Пояснительная записка
Рабочая программа данного модуля разработана на основе учебного пособия Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой
«Введение в школьную жизнь». Как сделать переход ребенка от дошкольной жизни к школьной безопасным, полезным и
приятным и для педагога, и для ребенка, и для его семьи? Мы предлагаем один из возможных путей развития, воспитания
и обучения детей 6-7 лет и сосредоточимся на первом шаге: моменте перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной.
Специфика начального этапа обучения дошкольников определяется необходимостью восполнения детского опыта в
разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии в школе (в форме
учебной деятельности).
Для реализации модуля «Школа будущих первоклассников» предлагается 72 ч (18 модулей по 4 занятия в день).
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Стартовый образовательный модуль задуман как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений
учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с данными детьми.
Цель программы – формирование и развитие у дошкольников навыков, необходимых для усвоения школьной программы
и успешной адаптации к школе, формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней
позиции школьника».
Задачи:
1.
Выявить уровень сформированности основных элементов познавательной деятельности.
2.
Выровнять стартовые возможности дошкольников.
3.
Снять психологический стресс перед школой.
4. Развивать предметные действия, предваряющие выход в предметные линии: математика, грамматика, окружающий
мир, творчество;
5.
Формировать навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и
оценивать себя и других, умение работать в группе.
6.
Развивать слуховую и зрительную память, внимание, мышление, пространственную ориентировку, координацию
движений, произвольную регуляцию поведения, речь и мелкую моторику рук.
7. Развивать инициативность и самостоятельность как важные условия последующего включения ребенка в школьную
учебную деятельность.
Ожидаемые результаты:
дошкольниками освоены нормы и правила поведения и взаимодействия в школе;
накоплен опыт содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
формируются предметные действия:
математические: счёт предметов, сложение, вычитание, решение простых и логических задач, развитие слуховой
памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, понятия «больше, меньше, равно», выделение
признаков объектов (цвет, форма, местоположение, размер и т.п.), сравнение геометрических фигур, классификация
объектов по выделенному признаку;
грамматические: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, деление на слоги, ударение, гласные и
согласные звуки, развитие слуховой памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, развитие речи,
звуко-буквенный состав слова, развитие мелкой моторики; связно составлять рассказы по сюжетным картинкам;
связь с окружающим миром: правила поведения в школе, дома, в общественном месте, знаки школьные и
нешкольные, режим дня школьника, транспорт, виды спорта, признаки осени, времена года, дикие и домашние
животные, значение цветов в жизни человека, уход за цветами, процессы, моделирование, составление простой
схемы процесса, наблюдение, выделение характерных признаков, классификация объектов по выделенному
признаку;
творческие: графические диктанты, инсценировки, рисунки, поделки в технике оригами, объемная аппликация,
групповой коллаж, лепка, поделка-сюрприз, узоры, ролевые игры.
Модули курса «Школа будущих первоклассников»
№
Тема
1
В гостях у
сказки.
2
Семья.
3
Знаки
4
Осень.
5
В магазин за
покупками.
6
Спорт.
7
Дошкольник школьник.
Содержание
Продукт
Правила школьной жизни. Последовательность по порядку.
Характеристика сказочного персонажа. Слова, характеризующие
движение в пространстве: влево, вправо, вперед, назад, вверх, вниз.
Математические задачи. Слова-предметы, слова-признаки, словадействия.
Правила поведения в доме. Семейные «роли», обязанности. Счёт
предметов. Живая и неживая природа. Решение простых задач.
Звуковой анализ слова.
Знаки дорожного движения, знакомство со знаками «Хор», «Я».
Слова-предметы, слова-действия. Правила поведения в школе,
знаки школьные и нешкольные. Режим дня школьника.
Признаки осени. Развитие речи, внимания. Правила приветствия.
Развивать умение налаживать контакт с другими детьми. Слева,
справа, больше на…, меньше на…, сравнение, уравнивание.
Решение задач. Инсценировка. Звуковой анализ слов.
Покупатель и продавец. Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти,
внимания, пространственной ориентировки, мышления. Счет
прямой и обратный. Решение задач в стихах. Развитие мелкой
моторики.
Виды спортивных игр, спортивный инвентарь, счёт предметов,
состав числа. Звуковой анализ слова. Решение логических задач.
