МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей № 79 от «29» августа 2024 г. Ягофарова Е.А. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Святковская Л.Г. «30» августа 2024 г. Рабочая программа по биологии 9 класса Чайковский, 2024-2025 г УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ СОШ № 11 № 02-01-373 от 30.08.2024 г Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Составлена на основе авторской программы «Биология: 5-11 классы», И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год в 9 классе. Цель изучения биологии в 9 классе: освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях. Задачи: познакомить учащихся с общими закономерностями развития живых организмов как исключительной ценности органического мира; рассматривать возможности применения полученных знаний в повседневной жизни; развить интерес к изучению природы. Планируемые результаты обучения Учащийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов. Содержание биологии 9 класса Биология как наука. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Клетка. Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Вид. Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Экосистемы. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Тематическое планирование Номер урока Тема урока Номер урока в теме Общие закономерности жизни (5 часов) 1. 2. 3. 4. 5. Биология – наука о живом мире Методы биологических исследований Общие свойства живых организмов Многообразие форм жизни Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» 1 2 3 4 5 Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов) 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток Химические вещества в клетке Строение клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» Обмен веществ – основа существования клетки Биосинтез белка в живой клетке Биосинтез углеводов — фотосинтез Обеспечение клеток энергией Размножение клетки и ее жизненный цикл Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов) 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы Растительный организм и его особенности Многообразие растений и их значение в природе Организмы царства грибов и лишайников Животный организм и его особенности Многообразие животных Сравнение свойств организма человека и животных Размножение живых организмов Индивидуальное развитие организмов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Образование половых клеток. Мейоз Профмодуль. Что есть генетика - добро или зло? Изучение механизма наследственности Генеалогический метод исследования родословной человека. Мини-проект "Родословная моей семьи" Основные закономерности наследственности организмов. Решение простейших генетических задач Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Основы селекции организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» 10 11 12 13 14 15 16 17 Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 часов) 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Этапы развития жизни на Земле Идеи развития органического мира в биологии Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Вид, его критерии и структура Вид, его критерии и структура Процессы образования видов Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Основные направления эволюции Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Основные закономерности эволюции Человек — представитель животного мира Эволюционное происхождение человека Этапы эволюции человека Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Проект Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Закономерности взаимоотношений организмов и среды (17 часов) 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Условия жизни на Земле Среды жизни и экологические факторы Общие законы действия факторов среды на организмы Приспособленность организмов к действию факторов среды Биотические связи в природе Популяция как форма существования вида Природное сообщество — биогеоценоз Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Смена природных сообществ и ее причины Многообразие биогеоценозов (экосистем) на Земле Промежуточная аттестация Основные закономерности устойчивости живой природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Проект Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности» Оформление результатов экскурсии Закономерности взаимоотношений организмов и среды Организация и оснащение образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска. Список лабораторных и практических работ по разделу «Общие биологические закономерности» Многообразие клеток эукариот. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. Изучение изменчивости у организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Оценка качества окружающей среды. УМК Биология: 5-11 классы: программы/ И.Н.Пономарёва, В.С.Кусменко, О.А.Корнилова и др.: - М.: Вентана – Граф, 2014. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М..Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Интернет-ресурсы http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе». www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека. www.nature.ru - «Научная сеть» www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России». Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)