РП Биология 7 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей естественных наук, технологии,
физкультуры
протокол № 86 от 26.08.2025.

Зам. директора по УВР

И.о.директора МБОУ СОШ № 11

____________ /Кузнецова Е.А/

__________

_______________ /Ягофарова Е.А../

26.08.2025 г.

/Баженова Н.А./

приказ № 02-01-269 от 27.08.2025 г

Рабочая программа по биологии
7 класс

Учитель: Несмащнева Тамара Михайловна

Чайковский, 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания. Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе.
В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего
образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные
планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных
знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:


формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня
организации;



формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его
здоровья;



формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма
человека;



формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов
и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;



формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия
для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;



формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Общее число часов, отведенных для обучения в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю)
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает
выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных
зданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Тема №1. Систематические группы растений (19 часов)
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система расительного мира. Низшие, высшие споровые,
высшие семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид).
История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии. Низшие растения. Водоросли.
Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных
водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность.
Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов.
Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах.
Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании.
Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека. Плауновидные (Плауны). Хвощевидные
(Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по
сравнению с мхами. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Размножение папоротникообразных.
Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в
природе и жизни человека. Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие.
Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе
и жизни человека. Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности
покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных
растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.
Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных
изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе). Характерные признаки
семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые,

Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие
представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы).
Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса).
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.
Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы).
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые),
Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах.
9. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных
карточек.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема №2. Развитие растительного мира на Земле (2 часа)
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые
ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития
наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии. Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей).
Тема №3. Растения в природных сообществах ( 3 часа)
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный
воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к
среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами.
Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения. Распределение видов в
растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность
(растительный покров) природных зон Земли. Флора.
Тема № 4. Растения и человек (3 часа).

Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Земледелие. Культурные
растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Растения города, особенность городской флоры. Парки,
лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство. Последствия
деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений: особо
охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного мира.
Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение сельскохозяйственных растений региона. Изучение сорных растений региона.
Тема №5. Грибы. Лишайники. Бактерии ( 7 часов)
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Меры
профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека.
Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны). Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых
грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие).
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие). Борьба
с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами. Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост
и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Бактерии – доядерные организмы. Общая
характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение
бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на
службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).
Лабораторные и практические работы.





Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов.
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах).
Изучение строения лишайников.
Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 7 классе:


характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны,
хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);





















приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней,
Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика,
царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие
растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные,
покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений;
определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью
определительной карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием
приборов и инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану, делать выводы на
основе сравнения;
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений;
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность
(растительный покров) природных зон Земли;
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека, понимать причины и знать меры охраны растительного
мира Земли;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по математике, физике, географии, технологии,
литературе, и технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить
простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии
с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких
источников (2–3), преобразовывать информацию из одной знаковой системыв другую;



создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.

Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию

и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
 отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в
развитиимировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
 готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
 понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
 понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
 сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
 ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
 осознание экологических проблем и путей их решения;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:








ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты:
1) базовые логические действия:





выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

2) базовые исследовательские действия:







использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование
по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

3 ) коммуникативные ( общение):


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;





выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;

4) совместная деятельность:



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

5)самоорганизация:




выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

6)самоконтроль, эмоциональный интеллект:





владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема ( раздел)
Тема урока
Тема 1. Систематика Урок 1. Многообразие организмов и их классификация.
группы растений.
Урок 2. Систематика растений.
Урок 3. Низшие растения. Общая характеристика водорослей. ЛР№1 "Изучение строения
одноклеточных водорослей".
Урок 4. Низшие растения. Зеленые водоросли. ПР№1 "Изучение строения многоклеточных
нитчатых водорослей".
Урок 5. Низшие растения. Бурые и красные водоросли.
Урок 6. Высшие споровые растения.
Урок 7. Общая характеристика и строение мхов. ПР№2 "Изучение внешнего строения мхов".
Урок 8. Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека.
Урок 9. Общая характеристика папоротникообразных.
Урок 10. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. ПР№3
"Изучение внешнего строения папоротника или хвоща".
Урок 11. Размножение и цикл развития папоротникообразных. Значение папоротникообразных в
природе и жизни человека.
Урок 12. Общая характеристика хвойных растений. ПР№4"Изучение внешнего строения веток,
шишек и семян голосеменных растений".
Урок 13. Значение хвойных растений в природе и жизни человека.
Урок 14. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. ПР№5
"Изучение внешнего строения покрытосеменных растений"
Урок 15. Классификация и цикл развития покрытосеменных растений.
Урок 16. Семейства класса двудольные. ПР№6 "Изучение признаков представителей семейства
Крестоцветные, Розоцветные на гербарных и натуральных образцах".
Урок 17. Семейства класса двудольные. ПР№7 "Изучение признаков представителей семейства
Мотыльковые Пасленовые, Сложноцветные на гербарных и натуральных образцах ".
Урок 18. Характерные признаки семейства однодольные. ПР№9 "Изучение признаков
представителей семейства Лилейные, Злаки на гербарных и натуральных образцах".
Урок 19. Культурные представители семейств покрытосеменных, их использование человеком.
Тема
2.
Развитие Урок 1. Эволюционное развитие растительного мира на Земле.
растительного мира на Урок 2. Этапы развития наземных растений основных систематических групп.

