимосвязи между строением органов
пищеварения и выполняемыми ими функциями. Объяснение
механизмов пищеварения, нейрогуморальной регуляции
процессов пищеварения. Исследование действия ферментов
слюны на крахмал, обсуждение результатов. Наблюдение за
воздействием желудочного сока на белки.
Обоснование
мер
профилактики
инфекционных
заболеваний органов пищеварения, основных принципов
здорового образа жизни и гигиены питания
Обоснование взаимосвязи человека и окружающей среды.
Описание биологически активных веществ – витаминов,
ферментов, гормонов и объяснение их роли в процессе обмена
веществ и превращения энергии. Классифицирование
витаминов.
Определение
признаков
авитаминозов
и
Практическая работа «Способы сохранения витаминов в
пищевых продуктах».
Урок 41. Нормы и режим питания. Нарушение обмена
веществ Практическая работа «Составление меню в
зависимости от калорийности пищи»
Раздел 10. Кожа – 5 часов
Урок 42. Строение и функции кожи. Практическая работа
«Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной
стороны кисти».
Урок 43. Кожа и ее производные. Практическая работа
«Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в
зависимости от типа кожи»
Урок 44. Кожа и терморегуляция. Практическая работа
«Определение жирности различных участков кожи лица».
Урок 45. Заболевания кожи и их предупреждение.
Урок 46. Гигиена кожи. Закаливание. Практическая работа
«Описание основных гигиенических требований к одежде и
обуви».
Раздел 11. Выделение – 3 часа
Урок 47. Значение выделения. Органы мочевыделительной
системы, их строение и функции. Практическая работа
«Определение местоположения почек (на муляже)».
Урок 48. Образование мочи. Регуляция работы органов
мочевыделительной системы.
Урок 49. Заболевания органов мочевыделительной системы,
их предупреждение. Практическая работа «Описание мер
профилактики болезней почек»
Раздел 12. Размножение и развитие - 5 часов
Урок 50. Особенности размножения человека. Наследование
признаков у человека.
гиповитаминозов.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи и
содержания витаминов. Обоснование основных принципов
рационального питания как фактора укрепления здоровья
Описание строения и функций кожи, её производных.
Исследование влияния факторов окружающей среды на кожу.
Объяснение механизмов терморегуляции. Исследование
типов кожи на различных участках тела.
Описание приёмов первой помощи при солнечном и
тепловом ударах, травмах, ожогах, обморожении; основных
гигиенических требований к одежде и обуви.
Применение знаний по уходу за кожей лица и волосами в
зависимости от типа кожи. Обсуждение заболеваний кожи и
их предупреждения
Выявление существенных признаков органов системы
мочевыделения. Объяснение значения органов системы
мочевыделения в выведении вредных, растворимых в воде
веществ. Установление взаимосвязи между особенностями
строения органов и выполняемыми функциями. Объяснение
влияния
нейрогуморальной
регуляции
на
работу
мочевыделительной системы. Исследование местоположения
почек на муляже человека.
Аргументирование и оценивание влияния факторов риска на
здоровье человека. Описание мер профилактики болезней
органов мочевыделительной системы
Объяснение смысла биологических понятий: ген, хромосома,
хромосомный
набор.
Раскрытие сущности
процессов
Урок 51. Органы репродукции человека.
Урок 52. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем,
их профилактика.
Урок 53. Беременность и роды.
Урок 54. Рост и развитие ребенка.
Раздел 13. Органы чувств и сенсорные системы – 5 часов
Урок 55. Органы чувств и их значение. Глаз и зрение.
Практическая работа «Изучение строения органа зрения (на
муляже и влажном препарате)».
Урок 56. Механизм работы зрительного анализатора.
Гигиена зрения. Практическая работа «Определение остроты
зрения у человека».
Урок 57. Ухо и слух. Практическая работа «Изучение
строения органа слуха (на муляже)».
Урок 58. Органы равновесия, мышечное чувство, осязание.
Урок 59. Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Взаимодействие сенсорных систем организма.
наследственности и изменчивости, присущих человеку, влияния
среды на проявление признаков у человека. Определение
наследственных и ненаследственных, инфекционных и
неинфекционных заболеваний человека.
Обсуждение проблемы нежелательности близкородственных
браков. Объяснение отрицательного влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека, влияние мутагенов на организм человека.
