6 класс биология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

Зам. директора по УВР

Приказ МБОУ СОШ № 11

школьного методического объединения

Кузнецова Е.А
«30» августа 2024 г.

№ 02-01-373 от 30.08.2024г

учителей
№ 79 от «29» августа 2024 г.
Ягофарова Е.А.

Рабочая программа по биологии
6 класс

Чайковский, 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
 формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
 формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
 формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;
 формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений
живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
 формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
 формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
 приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов,
человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить
исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
 освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и
критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Общее число часов для изучения биологии в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Растительный организм Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения. Растительная
клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с
клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей. Органы и системы органов растений. Строение органов растительного
организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения листа водного растения лодеи. Изучение строения растительных
тканей (использование микропрепаратов). Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах
растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
Экскурсии или видеоэкскурсии Ознакомление в природе с цветковыми растениями.

Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян. Состав и строение семян. Виды корней и типы корневых систем.
Видоизменения корней. Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня
в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ,
необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и
внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение.
Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев.
Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган
воздушного питания. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов.
Распространение плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или
живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня.
Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).
Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений).
Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах).
Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате).
Исследование строения корневища, клубня, луковицы. Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий.
Изучение строения семян двудольных растений. Изучение строения семян однодольных растений.
Жизнедеятельность растительного организма Обмен веществ у растений. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества
(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное питание растений. Удобрения.
Питание растения. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Почва, её
плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений.
Гидропоника. Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения. Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Лист как
орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие для дыхания листьев.
Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля
травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб),
камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды
древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних
условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и
запасание веществ в растении. Выделение у растений. Листопад.

Рост и развитие растения. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков. Образовательные
ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование
годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки.
Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление
(ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Вегетативное размножение
цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения.
Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы. Наблюдение за ростом корня. Наблюдение за ростом побега. Определение возраста дерева по спилу.
Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями. Изучение роли рыхления для дыхания корней.
Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных
растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения). Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха). Определение условий
прорастания семян.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских
учёных в развитиимировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической
культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание
экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий
в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному
плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
3) коммуникативные ( общение): воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и
лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
4) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
5) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться
в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
6) самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и
предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи,

адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Предметные результаты
К концу обучения в 6 классе: характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой; приводить
примеры вклада российских (в том числе В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в
развитие наук о растениях; применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, органы
растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм, минеральное
питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; описывать
строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие, связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их
функциями; различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям,
муляжам, рельефным таблицам; характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм; сравнивать растительные ткани и органы растений между собой; выполнять практические и лабораторные работы
по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; характеризовать процессы жизнедеятельности
растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного
размножения, семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых); выявлять причинно-следственные связи между строением и
функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений; классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека, биологическое и хозяйственное значение
видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного размножения; применять полученные знания для выращивания и размножения
культурных растений; использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической
посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии
со знаниями по математике, географии, технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства; владеть приёмами работы с
биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух источников, преобразовывать информацию
из одной знаковой системы в другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов
и тем учебного предмета

Количество
часов

Программное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

1

Растительный организм

8

Ботаника – наука о растениях. Разделы
ботаники. Связь ботаники с другими науками
и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации
растительного организма.
Высшие и низшие растения.
Споровые и семенные растения.
Растительная клетка.
Изучение растительной клетки под
световым микроскопом: клеточная
оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды,
митохондрии, вакуоли с клеточным соком).
Растительные ткани.
Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений.
Строение органов растительного
организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения листа
водного растения элодеи. Изучение строения
растительных тканей (использование
микропрепаратов).
Изучение внешнего строения травянистого
цветкового растения (на живых или
гербарных экземплярах растений): пастушья
сумка, редька дикая, лютик едкий и другие
растения. Обнаружение неорганических и
органических веществ в растении. Экскурсии
или видеоэкскурсии. Ознакомление в
природе с цветковыми растениями

Раскрытие сущности понятия ботаники
как науки о растениях. Применение
биологических терминов и понятий:
растительная клетка, ткань, органы
растений, система органов растения,
корень, побег, почка, лист и др.
Выявление общих признаков растения.
Выполнение практических и
лабораторных работ с микроскопом с
готовыми и временными
микропрепаратами.
Сравнение растительных тканей и органов
растений между собой

2

Строение и многообразие
покрытосеменных
растений

11

давление, осмос). Видоизменение корней.
Побег. Развитие побега из почки. Строение
стебля. Внешнее и внутреннее строение
листа.
Видоизменения побегов: корневище, клубень,
луковица. Их строение, биологическое и
хозяйственное значение. Побег и почки.
Листорасположение и листовая мозаика.
Строение и функции листа.
Простые и сложные листья.
Видоизменения листьев. Особенности
внутреннего строения листа в связи с его
функциями (кожица и устьица, основная
ткань листа, проводящие пучки). Лист –
орган воздушного питания.
Строение и разнообразие цветков.
Соцветия. Плоды. Типы плодов.
Распространение плодов и семян в
природе.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения корневых систем
(стержневой и мочковатой) на примере
гербарных экземпляров или живых растений.
Изучение микропрепарата клеток корня.
Ознакомление с внешним строением
листьев и листорасположением (на
комнатных растениях).
Изучение строения вегетативных и
генеративных почек (на примере сирени,
тополя и других растений). Изучение
микроскопического строения листа (на
готовых микропрепаратах). Рассматривание