Земле.
Тема 3. Растения в
природных сообществах.
Тема 4. Растения и
человек.

Урок 1. Растения и среда обитания. Экологические факторы.
Урок 2. Растительные сообщества. Структура растительного сообщества.
Урок 1. Культурные растения и их происхождение. Культурные растения с/х угодий.
Урок 2. Растения города. Декоративное цветоводство.
Урок 3. Охрана растительного мира/ Всероссийская проверочная работа
Урок 4. Всероссийская проверочная работа.
Тема
5.
Грибы. Урок 1. Бактерии - доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. ЛР№2 "Изучение
Лишайники. Бактерии.
строения бактерий".
Урок 2. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Урок 3. Грибы. Общая характеристика.
Урок 4. Шляпочные грибы. ПР№10 "Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов".
Урок 5. Плесневые грибы и дрожжи. ПР№11 "Изучение строения одноклеточных и
многоклеточных плесневых грибов".
Урок 6. Грибы - паразиты растений, животных и человека.
Урок 7. Лишайники- комплексные организмы. Практическая работа №12 «Изучение строения
лишайников».

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого
результата
1
1.1
1.2

1.3

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Систематика растений
Характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые)
Приводить примеры вклада российских (в том числе: Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин) и зарубежных (в том числе: К. Линней, Л. Пастер)
учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях
Применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика,
царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения,
низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрыто-

Код проверяемого
результата

1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
семенные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
Различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии по изображениям
Выявлять признаки классов покрытосеменных, или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений
Определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью
определительной карточки
Выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием
приборов и инструментов цифровой лаборатории
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников
Проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе
сравнения
Описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле
Выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений
Характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность
(растительный покров) природных зон Земли
Приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека; понимать причины и знать меры охраны растительного мира
Земли
Раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни
Демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике, географии, технологии,
литературе, технологии, предметам гуманитарного цикла, с различными видами искусства
Использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их; ставить
простейшие биологические опыты и эксперименты
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности
Владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из
нескольких (2 – 3) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую

Код проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.19

Создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

Код
раздела

1

Код
проверяемого
элемента

Проверяемые элементы содержания

Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие
1.1
споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок,
семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.
Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные
1.2
водоросли,
их
строение
и жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и
сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на
1.3
примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов
его переработки в хозяйственной деятельности человека
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. Усложнение
строения папоротникообразных растений по сравнению со мхами. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов,
1.4
хвощей и папоротников. Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних
папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и
1.5
жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе
и жизни человека

Код
раздела

2

3

4

5

Код
проверяемого
элемента

Проверяемые элементы содержания

Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности
покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация
1.6
покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного
растения
Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные,
или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и
1.7
класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств.
Культурные представители семейств, их использование человеком
Развитие растительного мира на Земле
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение.
2.1
«Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши.
Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения
Растения в природных сообществах
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага,
3.1
атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов
на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами
Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения. Распределение видов в
3.2
растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ.
Растительность (растительный покров) природных зон Земли. Флора
Растения и человек
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Земледелие.
Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Растения города, особенности
4.1
городской флоры. Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения,
комнатное цветоводство
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов
4.2
растений: ООПТ. Красная книга России. Меры сохранения растительного мира
Грибы. Лишайники. Бактерии
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы.
5.1
Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни

Код
проверяемого
элемента

Код
раздела

5.2
5.3
5.4

5.5

Проверяемые элементы содержания

человека. Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны)
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и
фармацевтическая промышленность и другие)
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие).
Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами
Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение лишайников. Значение
лишайников в природе и жизни человека
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий.
Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и
меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве,
промышленности)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Код
проверяемого
требования
1

2

3

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования на основе ФГОС
Понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития
органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции
Владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов
и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов

Код
проверяемого
требования

4

5

6

7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования на основе ФГОС
Понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии в целях изучения живых объектов,
биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе
с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов
Умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы,
животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека
Умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных,
характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим
факторам
Умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений,
животных и человека
Сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки,
наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков
Сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов;
представлений об антропогенном факторе
Сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед
человечеством, и способах их преодоления
Умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты,
делать выводы на основании полученных результатов
Умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой
природы
Понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук
Владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности
Умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с
учётом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы
для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты
Умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов

Код
проверяемого
требования

17

18
19

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования на основе ФГОС
Сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий, направленных на сохранение
биоразнообразия и охрану природных экосистем, сохранение и укрепление здоровья человека; умение выбирать целевые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих
Умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области
здоровья
Овладение приёмами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО БИОЛОГИИ

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Биология – наука о живой природе. Методы научного познания
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение. Живая и неживая природа – единое целое
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Зоология – наука
о животных. Разделы зоологии. Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Связь
биологии с другими науками. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека
Научные методы изучения живой природы. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Методы изучения
организма человека. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа

1.1

1.2

1.3
2
2.1

Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда
Среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред обитания организмов

2.2

Природное сообщество. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети
питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес,

Код

Проверяемый элемент содержания
пруд, озеро и другие)

2.3

2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

2.9
3
3.1

3.2

3.3
4

Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Популяции животных, их характеристики. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Животный мир природных зон Земли
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух.
Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания.
Растительные сообщества. Растительность (растительный покров) природных зон Земли
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль
искусственных сообществ в жизни человека
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города
Воздействие человека на животных в природе. Промысловые животные. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция,
породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Методы борьбы с
животными-вредителями
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного и животного мира. Восстановление численности редких видов
растений и животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного и животного
мира
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Экологические факторы и их действие на организм человека Факторы,
нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание
Эволюционное развитие растений, животных и человека
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные
растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития
животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. «Живые ископаемые» животного мира. Основные этапы
эволюции беспозвоночных и позвоночных животных. Вымершие животные
Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Человек разумный.
Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе
органического мира
Организмы бактерий, грибов и лишайников

Код

4.1

4.2
5
5.1

5.2

5.3

5.4.
5.5

Проверяемый элемент содержания
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники –
комплексные организмы
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и
жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями
Растительный организм. Систематические группы растений
Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма
(пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Органы и системы органов растений
Строение и жизнедеятельность растительного организма. Корни и корневые системы. Побег и почки. Строение и функции листа. Фотосинтез.
Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Транспорт воды и минеральных веществ в растении – восходящий ток. Транспорт
органических веществ в растении – нисходящий ток. Видоизменённые побеги. Развитие побега из почки
Размножение растений. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы
плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян
Развитие цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений.
Жизненные формы цветковых растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие
семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.

5.6

5.7

5.8
6

Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Размножение мхов на примере зелёного мха кукушкин лён.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность
хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее
высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения
Животный организм. Систематические группы животных

Код
6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8
7
7.1

7.2

Проверяемый элемент содержания
Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы и системы органов животных. Организм –
единое целое
Строение и жизнедеятельность животного организма. Опора и движение животных. Питание и пищеварение у животных. Дыхание животных.
Транспорт веществ у животных. Выделение у животных. Покровы тела у животных. Координация и регуляция жизнедеятельности у животных.
Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Органы чувств, их значение. Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы.
Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое.
Метаморфоз (развитие с превращением): полный и неполный
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира
Одноклеточные животные – простейшие. Строение и жизнедеятельность простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.
Кишечнополостные (общая характеристика; особенности строения и жизнедеятельности). Плоские, круглые, кольчатые черви (общая
характеристика). Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Паразитические плоские и круглые черви
Членистоногие (общая характеристика). Ракообразные (особенности строения и жизнедеятельности). Паукообразные (особенности строения и
жизнедеятельности в связи с жизнью на суше). Насекомые (особенности строения и жизнедеятельности). Размножение насекомых и типы
развития. Значение насекомых в природе и жизни человека. Моллюски (общая характеристика)
Хордовые (общая характеристика). Рыбы (общая характеристика). Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности. Земноводные (общая характеристика). Местообитание земноводных. Особенности внешнего и внутреннего
строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу. Пресмыкающиеся (общая характеристика).
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше
Птицы (общая характеристика). Особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Приспособленность птиц
к различным условиям среды. Млекопитающие (общая характеристика). Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения,
скелета и мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности
Человек и его здоровье
Животная клетка. Строение животной клетки. Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Митоз, мейоз.
Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и
систем как основа гомеостаза
Нервная система человека, её организация и значение. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Спинной мозг, его строение и функции.
Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Соматическая

Код

Проверяемый элемент содержания
нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое

7.3

Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма, роста и развития. Нарушения в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма

7.4

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Особенности скелета человека, связанные
с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц. Утомление мышц. Роль
двигательной активности в сохранении здоровья. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата

7.5

Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови. Постоянство внутренней
среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Донорство. Иммунитет и его виды. Вакцины и
лечебные сыворотки

7.6

7.7

7.8

7.9

7.10

7.11

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги
кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена
сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная
ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты,
их роль в пищеварении. Всасывание питательных веществ и воды. Пищеварительные железы, их роль в пищеварении. Регуляция пищеварения.
Гигиена питания
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен
белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии. Витамины и их роль для организма. Нормы и режим
питания. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Строение и функции кожи. Закаливание и его роль. Профилактика и первая помощь
при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях
Выделение. Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Регуляция мочеобразования
и мочеиспускания. Органы репродукции, строение и функции. Внутриутробное развитие. Половое созревание. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительное восприятие.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма

Код

Проверяемый элемент содержания

7.12

Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека.
Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Первая и вторая сигнальные
системы. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер,
одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда.
Сон и его значение

Технические средства обучения:

 компьютер;

 мультимедиа проектор;
 экран;
 интерактивные и настенные плакаты.

Список литературы:
1. Учебник биологии для 7 класса. Базовый уровень. / под ред. Пасечника В.В., М., Просвещение, 2023
2. Пономарева И.Н. Биология 6 класс, М., Вентана-Граф, 2020
3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. М., Дрофа, 2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».