Обоснование мер профилактики заболеваний (СПИД, гепатит)
Объяснение путей передачи нервных импульсов от
рецепторов до клеток коры больших полушарий. Исследование
строения глаза и уха на муляжах. Определение остроты зрения
и слуха (у школьников) и обсуждение полученных
результатов. Описание органов равновесия, мышечного
чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье
человека (яркое освещение, сильный шум и др.) Описание
органов чувств и объяснение их значения.
Раздел 14. Поведение и психика – 6 часов
Урок 60. Психика и поведение человека.
Урок 61. Промежуточная аттестация.
Урок 62. Высшая нервная деятельность человека, история ее
изучения.
Урок 63. Врождённое и приобретённое поведение.
Урок 64. Особенности психики человека. Практическая
работа «Оценка сформированности навыков логического
мышления».
Урок 65. Память и внимание. Практическая работа
«Изучение кратковременной памяти. Определение объёма
механической и логической памяти».
Объяснение значения высшей нервной деятельности (ВНД) в
жизни человека. Применение психолого-физиологических
понятий:
поведение,
потребности,
мотивы,
психика,
элементарная рассудочная деятельность, эмоции, память,
мышление, речь и др. Обсуждение роли условных рефлексов в
ВНД, механизмов их образования. Сравнение безусловных и
условных рефлексов, наследственных и ненаследственных
программ поведения.
Описание
потребностей,
памяти,
мышления,
речи,
темперамента, эмоций человека. Классифицирование типов
темперамента. Обоснование важности физического и
психического здоровья, гигиены физического и умственного
труда, значения сна.
Овладение приёмами работы с биологической информацией и
её преобразование при подготовке презентаций и рефератов
Раздел 15. Человек и окружающая среда – 3 часа
Урок 66. Сон и бодрствование. Режим труда и отдыха.
Урок 67. Среда обитания человека и её факторы.
Урок 68. Окружающая среда и здоровье человека.
Общее колво часов
68
Аргументирование зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды. Анализ и оценивание влияния
факторов риска на здоровье человека. Обоснование здорового
образа жизни, рациональной организации труда и полноценного
отдыха для поддержания психического и физического здоровья
человека.
Обсуждение антропогенных воздействий на природу,
глобальных экологических проблем, роли охраны природы для
сохранения жизни на Земле
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС
Код проверяемого
результата
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Человек и его здоровье
Характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их
связи с другими науками и техникой
Объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность
к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас
Приводить примеры вклада российских (в том числе: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) и
зарубежных (в том числе: У. Гарвей, К. Бернар. Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении,
жизнедеятельности, поведении, экологии человека
Применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена,
антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и
превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз,
внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
Проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации:
клетки, ткани, органы, системы органов, организм
Сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека, процессы жизнедеятельности организма человека;
делать выводы на основе сравнения
Различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии
Код проверяемого
результата
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека
Выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями; между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека
Применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека
Объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека
Характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна;
структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов
Различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека
Выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы
с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием
приборов и инструментов цифровой лаборатории
Решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать
полученные значения
Называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека:
сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и
полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние
Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни: сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей
Владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях
Демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и
гуманитарного циклов, различных видов искусства; технологии, Основ безопасности и защиты Родины, физической культуры
Использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности; проводить
простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности
Владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из
Код проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
нескольких (4 – 5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую
Создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников
1.23
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
9 КЛАСС
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Проверяемые элементы содержания
Человек – биосоциальный вид
1.1
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы
изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека
как биосоциального существа
1
1.2
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного
человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения
человека. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека.
Человеческие расы
Структура организма человека
2
2.1
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток, их деление.
Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые
клетки
2.2
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции.
Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза
Нейрогуморальная регуляция
3
3.1
Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Рецепторы.
Двухнейронные
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Проверяемые элементы содержания
и трёхнейронные рефлекторные дуги. Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его
строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как
единое целое. Нарушения в работе нервной системы
3.2
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции.
Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушение в работе эндокринных
желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма
Опора и движение
4.1
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости, их химический состав,
строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет
конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью
4
4.2
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая; мышцы сгибатели и
разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении здоровья
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение осанки. Предупреждение
4.3
искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата
Внутренняя среда организма
5.1
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Малокровие, его
причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз).
Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство
5
5.2
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты): радиационное облучение,
химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические
узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по изучению иммунитета
Кровообращение
6
6.1
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и
малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция
деятельности сердца и сосудов
6.2
Гигиена
сердечно-сосудистой
системы.
Профилактика
сердечно-сосудистых
заболеваний.
Первая
помощь
при
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Проверяемые элементы содержания
кровотечениях
Дыхание
7.1
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и
тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания
7.2
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред табакокурения,
употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация. Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при
поражении органов дыхания
7
Питание и пищеварение
8.1
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и
функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в
желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы:
печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении
8
8.2
Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы
изучения органов пищеварения. Работы И.П. Павлова
8.3
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и
алкоголя на пищеварение
Обмен веществ и превращение энергии
9.1
9
9.2
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и
минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в организме. Авитаминозы и
гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище
9.3
Нормы и режим питания. Рациональное питание – фактор укрепления здоровья. Нарушение обмена веществ
10.1
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды
10.2
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви.
Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожениях
Кожа
10
11
Выделение
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Проверяемые элементы содержания
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Микроскопическое
11.1
строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов
мочевыделительной системы, их предупреждение
Размножение и развитие
12.1
12
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие.
Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое
созревание
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые
12.2
хромосомы, гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путём, их
профилактика
Органы чувств и сенсорные системы
13.1
13
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма
13.2
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их
причины. Гигиена зрения
13.3
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения
слуха и их причины. Гигиена слуха
Поведение и психика
14.1
14
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения человека.
Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Механизм
образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и
ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер поведения
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции.
14.2
15
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной
деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и
отдыха. Сон и его значение. Гигиена сна
Человек и окружающая среда
15.1
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Проверяемые элементы содержания
от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
опасных и чрезвычайных ситуациях
15.2
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление
алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная
организация здравоохранения
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные
5.3
изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды
для сохранения человечества
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
од
проверяемого
требования
1
2
3
4
5
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития
органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции
Владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и
закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
Понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии в целях изучения живых объектов,
биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе
с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов
Умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы,
животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека
од
проверяемого
требования
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
Умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных,
характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам
Умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений,
животных и человека
Сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки,
наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков
Сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов;
представлений об антропогенном факторе
Сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед
человечеством, и способах их преодоления
Умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты,
делать выводы на основании полученных результатов
Умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой
природы
Понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук
Владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности
Умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с
учётом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы
для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты
Умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов
Сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий, направленных на сохранение
биоразнообразия и охрану природных экосистем, сохранение и укрепление здоровья человека; умение выбирать целевые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих
Умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья
Овладение приёмами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Биология – наука о живой природе. Методы научного познания
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение. Живая и неживая природа – единое целое
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Зоология – наука о животных.
Разделы зоологии. Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Связь биологии с
другими науками. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека
Научные методы изучения живой природы. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты
измерения). Метод классификации организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Методы изучения организма человека.
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда
Среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред обитания организмов
Природное сообщество. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети
питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес,
пруд, озеро и другие)
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Популяции животных, их характеристики. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Животный мир природных зон Земли
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух.
Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания.
Растительные сообщества. Растительность (растительный покров) природных зон Земли
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль
искусственных сообществ в жизни человека
2.6
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города
2.7
Воздействие человека на животных в природе. Промысловые животные. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция,
породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Методы борьбы с
животными-вредителями
Код
Проверяемый элемент содержания
2.8
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного и животного мира. Восстановление численности редких видов растений
и животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного и животного мира
2.9
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Экологические факторы и их действие на организм человека Факторы,
нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4.
Эволюционное развитие растений, животных и человека
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные
растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития
животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. «Живые ископаемые» животного мира. Основные этапы эволюции
беспозвоночных и позвоночных животных. Вымершие животные
Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Человек разумный.
Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе
органического мира
Организмы бактерий, грибов и лишайников
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных
грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники – комплексные
организмы
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и жизни
человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями
Растительный организм. Систематические группы растений
Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды,
митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Органы и системы органов растений
Строение и жизнедеятельность растительного организма. Корни и корневые системы. Побег и почки. Строение и функции листа. Фотосинтез.
Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Транспорт воды и минеральных веществ в растении – восходящий ток. Транспорт
органических веществ в растении – нисходящий ток. Видоизменённые побеги. Развитие побега из почки
Размножение растений. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы
плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян
Развитие цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений.
Жизненные формы цветковых растений
Код
Проверяемый элемент содержания
5.5
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие
семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.
5.6
5.7
5.8
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Размножение мхов на примере зелёного мха кукушкин лён.
Плауновидные
(Плауны).
Хвощевидные
(Хвощи),
Папоротниковидные
(Папоротники). Общая
характеристика.
Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных.
Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее
высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения
Животный организм. Систематические группы животных
Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы и системы органов животных. Организм –
единое целое
Строение и жизнедеятельность животного организма. Опора и движение животных. Питание и пищеварение у животных. Дыхание животных.
Транспорт веществ у животных. Выделение у животных. Покровы тела у животных. Координация и регуляция жизнедеятельности у животных.
Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Органы чувств, их значение. Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы.
Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое.
Метаморфоз (развитие с превращением): полный и неполный
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира
Одноклеточные животные – простейшие. Строение и жизнедеятельность простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.
Кишечнополостные (общая характеристика; особенности строения и жизнедеятельности). Плоские, круглые, кольчатые черви (общая
характеристика). Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Паразитические плоские и круглые черви
Членистоногие (общая характеристика). Ракообразные (особенности строения и жизнедеятельности). Паукообразные (особенности строения и
жизнедеятельности в связи с жизнью на суше). Насекомые (особенности строения и жизнедеятельности). Размножение насекомых и типы
развития. Значение насекомых в природе и жизни человека. Моллюски (общая характеристика)
Хордовые (общая характеристика). Рыбы (общая характеристика). Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и
процессов жизнедеятельности. Земноводные (общая характеристика). Местообитание земноводных. Особенности внешнего и внутреннего
Код
Проверяемый элемент содержания
строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше
6.8
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
земноводных на сушу. Пресмыкающиеся (общая характеристика).
Птицы (общая характеристика). Особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Приспособленность птиц к
различным условиям среды. Млекопитающие (общая характеристика). Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и
мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности
Человек и его здоровье
Животная клетка. Строение животной клетки. Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Митоз, мейоз.
Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и
систем как основа гомеостаза
Нервная система человека, её организация и значение. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Спинной мозг, его строение и функции. Головной
мозг, его строение и функции. Большие полушария. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная
система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма, роста и развития. Нарушения в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Особенности скелета человека, связанные
с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц. Утомление мышц. Роль
двигательной активности в сохранении здоровья. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови. Постоянство внутренней
среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Донорство. Иммунитет и его виды. Вакцины и лечебные
сыворотки
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги
кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена
сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная
ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их
роль в пищеварении. Всасывание питательных веществ и воды. Пищеварительные железы, их роль в пищеварении. Регуляция пищеварения.
Гигиена питания
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен
Код
Проверяемый элемент содержания
7.10
белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии. Витамины и их роль для организма. Нормы и режим
питания. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Строение и функции кожи. Закаливание и его роль. Профилактика и первая помощь
при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях
Выделение. Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Регуляция мочеобразования и
мочеиспускания. Органы репродукции, строение и функции. Внутриутробное развитие. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительное восприятие. Ухо
и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния
и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма
7.11
7.12
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека.
Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Первая и вторая сигнальные
системы. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер,
одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда.
Сон и его значение
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучение
- компьютер
- мультимедиа проектор
- экран
Литература
- Федеральная рабочая программа | Биология. 5–9 классы (базовый уровень)
- Биология: 9 класс: базовый уровень: учебник / Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. ; под ред. В.В. Пасечника, Москва: Просвещение, 2023
- Биология: 8 класс: учебник /Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Москва: «Вентана-Граф», 2019
Мультимедийная поддержка курса
1. Биология. 9 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,
2007
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
2. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
3. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.