Особенности дошкольника и школьника. Режим дня. Выделять
признаки объектов (цвет, форма, местоположение, размер и т.п.),
сравнивать. События во времени: раньше — позже, сначала —
потом. Логические задачи. Звуко-буквенный состав слова.
Графический диктант. Групповая творческая
работа «Теремок».
Составление
правил
безопасности.
Семейный портрет. Графический диктант.
Знаки
школьные
Графический диктант.
и
нешкольные.
Групповая работа «Овощи в тарелке»,
«Фрукты в вазе».
Аппликация
диктант.
«Одуванчик».
Графический
Коллаж «Спорт – сохранение здоровья!»
Графический диктант.
Закладка. Рисунок «Я – школьник».
Узор из геометрических фигур.
8
У меня в
рюкзачке...
9
Времена года
10
Транспорт.
11
Домашние
животные
12
День
рождения.
13
Театр
14
Процессы.
15
Страна фигур
16
На лесной
полянке.
Школьные
принадлежности.
Развитие
пространственной
ориентировки, логического мышления, умения слышать звуки,
называть их. Игра «Возьмём- не возьмём». Счёт прямой и
обратный, сравнение чисел. Решение задач в стихах.
Понятие о временах года. Почему происходит смена времен года.
Счет в пределах 10. Понятия «предыдущий», «последующий».
Звуковой анализ и синтез слов.
Счёт предметов. Виды транспорта, знаки дорожного движения,
правила поведения в общественном транспорте. Слова-предметы,
слова-признаки, слова-действия. Звуковой анализ слова. Решение
простых задач. Сравнение чисел.
Особенности домашних животных. Условия их содержания.
Правила общения с животными. Мамы и их детеныши. Счет в
пределах 10. Гласные, согласные, слоги, слова. Развитие мелкой
моторики.
Сравнение объектов наблюдения по выделенным признакам и их
классификация по определённому признаку. Игры со словами.
Логические задачи. Развитие мелкой моторики.
Актеры и зрители. Развитие речи (составление предложений),
звуки, буквы, счёт предметов, сложение, вычитание, правила
поведения в общественном месте, слова-предметы, слова –
признаки. Слоги. Ударение. Решение простых задач.
Процесс. Знаки. Наблюдать, сравнивать. Составление простой
схемы процесса, обозначение и описание словами начального и
конечного состояния объекта.
Звуко-буквенный состав слова. Логические задачи.
Геометрические фигуры. Логическая цепочка. Выделение первого
и последнего звука в слове. Диагностика памяти, внимания.
Развитие мелкой моторики.
Умение наблюдать и характеризовать словами объекты
наблюдения, выделять характерные признаки. Размещение
Лепка «Школьник и школьница».
Составление коллективной композиции.
Графический диктант
Раскрашивание картинки «Времена года».
Рисунок и рассказ на тему: «Мое любимое
время года».
Рисунок
«Автомобиль
будущего».
Графический диктант.
Оригами «Кошка», «Собачка», «Бычок».
Рассказ о любимом домашнем животном.
Рисунок любимого домашнего животного.
Поделка-сюрприз. Узор. Ролевые игры.
Инсценировка, рисунок героя. Соединение
предметов с признаками. Изготовление
мордочек животных в технике оригами для
пальчикового театра.
Моделирование. Аппликация «Бабочка».
Логическая цепочка в паре. Графический
диктант, тест «Корректурные пробы»
Рисунок «На лесной полянке». Игры на
ориентацию в пространстве.
17
Встречаем
весну
18
Образовательн
ое событие «В
стране Знаний»
предметов на листе: левый угол, правый, верхний, нижний, между.
Звуко-буквенный состав слова.
Звуковые игры. Сравнение, классификация объектов по Групповая творческая работа
выделенному признаку. Восстановление последовательности Знаний». Игра на внимание.
(рассказ по «перепутанным картинкам»). Звуко-буквенный состав
слова. Логические задачи.
«Страна
Литература
Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь», Москва 2003
А.Б.Воронцов. Образовательный модуль «Первый раз, в первый класс», Москва 2009
О. Е Хухлаев, О. В. Хухлаева «Лабиринт души. Психотерапевтические сказки.
Н. П. Локалова «120 уроков психологического развития».
Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Москва «Владос» 2003
Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии», Москва «Гном 2012»
7. И. В. Фомина, И. В. Щербакова «Русский язык» издательство «Учитель» 2009
1.
2.
3.
4.
5.
6.