МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей
№ 79 от «29» августа 2024 г.
Ягофарова Е.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Святковская Л.Г.
«30» августа 2024 г.
Рабочая программа по биологии
9 класса
Чайковский, 2024-2025 г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ СОШ № 11
№ 02-01-373 от 30.08.2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО). Составлена на основе авторской программы «Биология: 5-11 классы», И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Согласно
учебному плану МБОУ СОШ № 11 на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год в 9 классе.
Цель изучения биологии в 9 классе: освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях.
Задачи:
познакомить учащихся с общими закономерностями развития живых организмов как исключительной ценности органического мира;
рассматривать возможности применения полученных знаний в повседневной жизни;
развить интерес к изучению природы.
Планируемые результаты обучения
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых
организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки
биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных
сообщений, докладов, рефератов.
Содержание биологии 9 класса
Биология как наука. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория,
их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.
Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.
Клетка. Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки:
клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов.
Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического
состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак
живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Вид. Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе.
Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания.
Экосистемы. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее
основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество
организмов. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы.
Тематическое планирование
Номер
урока
Тема урока
Номер урока в
теме
Общие закономерности жизни (5 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
Биология – наука о живом мире
Методы биологических исследований
Общие свойства живых организмов
Многообразие форм жизни
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»
1
2
3
4
5
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов)
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток
Химические вещества в клетке
Строение клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение
растительных и животных клеток»
Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов
с делящимися клетками»
Обмен веществ – основа существования клетки
Биосинтез белка в живой клетке
Биосинтез углеводов — фотосинтез
Обеспечение клеток энергией
Размножение клетки и ее жизненный цикл
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы
Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и их значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Многообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организмов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Образование половых клеток. Мейоз
Профмодуль. Что есть генетика - добро или зло? Изучение механизма наследственности
Генеалогический метод исследования родословной человека. Мини-проект "Родословная моей
семьи"
Основные закономерности наследственности организмов. Решение простейших генетических
задач
Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений разных видов»
Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у
организмов»
Основы селекции организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном
уровне»
10
11
12
13
14
15
16
17
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 часов)
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле
Идеи развития органического мира в биологии
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
Вид, его критерии и структура
Вид, его критерии и структура
Процессы образования видов
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов
Основные направления эволюции
Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Лабораторная работа № 5
«Приспособленность организмов к среде обитания»
Основные закономерности эволюции
Человек — представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека
Этапы эволюции человека
Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Проект
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития
жизни на Земле»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Закономерности взаимоотношений организмов и среды (17 часов)
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Условия жизни на Земле
Среды жизни и экологические факторы
Общие законы действия факторов среды на организмы
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Биотические связи в природе
Популяция как форма существования вида
Природное сообщество — биогеоценоз
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Смена природных сообществ и ее причины
Многообразие биогеоценозов (экосистем) на Земле
Промежуточная аттестация
Основные закономерности устойчивости живой природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка
качества окружающей среды»
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Проект
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и
среды»
Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Оформление результатов экскурсии
Закономерности взаимоотношений организмов и среды
Организация и оснащение образовательного процесса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная доска.
Список лабораторных и практических работ по разделу «Общие биологические закономерности»
Многообразие клеток эукариот.
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками.
Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.
Изучение изменчивости у организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания.
Оценка качества окружающей среды.
УМК
Биология: 5-11 классы: программы/ И.Н.Пономарёва, В.С.Кусменко, О.А.Корнилова и др.: - М.: Вентана – Граф, 2014.
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М..Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
Интернет-ресурсы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим
дисциплинам.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов .
http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
www.nature.ru - «Научная сеть»
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России».
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)