Применение биологических терминов и
понятий: побег, лист, корень,
растительный организм. Исследование на
живых объектах или на гербарных
образцах внешнего строения растений,
описание их органов: корней, стеблей,
листьев, побегов.
Исследование с помощью светового
микроскопа строения корневых волосков,
внутреннего строения листа

3

Жизнедеятельность
растительного организма

14

микроскопического строения ветки дерева (на
готовом микропрепарате).
Исследование строения корневища, клубня,
луковицы.
Изучение строения цветков.
Ознакомление с различными типами
соцветий.
Изучение строения семян однодольных и
двудольных растений
растений. Удобрения.
Питание растения.
Поглощение корнями воды и минеральных
веществ, необходимых растению (корневое
давление, осмос). Почва, её плодородие.
Значение обработки почвы (окучивание),
внесения удобрений, прореживания
проростков, полива для жизни культурных
растений. Гидропоника. Фотосинтез. Лист –
орган воздушного питания. Значение
фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения
Дыхание корня. Рыхление почвы для
улучшения дыхания корней. Условия,
препятствующие дыханию корней. Лист
как орган дыхания (устьичный аппарат).
Поступление в лист атмосферного
воздуха. Сильная запылённость воздуха,
как препятствие для дыхания листьев.
Стебель как орган дыхания (наличие
устьиц в кожице, чечевичек). Особенности
дыхания растений. Взаимосвязь дыхания
растения с фотосинтезом.

строением органов растений и их
жизнедеятельностью. Объяснение
значения фотосинтеза в природе и в
жизни человека. Раскрытие сущности
биологического понятия «дыхание».
Объяснение значения в процессе
дыхания устьиц и чечевичек. Сравнение
процессов дыхания и фотосинтеза.
Исследование процесса испарения воды
листьями (транспирация), объяснение его
роли в жизни растения. Определение
влияния факторов среды на интенсивность
транспирации. Обоснование причин
транспорта веществ в растении. Описание
и сравнение жизненных форм растений.
Объяснение влияния факторов внешней
среды на рост и развитие растений.
Наблюдение за прорастанием семян и
развитием проростка, формулирование
выводов. Исследование роли рыхления
почвы Обоснование необходимости
рационального землепользования.
Овладение

Образовательные ткани. Конус нарастания
побега, рост кончика корня. Верхушечный и
вставочный рост. Рост корня и стебля в
толщину, камбий. Образование годичных
колец у древесных растений. Влияние
фитогормонов на рост растения. Ростовые
движения растений. Развитие побега из
почки.
Размножение растений и его значение.
Семенное (генеративное) размножение
растений. Цветки и соцветия.
Опыление. Перекрёстное опыление
(ветром, животными, водой) и
самоопыление. Двойное
оплодотворение. Наследование
признаков обоих растений.
Вегетативное размножение цветковых
растений в природе. Вегетативное
размножение культурных растений. Клоны.
Сохранение признаков материнского
растения. Хозяйственное значение
вегетативного размножения. Лабораторные
и практические работы.
Наблюдение за ростом корня.
Наблюдение за ростом побега. Определение
возраста дерева по спилу. Выявление
передвижения воды и минеральных веществ
по древесине. Наблюдение процесса
выделения кислорода на свету аквариумными
растениями.
Изучение роли рыхления для дыхания
корней.

приёмами работы с биологической
информацией и её преобразование.
Раскрытие сущности терминов
«генеративные» и «вегетативные»
органы растения. Описание
вегетативных и генеративных органов
на живых объектах и на гербарных
образцах. Распознавание и описание
вегетативного размножения (черенками
побегов, листьев, корней) и
генеративного
(семенного) по их изображениям.
Объяснение сущности процессов:
оплодотворение у цветковых растений,
развитие и размножение. Описание
приспособленности растений к опылению:
длинные тычинки, много мелкой сухой
пыльцы и др. (опыление ветром), наличие
нектарников, яркая окраска цветка
(опыление насекомыми). Овладение
приёмами вегетативного размножения
растений

Овладение приёмами вегетативного
размножения растений (черенкование
побегов, черенкование листьев и другие) на
примере комнатных растений (традесканция,
сенполия, бегония, сансевьера и другие
растения).
Определение всхожести семян
культурных растений и посев их в
грунт.
Наблюдение за ростом и развитием
цветкового растения в комнатных условиях
(на примере фасоли или посевного гороха).
Определение условий прорастания семян
Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34
Организация и оснащение образовательного процесса

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска.
УМК
 Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. Биология: 5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф;
 Пономарева, И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф»;
 Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф».
Интернет-ресурсы:
 http://www.livt.net. Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа".
 http://www.floranimal.ru/. Портал о растениях и животных.
 http://www.plant.geoman.ru/. Занимательно о ботанике. Жизнь растений.
 http://ebio.ru/. Электронный учебник «Биология».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».