7 класс информатика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей
№ 76 от «29» августа 2024 г.
Ермакова Т.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Святковская Л.Г.
«30» августа 2024 г.

Рабочая программа по информатике
7 класс

Чайковский, 2024-2025 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024г

Пояснительная записка
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания
учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование; информационные технологии. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 число часов, рекомендованных
для изучения информатики на базовом уровне в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях
развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и
информационных систем для решения с их помощью практических задач;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Планируемые результаты обучения
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами
учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых
и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе
в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и

составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность,
готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в
том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики
и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом
возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат

выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять
свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных
подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях
противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать
план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым
объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
 пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение
информации», «передача информации»;
 кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования
информации различной природы (текстовой, графической, аудио);
 сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;
 оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
 приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
 выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения;
 получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор,
оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);

 соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью
 ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по
имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);
 работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать,
копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;
 представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных
презентаций;
 искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной
информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского
и террористического характера;
 понимать структуру адресов веб-ресурсов; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
 соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете,
выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
 применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье
пользователя.
Тематическое планирование
№
№ урока
Тема урока
урока
в теме

1
2

1
2

3
4
5
6

1
2
3
4

7

1

8

2

9

1

Цифровая грамотность (8ч)
Компьютер – универсальное устройство обработки данных (2ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции
Персональный компьютер.
Программы и данные (4ч.)
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
Компьютерные сети (2ч.)
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов.
Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернеткоммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права
при работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете
Теоретические основы информатики (11 часов)
Информация и информационные процессы ( 2ч.)
Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для
восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной

10

2

11

1

12

2

13

3

14

4

15

5

16

6

17

7

18

8

19

9

20

1

21

2

22

3

23

4

24

5

системой
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных
данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных
Представление информации (9ч.)
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица,
декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд.
Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код.
Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE.
Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём
текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное
представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового
изображения
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных
параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов
Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа
Информационные технологии (13ч)
Текстовые документы (6ч.)
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый
процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста.
Редактирование текста.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы.
Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый
документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других элементов. Проверка
правописания. Расстановка переносов
Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов
Интернете для обработки текста

Контрольная работа
Компьютерная графика (4 ч.)
26
1
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера,
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета,
яркости и контрастности
27
2
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера,
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета,
яркости и контрастности
28
3
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других
программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы
29
4
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других
программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы
Мультимедийные презентации (3ч.)
30
1
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки
31
2
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки
32
3
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки
33
4
Промежуточная аттестация
34
5
Резерв
Организация и оснащение образовательного процесса
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска.
Учебно-методическое и программное обеспечение по информатике
1. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.. Информатика: 7 класс. (ФГОС)– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. (в двух частях)
2. Ресурсы сайта К. Полякова ( https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm )
3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
4. Материалы авторской мастерской Поляков К. Ю., Еремин Е. А.. ( https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/7/ )
25

6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».