Положение о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 13 п. 3 ст. 28, п. 2 ст. 29, ст. 35, п. 5 ст. 97); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - Приказы Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»; - Письмо ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» от 30.04.2020 № 02-20/178 «О направлении материалов по проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации»; - Постановлением Правительства РФ от 17.02.2024 № 182 «Об утверждении Правил формирования и ведения государственной информационной системы «Федеральная информационная система оценки качества образования»; - Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; -Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – Школа). 1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в школе, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.4. В Положении используются следующие термины и сокращения: - качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; - оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качество образовательных достижений учащихся, качество образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления; - внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления ОО, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования; - измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; - экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; - критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия; - ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования; - НОКО – независимая оценка качества образования; - НИКО – национальные исследования качества образования; - ВПР – всероссийская проверочная работа; - ГИА – государственная итоговая аттестация; - ЕГЭ – единый государственный экзамен; - ОГЭ – основной государственный экзамен; - ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; - ФООП – федеральная основная образовательная программа; - УУД – универсальные учебные действия. 1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответственные за ВСОКО принимается педагогическим советом и утверждаются приказом директором Школы. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству. 2. Цели и задачи функционирования ВСОКО 2.1. Целями ВСОКО являются: 2 - формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Школе; - получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности Школы и повышение информированности участников образовательных отношений при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы Школы. 2.2. Основными задачами ВСОКО являются: - формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению; - формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - осуществление самообследования деятельности Школы, развитие форм оценки качества образования, включая самооценку и педагогическую экспертизу; - определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; - определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; - определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам субъектов образовательной деятельности; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям учащихся; - стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения качества и конкурентоспособности; - определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; - расширение общественного участия в управлении образованием в Школе и формирование экспертного сообщества; - анализ эффективности принимаемых управленческих решений; - разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных; - обеспечение информационной открытости оценочных процедур. 3. Принципы ВСОКО 3 3.1. В основу ВСОКО положены принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; - взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - качества и надежности средств оценки образовательных достижений; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации; - ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования. 4. Субъекты ВСОКО и их функции 4.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - администрацию школы, - педагогический совет, - экспертно-методический совет, - методические объединения учителей-предметников, 4.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит: - формирование, утверждение приказом директора Школы и контроль исполнения блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним; - разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; - обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; 4 - организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития; анализ результатов оценки качества образования на уровне школы; - организация изучения информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни системы оценки качества образования; - формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); - принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 4.2. Педагогический совет Школы: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в Школе; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием; - принимает участие: -в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; -в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; - принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 4.3. Экспертно-методический совет и методические объединения учителейпредметников школы: - участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; - содействуют подготовке педагогов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу Школы, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования. 4.4. В функции социально-педагогической службы школы в рамках ВСОКО входит: - проведение психологических исследований, направленных на выявление различных затруднений учащихся; - оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания учащихся в Школе; - разработка рекомендации для педагогов и администрации Школы по оптимизации условий образовательного процесса в Школе; 5 - разработка предложений для администрации Школы по повышению качества образования. 5. Организация оценки качества образования 5.1. Оценка содержания образования проводится в форме внутренней экспертизы ООП по уровням общего образования на предмет соответствия: - основных образовательных программ, адаптированных основных образовательных программ, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям ФГОС и ФООП; - учебного плана, плана воспитательной и внеурочной деятельности требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - расписания учебных занятий требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 5.1.1. Оценка содержания образования проводится с использованием чек-листа, являющегося приложением к настоящему Положению (Приложение 2). 5.1.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на этапе их рассмотрения по следующим критериям: - соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); - соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей (законных представителей) учащихся Школы; -соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы. 5.1.3. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется ежегодно. 5.1.4. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ делается вывод об эффективности педагогической системы Школы в отношении: - обеспечения индивидуальных образовательных траекторий учащихся; - интеграции урочной и внеурочной деятельности; - инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение уровня функциональной грамотности; - культуры учебного взаимодействия педагогов и учащихся - психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной самомотивации учащихся; - проектной и исследовательской деятельности учащихся; - социального, научно-методического партнерства; - деятельности внутришкольных методических объединений. 5.1.5. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для своевременной корректировки образовательного процесса. 5.2. Оценка предметных и метапредметных и личностных достижений учащихся включает: - национальные исследования качества образования (НИКО); - региональные мониторинговые исследования и диагностические работы; - районные мониторинговые исследования и диагностические работы; - предметные результаты обучения; 6 - метапредметные результаты обучения; - личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); - здоровье учащихся (в динамике); - достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. 5.3. Результаты деятельности педагогов и директора школы, включающие: - результаты аттестации педагогических работников и директора Школы, - результаты профессиональных педагогических конкурсов, - конкурсы инновационной деятельности, - результаты контрольно-надзорных процедур, - результаты лицензирования и аккредитации, - анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы), - результаты комплексных оценок образовательных организаций и систем рейтингования образовательных организаций. 5.4. Качество условий образовательной деятельности: - кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов); - психолого-педагогические условия; - материально-техническое обеспечение; - учебно-методическое информационное обеспечение; - санитарно-гигиенические условия; - медицинское сопровождение и питание; - наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. 6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО 6.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 6.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - размещение результатов самообследования, аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы. 6.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне Школы для: - информирования учащегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации; - разработки программ и планов адресной помощи учащимся и группам учащихся; - поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; - разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся; - анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников Школы; - подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов; 7 - планирования работы методических объединений; проведения самообследования и подготовки публичных отчетов; - оптимизации инфраструктуры и системы управления; - планирования внутреннего контроля. 7. Документы ВСОКО 7.1. К документам ВСОКО относятся: - отчет о самообследовании (Приложение 1); - сводные ведомости успеваемости; - аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности родителей, плановых административных проверок и др. - аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; - анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.; - приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образовательным учреждением. 7.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году. 8